Первое ратное поле России в гостях у Третьего

Новости Москвы 
0
531
Время на чтение 8 минут
post thumbnail

В конце августа в Белгородском государственном литературном музее открылась выставка «Задонщина» - из фондов Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле». Белгородцы радушно встретили экспозицию, любезно предоставленную и организованную «куликовцами»; к ней в течение двух месяцев будут приходить школьники и студенты, а также любители отечественной истории.

Симптоматично, что выставка задумана и реализована в год 70-летия Курской битвы, прошедшей с 5 июля по 23 августа 1943 г. и ознаменовавшейся освобождением Орла, Белгорода и Харькова, ставшей завершением коренного перелома в Великой Отечественной войне. Экспозиция в самом деле является своеобразным мостом между веками и пространствами: на землю Третьего ратного поля России пришел фото-, предметный и литературный рассказ о самом исследованном и в то же время весьма загадочном событии средневековой истории - Куликовской битве.

При открытии выставки прозвучала музыкальная композиция «Три поля России» (стихи В. Молчанова, муз. Н. Бирюкова) в исполнении Николая Бирюкова. Был показан документальный фильм о Куликовской битве, подготовленный сотрудниками музея-заповедника «Куликово поле». Прозвучал также фрагмент древней повести «Задонщина». Слово благодарности музейщикам-«куликовцам» произнесла на вернисаже директор Белгородского государственного литературного музея Инна Климова.

Присутствовавший на открытии выставки поэт Владимир Молчанов, глава Белгородской писательской организации Союза писателей России, прочитал поэму «Поле русской славы», посвященную знаменитому Прохоровскому полю, на котором 12 июля 1943 г., в день апостолов Петра и Павла, состоялось самое крупное в истории танковое сражение, писал с 1971 по 2000 год, 29 лет! Позже была исполнена одноименная оратория, часть из которой на вернисаже в литмузее вдохновенно исполнил автор музыки Николай Бирюков. Рефреном-припевом в ней проходят такие слова:

Три поля России, три поля России,
Как русские гордость, отвага и честь.
Три поля России, три поля России,
Никто нам не страшен, пока они есть.

Близ Прохоровского поля три года назад Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освящал музей «Третье ратное поле России». На мемориале «Звонница» (скульптор В. Клыков) под Прохоровкой, как поклон трем великим русским ратным полям, стоят памятники полководцам этих трех полей - Куликова, Бородинского, Прохоровского - святому благоверному великому князю Димитрию Донскому, фельдмаршалу армии Российской империи светлейшему князю М. И. Голенищеву-Кутузову-Смоленскому, Маршалу Советского Союза Г. К. Жукову.

Заведующая экспозиционным отделом музея-заповедника «Куликово поле» М. А. Воронцова пояснила: «Эта выставка - рассказ о великом сражении языком современного фотоискусства. Яркие пейзажи-знаки и пейзажи-символы, дополненные словами из летописных источников, настраивают зрителя на личностное восприятие исторического сражения. А научные реконструкции вооружения русских и золотоордынских воинов и другие реликвии рассказывают о традициях и взаимоотношениях двух противоборствующих государств - Руси и Золотой Орды, об исследователях Куликовской битвы, о находках на месте сражения, об изучении и восстановлении исторического ландшафта Куликова поля - Первого ратного поля России».

Начальник управления культуры Белгородской области С. И. Курганский в своем кратком выступлении привел слова философа И. Ильина: «Тот, кто говорит о родине, разумеет (сознательно или бессознательно) духовное единство своего народа. Это есть единство, возникшее из инстинктивного подобия, общения и взаимодействия людей в их обращении к Богу, к данной от Бога внешней природе и друг к другу. Это единство вырабатывается исторически...» И рассказал, что в областной администрации разработана программа, согласно которой все школьники за годы учебы побывают во всех музеях города по несколько раз, приобщаясь к духовным, культурным историческим ценностям своей земли.

Следует сказать, что музей-заповедник «Куликово поле» - это один из крупнейших музеев, созданный на месте исторического сражения еще в 1960-х. А первые памятные знаки о битве на легендарной земле появились в конце XVII в. Тогда на месте братских могил русских воинов был поставлен деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, которым отмечен день знаменательной битвы. Сегодня этот храм - каменный. Первые торжества, посвященные годовщине битвы, состоялись в 1850 г., когда на Красном холме был установлен памятник Дмитрию Донскому.

Если говорить о литературном источнике, давшем прямую тематическую экспозиционную привязку, так сказать, к сфере деятельности Белгородского литературного музея, то есть о «Задонщине», то это самая ранняя из сохранившихся воинских повестей, посвященных Куликовской битве. Она представляет собой страстный лирический рассказ о мужестве и воинской доблести русских воинов. В ней особо отмечается, что слава русской победы разнеслась по разным странам. Повесть «Задонщина» наполнена знаками и символами, понятными средневековому читателю, но загадочными для большинства наших современников. Поэтому выставка посредством фотоискусства в сочетании с отрывками из повести открывает глубинные смыслы содержания произведения.

В самом деле, разве оставят русского человека равнодушными цитаты «Задонщины», крупно выписанные на больших листах: «Дон река три дня кровию текла», «зане же травы кровию пролита бысть и древеса тугою к земли приклонишася», «царь Мамай пришел на Рускую землю и оттоля Руская земля сидит невесела» или вот чуть ли даже не из области, увы, актуальной политики: «быти стуку и грому велику межю Доном и Нъпром».

* * *

С кем же сразился меж реками Дон и Непрядва московский князь Дмитрий Иванович, даже получивший потом в народе прозвище «Донской»? Отчего эта битва отозвалась столь гулким эхом в русской истории?

Бились русские воины с войсками темника Мамая и его марионеточного хана Тюляка (Тулунбека). А термин «Куликовская битва» был впервые применен русским историком Н. М. Карамзиным. Странно, но первые летописные повести о сражении, созданные практически сразу после сражения, очень мало рассказывают о событии. А литературные произведения XVI-XVII вв. - «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» - изобилуют различными, даже фантастическими подробностями. Ни одно событие средневековой истории России не нашло столь широкого отражения в летописях, литературе, изобразительном искусстве, как битва на Дону.

О нашествии Мамая в Москве стало известно в конце июля - начале августа 1380 г. Князь Дмитрий Иванович на военном совете с московскими боярами и своим двоюродным братом Владимиром Андреевичем Серпуховским решил собирать полки Московского княжества и союзных князей. Сбор войска воспоследовал в Коломне 15 августа, а 20 августа оно выступило вверх по левому берегу Оки до устья Лопасни.

Отрадно привести перечень отрядов и полков, представлявших города и волости великого княжения Москвы, Коломны, Звенигорода, Можайска, Серпухова, Боровска, Дмитрова, Переяславля, Владимира, Юрьева, Костромы, Углича, княжества Белозерского, Ярославского, Ростовского, Стародубского, Моложского, Кашинского, Вяземско-Дорогобужского, Тарусско-Оболенского, Новосильского, Муромского, Елецкого, Мещерского, Пскова и Новгорода Великого; в общем строю шла также дружина служилого московского князя Романа Михайловича Брянского.

Три великих княжества Северо-Восточной Руси участия в битве, увы, не принимали. На Куликовскую рать не пришли полки княжества Нижегородского, на тот момент обескровленного набегами ордынцев. Не лишним для нашего нынешнего вразумления будет вспомнить, что не пошли на союзную битву и полки князя Михаила Тверского, выжидавшего исхода этого столкновения. Свои резоны нашлись и у князя Олега Рязанского, который проявит себя после битвы. Есть чего устыдиться потомкам.

26-27 августа наше войско, переправившись через Оку, двинулось вдоль пограничья рязанских земель на юг, где в местечке Березуй в ряды нашего воинства влились, в отличие от рязанцев, дружины литовских князей Дмитрия и Андрея Ольгердовичей.

* * *

Дон русские полки форсировали в ночь с 7 на 8 сентября, и, как свидетельствуют источники, туманным утром 8-го (21-го по нов.ст.) числа, в субботу, в день двунадесятого праздника - Рождества Пресвятой Богородицы, развернулись в боевой порядок, лицом на юг.

Сражение длилось три часа - с 6-го по 9-й час по древнерусскому временному отсчету; если переложить на наш стиль (что удалось сделать довольно точно) - с 10 часов 35 минут до 13 часов 35 минут. Началось оно со знаменитого поединка русского инока Александра Пересвета с татарином Челубеем (Темир-беем). Оба поединщика погибли. Помним, что сам преподобный Сергий Радонежский, настоятель Троицкой обители, духовный окормитель Руси, даровавший нам учение о Святой Троице, благословил князя Дмитрия на битву, отправив с ним на Дон двух своих иноков, в недавнем прошлом русских бояр, профессиональных воинов - Александра Пересвета и Андрея (в миру Родиона) Ослябю. Есть версия, что и Ослябя пал в Куликовской битве. Оба воина причислены нашей Церковью к Лику святых. Тело Пересвета вместе с телом Осляби погребено в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове в Москве.

Передовой полк в течение первого часа практически полностью погиб, но ценой этой жертвы ослабил напор татарских войск. Затем около двух часов главные русские силы сдерживали непрерывные атаки вражеской конницы на узком пространстве, образно описанном впоследствии литераторами: «...от великой тесноты задыхахуся, яко немощно бе вместитися на поле Куликовом...» И примерно к полудню (по нашему времени), как сказано, «начаша одолевать погани». Князь Дмитрий Иванович был ранен. Обязательно скажем о геройском подвиге Боровского боярина Михаила Андреевича Бренка, который перед сражением поменялся доспехами и конем с князем Дмитрием и пал в этой битве.

В критический момент в бой вступил Засадный полк, стратегически расчетливо расположенный в засаде в дубраве - неподалеку от полка Левой руки. Засадным полком сокомандовали князь Владимир Серпуховской и воевода Боброк Волынец. В прозвище последнего угадываем происхождение воина - он был с Волыни. Этот факт тоже дает нам урок единства.

Среди ордынцев началась паника, бегство. Бежал, бросив стан с имуществом и стадами, и сам Мамай, как только увидел атаку русского Засадного полка. Преследование ордынцев, длившееся до темноты, возглавил Владимир Серпуховской. В общем итоге мамайцы потеряли 8/9 своего войска.

Князя Дмитрия нашли беспамятным под сломанной березой. Несколько дней русские воины хоронили павших товарищей, собирали трофеи - оружие всегда, а в те времена особенно, стоило весьма дорого.

14 сентября русское войско двинулось на Коломну. Симптоматично и непостижимо: во время движения отдельные отряды войск Дмитрия подверглись нападениям со стороны рязанцев! И еще: когда обозы, в которых повезли домой раненых, отстали от главного войска, подразделения литовского князя Ягайло добивали наших беззащитных раненых.

***

А 1 октября москвичи встречали героев битвы.

«Считаитеся, братие, колких воевод нет, колько молодых людей нет», - говорит «Задонщина». Известны списки павших ратных людей высокого рода - от каждого полка всех русских земель. И сегодня навернутся слезы у русского человека, читающего эти списки.

В народной памяти Мамаево побоище, окрашенное в трагические тона из-за гибели многих русских воинов, осталось символом великой победы.

Неувядающая проблематика: оценивая события той эпохи, историк С. М. Соловьев писал, что Куликовская битва была «знаком торжества Европы над Азиею», носила характер их «отчаянного столкновения ... долженствовавшего решить великий в истории человечества вопрос - которой из этих частей света восторжествовать над другою».

Заместитель директора Белгородского литмузея по научно-исследовательской и экспозиционной работе Наталья Крисанова на вернисаже напомнила собравшимся, что Куликовская битва хоть и не стала окончательной победой Московского княжества над Золотой Ордой, однако возвестила русским начало конца ордынского ига. Был разрушен миф о непобедимости золотоордынского войска, был дан мощный толчок национальному самосознанию и созиданию общерусской государственности с центром в Москве.

* * *

Красота подвига, яркость доблести и величие жертвы наших воинов остаются с нами в веках, сияют нам. Спасибо доброхотам, не дающим нам забывать о великой и родной русской истории и соединяющим эти великие духовные и героические пласты - Куликова и Прохоровского полей.

_____________

Фото - Александра Жихова и автора.

http://rusedin.ru/2013/09/17/pervoe-ratnoe-pole-rossii-v-gostyax-u-tretego/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Пожарский
Все статьи Александр Пожарский
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22