Матушка Феодосия - насельница женского Васильевского скита, расположенного на противоположном берегу Волхова в деревне Чернавино. Он приписан к Никольскому мужскому монастырю. По преданию, основан был монастырь по указанию Александра Невского в память о гибели ладожан, принимавших участие в битве со шведами. По сей день ладожане хранят память о том, что их предки были великими воинами. Недаром ручей, который вытекает неподалеку от монастыря из-под горы Победище, зовется Кровавым: легенды говорят, что он три дня был окрашен в цвет крови...
После того как в середине 1930-х годов монастырь закрыли, в нем устроили машинно-тракторную станцию, ремесленную школу и общежитие. В храме Иоанна Златоуста был склад мазута и запчастей - в алтаре на полу до сих пор можно увидеть следы масел и мазута. В 2002 году монастырь снова стал действующим.
- Сегодня у нас один действующий храм на территории монастыря - святителя Иоанна Златоуста, - рассказала матушка Феодосия. - Древний Никольский собор с болью в сердце и показывать не очень хочется.
Если посмотреть на фотографии монастыря начала ХХ века, то он весь в «белых одеждах». Теперь Никольский собор стоит без штукатурки, без окон, стены прорезаны ужасающими глубокими трещинами. Оказывается, в 70-х годах прошлого века реставраторы задумали благое дело - придать храму исторический новгородский облик. Отбили всю штукатурку, возвели леса. Да так на этом все и остановилось. Леса простояли двадцать лет и сгнили. Сегодня храм в плачевном, аварийном состоянии.
- Монастырь насчитывает 21 объект федерального значения, из них за последние десять лет по-настоящему финансировался только один - храм Иоанна Предтечи. Все остальные возрождались практически полностью за счет пожертвований. Мы ни от кого не получаем никаких дотаций - ни от епархии, ни от патриархии, ни от государства. Да, нам помогают благодетели, помогают местные власти: в этом году сделана большая стоянка для автобусов. Стараниями благодетелей, помощников и верующих людей монастырь живет, платит налоги за тех, кто работает здесь официально, а не во славу Божию, оплачивает электричество, газ, воду, - говорит инокиня Феодосия.
По правде говоря, Никольский монастырь никогда не отличался особым богатством. В самые лучшие его времена до революции здесь было до пятидесяти монахов. Сейчас в обители их не больше десяти. Многие работы ведутся трудниками. Так называют людей, продолжительное время живущих и работающих в монастыре на добровольной и бескорыстной основе, но не принадлежащих к братии.
- К нам приезжают работать православные молдаване - гагаузы, - рассказала матушка. - Очень много сделано в монастыре их руками. Они вместе с нами молятся, участвуют в крестных ходах. Ребята аккуратные, трудолюбивые, усердные. Слава богу, что Господь к нам таких людей присылает.
- Как складываются отношения с туристами? - задаем вопрос.
- Туристы иногда обижаются, что обитатели монастыря не дают посмотреть
архитектуру. Но нужно понимать: поскольку монастырские здания переданы
церкви, совершенно не обязательно, чтобы они были открыты чуть ли не
круглосуточно. Нужно уважать порядки и устав монастырской жизни. Жизнь
монастырей осложняется тем, что внешний мир вторгается в нашу обитель. У
нас рядом пляж, к нам в монастырь нередко заходят люди в полуобнаженном
виде. Представьте себе: монах, который дал обет целомудрия, видит здесь
пышнотелую даму, у которой одеждой прикрыто только двадцать сантиметров
ее телес. Конечно, это вызывает отрицательные эмоции...
- А где же сами монахи? - задал вопрос один из журналистов, оглядывая ухоженное, но довольно пустынное пространство монастыря.
- Монахи на молитве, на трудах - у нас большая территория, есть свой огород. Вы хотите увидеть людей в церковном облачении, как у меня? Но трудовая одежда монаха необязательно подрясник. Жизнь не должна быть на виду, монахам необязательно демонстрировать туристам свое присутствие в обители. Вообще же в монастырях сегодня жить очень непросто. Но нужно. Потому что должен же кто-то постоянно молиться. Нестяжание, молитва не только за себя и своих близких, но и за весь мир - это всегда было и остается главной целью монашеской жизни. Говорят, пока стоит на свете хоть один монастырь и молится в нем хотя бы один монах, этот мир еще стоит...
После беседы с матушкой Феодосией мы отправились в другой монастырь - Успенский девичий, расположенный также поблизости от староладожской крепости. На входе в обитель прописаны четкие правила посещения: не курить, не распивать спиртные напитки, не гулять в пляжных костюмах, не шуметь и не кричать...
Монастырь, насчитывающий девять веков истории, вернули епархии в 2004 году. До этого тут находился специнтернат для подростков. К тому времени здесь была страшная разруха. Только Успенский собор (он считается самым северным из храмов домонгольской Древней Руси), который опекали реставраторы, был более или менее в приличном состоянии. За прошедшие годы многое удалось привести в порядок, хотя следы прежнего запустения еще остаются.
В девичьем монастыре особенно чтят игумению Евпраксию, сделавшую в XIX веке очень много для благолепия обители. Готовят материалы для ее канонизации. Добрым словом поминают и матушку Дионисию.
- До нее был устав, предполагавший, что каждая монахиня сама заботится о своем содержании и пропитании, - рассказала Илария. - Приходила, например, сестра, которая хотела жить в монастыре, на свои деньги строила здесь себе дом. Поэтому при таком порядке сестер здесь было мало. А при матушке Дионисии у сестер все стало общим, при ней даже бедные девушки могли приходить в монастырь. Сегодня здесь у нас общежительный устав, как при матушке Дионисии, никто никаких вкладов от вновь пришедших не требует. Жизнь у нас тут тяжелая, поэтому народ не удерживается. Самое сложное - послушание, - призналась Илария.
- Какие же мотивы приводят сегодня людей в монастырь? - задаю вопрос благочинной.
- В монастырь люди не сами приходят - их приводит Господь. Есть расхожее
мнение, что в монастырь уходят неудачники, разочаровавшиеся в жизни,
испытавшие несчастную любовь. Это абсолютно неверно. То есть некоторые
действительно по таким причинам сюда приходят, но в монастыре они не
задерживаются. А бывает и так, что люди, отчаявшиеся в жизни, приходят к
нам, восстанавливаются в монастыре, а потом уходят обратно в мирскую
жизнь.
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10300920@SV_Articles