Магия опыта

Фотография иконы кисти Евграфа Сорокина подарена храму Христа Спасителя

0
680
Время на чтение 4 минуты

Два года работы - ради точного цвета в фотографии иконы. Фото: Виктор Васенин

Фонд "Фрески Руси" передал фотографию иконы "Спас Нерукотворный" кисти Евграфа Сорокина в музей храма Христа Спасителя. Съемка была сделана в 2003 году Юрием Холдиным вскоре после того, как икона Спаса была возвращена в храм, где она находилась до его разрушения в 1931 году.

Холдина попросили сфотографировать икону, потому что он, профессионал высочайшего класса, был страстно увлечен съемкой шедевров древнерусского искусства. Достаточно сказать, что Холдин семь лет на собственные средства снимал росписи Дионисия в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Результаты той работы можно увидеть здесь же, в музейных залах храма Христа Спасителя, где они по благословению Патриарха оставлены в постоянной экспозиции.

За прошедшие десять лет много воды утекло. В 2007 году Юрий Холдин трагически погиб. Его выставка "Фрески Руси. Дионисий. Золотой век иконописи XV - XVI вв." была показана в на крупнейших музейных площадках России, в том числе в ГТГ. Икона Спаса кисти Евграфа Сорокина была отреставрирована. Также была сделана ее копия. В итоге сегодня в храме Христа Спасителя оказалось сразу три варианта одной иконы. Подлинник Евграфа Сорокина после реставрации помещен в нижнем, Преображенском храме. Современный его "список" - в верхнем большом храме. И в залах церковного музея фотография иконы, сделанная Юрием Холдиным.

Что из того, спросит читатель. И кого интересует сейчас Евграф Сорокин, о котором не без иронии его ученик Константин Коровин написал в воспоминаниях, что "поправленные Евграфом Семеновичем [ученические] рисунки есть его лучшие произведения"?.. Правда, до этого пассажа Коровин честно описал виртуозную манеру славного рисовальщика: "Он поправлял рисунок и говорил: "Рисовать не умеете все вы, писать тоже. Дай сюда кисть". И когда брал палитру с положенной кистью, то, помешав ее с киноварью, проводил ею сверху, от головы до следков, изобразительной линией рисунка, делая мгновенно этюд ваш живым, с серьезной бодростью крепкой формы, и не было ошибки в размерах бегущей линии". А кроме того, не менее замечательными его произведениями были ученики Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где Сорокин преподавал. А среди учеников тот же Коровин, Левитан, Нестеров...

Но речь не о Сорокине. Сопоставление фотографии найденной иконы, отреставрированного подлинника и копии позволяют проследить, как меняется иконописный образ. И неожиданно обнаружить, что именно фотография лучше всего дает представление об оригинале. Правда, при условии, что ее делает такой фотохудожник, как Юрий Холдин, а печатью занимается такой мастер, как Ирина Костина, уникальный колорист, технолог фотопечати. Она работала с Холдиным с 2004 года, готовя его произведения для выставки в ГТГ. Чтобы добиться точного воспроизведения цвета и колорита иконы Спаса Нерукотворного, Ирина Костина вместе с Екатериной Даниловой, вдовой фотохудожника, потратили не один год. Самая большая сложность была в том, что фактически у них уже не было подлинника, чтобы по нему сверить цвет отпечатка. После реставрации колористическое решение иконы стало несколько иным. Собственно, любой заинтересовавшийся темой может сам сопоставить эти три варианта в храме, сделав собственные выводы.

Кто-то, возможно, решит, что тут и сопоставлять нечего. Мол, речь идет просто о репродукции иконы XIX века. Дескать, в чем тут фотографическое мастерство? Возможно, точно такие же вопросы задавали в 1920 - 1930-х годах Альберту Ренгеру-Патчу, немецкому фотографу, снимавшему в строгой эстетике "новой вещественности" этнографические объекты и растения для архива и издательского дома... Точно такие же вопросы задавали его единомышленникам Карлу Блоссфельдту и Августу Зандеру... Надо ли говорить, что сегодня эти фотографы общепризнанные классики фотографии ХХ века?

Работы мастеров "новой вещественности" были сделаны так, словно фотографа в принципе не существовало. Мастера, примкнувшие к движению "новой вещественности", определяли свое творчество как "фотографическую фотографию". Альберта Ренгера-Патча, придумавшего этот термин, даже грубая тавтология не смущала: точность превыше всего. Точность, как в научном описании, гербарии или каталоге, была их требованием. Эта эстетика развивалась параллельно с опытами фотографов "нового видения", использовавших фотомонтаж, резкие ракурсы, динамичные композиции. Всего этого нет в работах профессора Карла Блоссфельдта или шахтерского сына Августа Зандера. Отчасти своим скрупулезным подходом, при котором художественная съемка оказывалась на грани научного исследования, они оппонировали и легковесности массовой любительской фотографии.

Параллели с ситуацией конца ХХ века напрашиваются. В сущности, реакция такого фотохудожника, как Юрий Холдин, очень схожа с выбором немецких мастеров "новой вещественности". Перед нами та же попытка опереться на возможности самой фотографии, та же фанатичная приверженность точности в передаче деталей, качеству печати. И - неприятие "цифры" и "оцифровки".

Когда-то Ренгер-Патч сетовал: "Мы по-прежнему неудовлетворительно оцениваем возможности зафиксировать магию материальных вещей... Абсолютно корректная передача формы от самого яркого света до самой глубокой тени наделяют технически компетентную фотографию магией опыта". Корректная передача формы, света и тени в такой материальной "вещи", как икона Спаса Нерукотворного, оказывается "магией опыта" вдвойне.

Насколько плодотворным может быть сотрудничество фотографа, музея и храма, показывает показ в храме Христа Спасителя произведений Юрия Холдина, создавшего фотографический образ собора с фресками Дионисия в Ферапонтово. Надо ли говорить, насколько актуален сегодня этот опыт?

http://www.rg.ru/2013/08/05/spas.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Жанна Васильева
Музей и храм
От Тавриды до Северной Пальмиры разгораются общественные страсти
30.07.2015
Перспектива для Мадонны
Четыре шедевра из музеев Италии прибыли в Москву
23.12.2014
Небоскребы в Кижах?
Экс-губернатор Карелии Андрей Нелидов назначен директором заповедника "Кижи"
29.01.2013
Все статьи Жанна Васильева
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12