Жизнь по уставу

Кто сегодня приходит в монастырь

У входа в Никольский мужской монастырь нас, группу журналистов, совершавшую поездку по староладожским святыням, встретила инокиня Феодосия. Сразу же защелкали затворы фотокамер, на что матушка заметила: «По правилам церкви, нас не положено фотографировать. Вам в виде исключения можно, только, пожалуйста, не печатайте»...

Матушка Феодосия - насельница женского Васильевского скита, расположенного на противоположном берегу Волхова в деревне Чернавино. Он приписан к Никольскому мужскому монастырю. По преданию, основан был монастырь по указанию Александра Невского в память о гибели ладожан, принимавших участие в битве со шведами. По сей день ладожане хранят память о том, что их предки были великими воинами. Недаром ручей, который вытекает неподалеку от монастыря из-под горы Победище, зовется Кровавым: легенды говорят, что он три дня был окрашен в цвет крови...

После того как в середине 1930-х годов монастырь закрыли, в нем устроили машинно-тракторную станцию, ремесленную школу и общежитие. В храме Иоанна Златоуста был склад мазута и запчастей - в алтаре на полу до сих пор можно увидеть следы масел и мазута. В 2002 году монастырь снова стал действующим.

- Сегодня у нас один действующий храм на территории монастыря - святителя Иоанна Златоуста, - рассказала матушка Феодосия. - Древний Никольский собор с болью в сердце и показывать не очень хочется.

Если посмотреть на фотографии монастыря начала ХХ века, то он весь в «белых одеждах». Теперь Никольский собор стоит без штукатурки, без окон, стены прорезаны ужасающими глубокими трещинами. Оказывается, в 70-х годах прошлого века реставраторы задумали благое дело - придать храму исторический новгородский облик. Отбили всю штукатурку, возвели леса. Да так на этом все и остановилось. Леса простояли двадцать лет и сгнили. Сегодня храм в плачевном, аварийном состоянии.

- Монастырь насчитывает 21 объект федерального значения, из них за последние десять лет по-настоящему финансировался только один - храм Иоанна Предтечи. Все остальные возрождались практически полностью за счет пожертвований. Мы ни от кого не получаем никаких дотаций - ни от епархии, ни от патриархии, ни от государства. Да, нам помогают благодетели, помогают местные власти: в этом году сделана большая стоянка для автобусов. Стараниями благодетелей, помощников и верующих людей монастырь живет, платит налоги за тех, кто работает здесь официально, а не во славу Божию, оплачивает электричество, газ, воду, - говорит инокиня Феодосия.

По правде говоря, Никольский монастырь никогда не отличался особым богатством. В самые лучшие его времена до революции здесь было до пятидесяти монахов. Сейчас в обители их не больше десяти. Многие работы ведутся трудниками. Так называют людей, продолжительное время живущих и работающих в монастыре на добровольной и бескорыстной основе, но не принадлежащих к братии.

- К нам приезжают работать православные молдаване - гагаузы, - рассказала матушка. - Очень много сделано в монастыре их руками. Они вместе с нами молятся, участвуют в крестных ходах. Ребята аккуратные, трудолюбивые, усердные. Слава богу, что Господь к нам таких людей присылает.

- Как складываются отношения с туристами? - задаем вопрос.
- Туристы иногда обижаются, что обитатели монастыря не дают посмотреть архитектуру. Но нужно понимать: поскольку монастырские здания переданы церкви, совершенно не обязательно, чтобы они были открыты чуть ли не круглосуточно. Нужно уважать порядки и устав монастырской жизни. Жизнь монастырей осложняется тем, что внешний мир вторгается в нашу обитель. У нас рядом пляж, к нам в монастырь нередко заходят люди в полуобнаженном виде. Представьте себе: монах, который дал обет целомудрия, видит здесь пышнотелую даму, у которой одеждой прикрыто только двадцать сантиметров ее телес. Конечно, это вызывает отрицательные эмоции...

- А где же сами монахи? - задал вопрос один из журналистов, оглядывая ухоженное, но довольно пустынное пространство монастыря.

- Монахи на молитве, на трудах - у нас большая территория, есть свой огород. Вы хотите увидеть людей в церковном облачении, как у меня? Но трудовая одежда монаха необязательно подрясник. Жизнь не должна быть на виду, монахам необязательно демонстрировать туристам свое присутствие в обители. Вообще же в монастырях сегодня жить очень непросто. Но нужно. Потому что должен же кто-то постоянно молиться. Нестяжание, молитва не только за себя и своих близких, но и за весь мир - это всегда было и остается главной целью монашеской жизни. Говорят, пока стоит на свете хоть один монастырь и молится в нем хотя бы один монах, этот мир еще стоит...

После беседы с матушкой Феодосией мы отправились в другой монастырь - Успенский девичий, расположенный также поблизости от староладожской крепости. На входе в обитель прописаны четкие правила посещения: не курить, не распивать спиртные напитки, не гулять в пляжных костюмах, не шуметь и не кричать...

Монастырь, насчитывающий девять веков истории, вернули епархии в 2004 году. До этого тут находился специнтернат для подростков. К тому времени здесь была страшная разруха. Только Успенский собор (он считается самым северным из храмов домонгольской Древней Руси), который опекали реставраторы, был более или менее в приличном состоянии. За прошедшие годы многое удалось привести в порядок, хотя следы прежнего запустения еще остаются.

В девичьем монастыре особенно чтят игумению Евпраксию, сделавшую в XIX веке очень много для благолепия обители. Готовят материалы для ее канонизации. Добрым словом поминают и матушку Дионисию.

- До нее был устав, предполагавший, что каждая монахиня сама заботится о своем содержании и пропитании, - рассказала Илария. - Приходила, например, сестра, которая хотела жить в монастыре, на свои деньги строила здесь себе дом. Поэтому при таком порядке сестер здесь было мало. А при матушке Дионисии у сестер все стало общим, при ней даже бедные девушки могли приходить в монастырь. Сегодня здесь у нас общежительный устав, как при матушке Дионисии, никто никаких вкладов от вновь пришедших не требует. Жизнь у нас тут тяжелая, поэтому народ не удерживается. Самое сложное - послушание, - призналась Илария.

- Какие же мотивы приводят сегодня людей в монастырь? - задаю вопрос благочинной.

- В монастырь люди не сами приходят - их приводит Господь. Есть расхожее мнение, что в монастырь уходят неудачники, разочаровавшиеся в жизни, испытавшие несчастную любовь. Это абсолютно неверно. То есть некоторые действительно по таким причинам сюда приходят, но в монастыре они не задерживаются. А бывает и так, что люди, отчаявшиеся в жизни, приходят к нам, восстанавливаются в монастыре, а потом уходят обратно в мирскую жизнь.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10300920@SV_Articles

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергей Глезеров:
«Ударницы» как антитеза развалу
Феномен женского батальона
21.10.2015
Трамвай пойдет до Скорбящей
Документы Российского государственного исторического архива (РГИА) позволили пролить свет на неизвестный ранее эпизод - деятельность полевого лазарета, сформированного в Александро-Невской лавре в самом начале Первой мировой войны
18.09.2015
Неуживчивый правдолюбец и неутомимый строитель
Таким рисуется портрет этого зодчего
20.07.2015
Все статьи автора