Избранному папе Римскому Франциску I приписывают скромность, консерватизм, хорошее отношение к России и любовь к православному Богослужению. Многие эксперты уже поспешили высказать мнение, что с его приходом на папский престол следует ожидать улучшения православно-католических отношений.
С момента своего избрания 13 марта этого года на кафедру св. Петра бывший кардинал Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо не остается равнодушным не только к судьбе своей паствы, но и к судьбам мира. О чем свидетельствует и обращение к В. Путину, в котором он высказался против удара по Сирии
Удивительной была уже первая речь нового папы, с которой он обратился с балкона собора св. Петра к «городу и миру», начав простым и безыскусным приветствием: «Братья и сестры, добрый вечер!» Он попросил верующих молиться за него и смиренно наклонил голову, прося благословения у своей паствы. Символичным было и выбранное им имя - Франциск, в честь св. Франциска Ассизского, покровителя Италии, который прославился бедностью и смирением.
Новый папа Бергольо встал у штурвала римско-католической церкви во время штормов и бурь. В последние годы Ватикан потрясла череда скандалов - от обвинений в педофилии клира до коррупции и даже отмывании грязных денег в Банке Ватикана. Последней каплей стала публикация книги журналиста Джанлуиджи Нуцци «Ваше Святейшество», где были обнародованы личные бумаги папы Бенедикта XVI, украденные и переданные прессе его личным камердинером Паоло Габриэле.
Документы как нельзя лучше свидетельствовали о том, как иные церковные прелаты озабочены не столько спасением душ верующих, сколько вполне мирскими проблемами.
Например, святые отцы добивались от итальянского правительства отмены для них налога на жилье, который платят все граждане, имеющие недвижимость в Италии, или бесцеремонно вмешивались в дела политики, влияя на принятие тех или иных решений итальянским парламентом.
Многие считают, что именно публикация этой книги подтолкнула Иосифа Ратцингера к беспрецедентному решению сложить с себя полномочия главы Церкви и уединиться в монастыре. Тем не менее, было бы несправедливым обвинить «почетного папу» в бездействии. После эры Иоанна Павла II, занятого в основном борьбой с коммунистическими режимами в Восточной Европе, в его родной Польше, и в силу этого несколько упустившего дела собственно церквные, именно Бенедикт XVI был первым, кто озаботился проблемой педофилии среди священников, убрав со своих постов 50 епископов, которые покрывали эти постыдные факты.
Другой проблемой, которая давно назревала в недрах самого маленького государства в мире, было состояние счетов в его банке, носящем имя «IOR» («L'Istitutoperle Operedi Religione», т.е. «Институт для религиозных дел»), но занимавшемся подчас финансовыми спекуляциями и, как подозревают, даже отмыванием денег, по поводу чего прокуратура Рима завела уголовное дело. Стоит заметить, что последний президент банка Эрнст фон Фрейберг владеет компанией по строительству круизных лайнеров, яхт и... боевых кораблей для немецкого флота - деятельность, скажем прямо, далекая от «религиозных дел».
В этих обстоятельствах перемены были неизбежны, и они пришли в образе улыбчивого и простого на вид аргентинского кардинала, родившегося в Буэнос-Айресе в итальянской семье.
Следуя известной поговорке о том, что рыба гниет с головы, он решил реформировать церковь, действуя собственным примером.
Папа Франциск неоднократно заявлял, что рассматривает власть как служение, и, возможно, в силу этого он с первых же шагов опрокинул все привычные представления о том, каким должен быть глава римской церкви. Он отказался переехать в Апостольский дворец, который использует только как офис, предпочтя ему скромные покои гостиницы для кардиналов «Санта Марта», но перед этим он оплатил счет за проживание в гостинице во время конклава, дав пищу для раздумий не только высшим церковным прелатам, но и многим политикам, бездумно разбазаривающим государственные деньги.
Папа Франциск отказался носить золотые крест и перстень рыбака, считающиеся символами папской власти, предпочтя им сделанные из серебра (золотой перстень он надевает только по особенно торжественным случаям). Создается впечатление, что он бежит от богатства, от застывшего ритуала, от любой формы, не наполненной содержанием, предпочитая общаться с бедными и больными, чем с известными и важными персонами.
Его первая апостольская поездка была более чем показательной - 8 июля он отправился на Лампедузу, чтобы отслужить мессу и встретиться с беженцами и иммигрантами, которые регулярно прибывают на этот сицилийский остров в поисках лучшей жизни.
Вообще символично, что этот необычный папа явился «с самого края света», то есть из мира далекого от благополучного, но несколько утратившего основные христианские ценности Запада.
Чуждый политическим интригам Римской курии, он завоевывает симпатии верующих и неверующих своей простотой, душевностью, пренебрежением к субординации и церемониалу и не в последнюю очередь любопытством по отношению к окружающему миру.
Он готов назвать братьями как евреев, так и мусульман, считая, что мир стал слишком маленьким для вражды. В годы, когда он был епископом Буэнос-Айреса, он ходил на рождественские литургии в православную церковь и имел тесные связи с православной диаспорой столицы Аргентины, и думается, что продолжит диалог с православными в духе уважения.
Его избрание было с одобрением встречено и в России. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем приветственном послании выразил пожелание, чтобы «православные и католики объединили усилия для защиты христиан, нуждающихся в поддержке и участии, подвергающихся притеснениям и гонениям в разных уголках планеты», а также совместно трудились «для утверждения традиционных нравственных ценностей в современных секулярных обществах». Призыв Патриарха был услышан - 7 сентября папа Франциск провозгласил днем поста и молитвы против войны в Сирии, где страдают многие христиане.
Несмотря на то, что процент католиков в России весьма невелик, многие россияне, согласно соцопросу, хотели бы, чтобы папа Франциск посетил Россию, и многие уверены в том, что отношения между двумя Церквями должны быть более близкими.
Однако встрече Папы Римского с предстоятелем Русской православной церкви, как известно, мешает ряд неразрешенных вопросов, самым болезненным из которых остается самовольное и часто насильственное занятие в 1989 году ряда церквей на Западной Украине греко-католиками - собственности, которая с 1946 года принадлежала православной церкви.
Тем не менее, ясно, что духовная позиция папы, любителя русской литературы и особенно Достоевского, близка православным этическим идеалам. Так, несмотря на всю революционность своего поведения, он остается приверженцем традиционных ценностей, выступая против абортов, эвтаназии, однополых браков...
За несколько месяцев правления он внес изменения в уголовный кодекс государства Ватикан, ужесточив наказание за растление малолетних и отменив пожизненное заключение.
Однако самым большим сюрпризом стало его желание реформировать неприкасаемый Банк Ватикана, поставив его на службу религиозным, а не мирским делам.
Его генеральный директор Паоло Чиприани и заместитель Массимо Тулли были освобождены со своих постов. Позже были арестованы монсиньор Нунцио Скарано вместе с одним из бывших агентов секретных служб и биржевым брокером, которые обвиняются в отмывании грязных денег.
В будущем папа Франциск пообещал сделать банковские счета «IOR» доступными в Интернете. Нетрудно понять, что подобным поведением папа рискует нажить себе немало врагов из консервативного крыла курии, защищающих традиции римско-католической церкви. Ведь на протяжении веков она существовала и процветала именно благодаря тому, что ее прелаты имели власть, часто неограниченную, а также экономическое и политическое могущество. Католическая церковь никогда не была бедной, какой ее хочет сделать нынешний папа-иезуит, и никогда не ставила себе идеалом лишь служение бедным и пастырскую деятельность. В силу этого, возможно, ни один из пап прежде и не выбрал себе имя «бедняка из Ассизи».
Уже сегодня ясно, что реформы папы Франциска натолкнутся на сильное сопротивление его же ближайших сподвижников. В то же время, кое-кто из церковных иерархов уже начинает понимать, что времена изменились, и в сегодняшнем секулярном западном мире, чтобы окончательно не утратить свою паству, Ватикан должен радикально измениться и постараться вернуться к ценностям времен первых христиан.http://www.stoletie.ru/zarubejie/legko_li_byt_franciskom_201.htm