При взгляде «со стороны» интенсификация публичного диалога о готовности Украины подписать Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, причем уже в этом году, слабо корреспондируется с евразийским интеграционным вектором, однако это как раз тот случай, когда отдельные шаги означают больше, чем официальный медийный дискурс.
Несмотря на двойственность комментариев и на фоне неоднозначной ситуации с евроинтеграционными перспективами, Украина действительно наращивает свое сотрудничество с ТС.
Проблема в том, что делается это в специфической манере, которая не всегда понятна остальным участникам этого объединения, а под медийным влиянием нередко кажется, что это лишь игра.
Например, в апреле в Киеве прошло заседание Координационной группы по вопросам технического регулирования, в рамках которой состоялась встреча министра экономического развития и торговли Украины Игоря Прасолова с членом коллегии Евразийской экономической комиссии Валерием Корешковым. На этом заседании были определены механизмы сотрудничества, которые будут способствовать устранению технических барьеров во взаимной торговле и проект плана реализации меморандумов на 2013-2014 годы. Украинской стороной тогда уже были проанализированы 25 технических регламентов ТС, и этот процесс будет лишь интенсифицироваться. Сложно не заметить, что именно эта работа над техническими регламентами означает практическое наполнение сотрудничества, которое лежит в основе интеграционных процессов.
В апреле же в правительстве Украины была создана специальная группа по изучению договорно-правовой базы Таможенного союза и условий присоединения к конкретным его соглашениям.
Напомним, что В. Янукович накануне саммита в Астане провел ротации в составе рабочей группы по вопросам развития взаимодействия Украины с Таможенным союзом. Сменился глава этой группы: вместо К. Грищенко (который хоть и опытный дипломат, но к сугубо экономическим вопросам имеет весьма отдаленное отношение) им стал Ю. Бойко - вице-премьер-министр, курирующий вопросы энергетики и частично экономики (1). Новый глава рабочей группы в развернутом интервью для «Зеркала недели», в частности, отметил: «До создания названной рабочей группы практически никто системно не занимался темой взаимоотношений в формате Украина-ТС... Наша задача - разобраться в том, как участие, присутствие или непричастность Украины к Таможенному союзу скажется на государственных интересах; понять, какие процессы происходят в странах ТС и каким образом мы можем сотрудничать с этим региональным объединением» (2).
Большая часть усилий работы этих групп была подчинена майской встрече в Астане членов Высшего Евразийского экономического совета с участием Виктора Януковича (3).
Перед саммитом в прессе появился целый ряд весьма откровенных комментариев украинских чиновников о том, что ТС является действительно важным приоритетом для украинской внешней политики.
Правительственный уполномоченный Украины по вопросам сотрудничества с РФ, государствами-участниками СНГ, ЕврАзЭС и другими региональными объединениями В. Мунтиян сообщил, что Кабинет министров до 1 июля намерен подготовить окончательные подсчеты экономической выгоды от интеграции Украины в Таможенный союз. Хотя предварительные итоги таких расчетов он озвучил еще 22 мая: вступление ТС в первый год дало бы стране прирост ВВП в размере 1,8-2,2% ВВП, а в последующие годы - не менее 1,5-1,7% ВВП.
28 мая едва ли не в первый раз публично на тему ТС высказался представитель Администрации Президента А. Гончарук: «Обойти Таможенный союз мы не можем, как бы мы ни хотели. Это 63 млрд. долл. каждый год в торговле, несмотря на кризисные годы. Украина будет настаивать на статусе наблюдателя в Таможенном союзе».
Наконец, очевидно: знаковым было заявление премьер-министра Украины Николая Азарова об ангажированности тех политиков, которые причастны к «комментированию» подписанных в Астане и Минске документах об углублении сотрудничества и взаимодействия Украины и Евразийской экономической комиссии, Таможенного союза.
По его словам, «когда кто-то начинает рассуждать о том, что такая форма сотрудничества или любая другая форма сотрудничества для Украины неинтересна, то я бы назвал такого человека профаном и абсолютно безответственным политиком по отношению прежде всего к своему собственному народу, к своей стране». В отношении же политиков, было сказано вполне ясно: «...это говорит о заангажированности такого политика, безответственности и отсутствии элементарного профессионализма» (4).
А 5 июня Николай Азаров, сообщив о том, что эксперты уже проанализировали 95 из 118 соглашений, действующих в Таможенном союзе, отметил, что «факторный анализ эффектов сотрудничества со странами Таможенного союза свидетельствует, что будет обеспечено ускорение экономического развития, активизация использования транзитного потенциала, создание новых рабочих мест».
Наряду с этим премьер-министр Украины обратил внимание на подписание ряда документов по развитию сотрудничества в рамках СНГ: «Среди подписанных нами документов хотел бы отметить несколько особо важных, направленных на инновационное сотрудничество государств СНГ, - о ходе реализации в 2012 году Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года и о Перечне пилотных межгосударственных инновационных проектов Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года» (5).
***
Практические шаги в области интеграции с ТС и двойственность риторики в медиапространстве вызывают понятные сомнения стран-участниц ТС в серьезности и долгосрочности намерений Киева, ведь фоновым остается постоянно подогреваемый процесс «бодрых» разговоров о всепобеждающей евроинтеграции.
Тем более что украинское руководство по-прежнему настаивает на том, что уже осенью будет подписана Ассоциация с ЕС. Более того, даже сотрудничество с ТС представляется Украиной исключительно в контексте непротиворечия сотрудничеству с ЕС.
Глава украинского МИД Л. Кожара, выступая на заседании Комитета по вопросам иностранных дел Европарламента в Брюсселе, отметил: «Наша позиция проста: мы присоединимся ко всем соглашениям Таможенного союза, которые не противоречат нашим обязательствам перед ЕС». А его коллега по правительству И. Прасолов поддержал евроинтеграционное направление, заявив, что адаптация технических регламентов ЕС является для его ведомства приоритетной задачей, не забыв указать, что делается это на деньги ЕС, которые тот специально выделил на эти цели.
Однако реальность евроинтеграционных успехов Киева значительно более скромная, чем это хотелось бы продемонстрировать как ЕС, так и Украине. Под бравурные заявления правительственного уполномоченного по вопросам европейской интеграции В. Пятницкого о том, что Украина в экономической сфере сделала все необходимые шаги по подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС, сложно не вспомнить слова экс-председателя и депутата Европарламента Е. Бузека: «Мы, конечно, не можем закрывать глаза и идти на компромиссы относительно наших ценностей. Тем более что ожидания ЕС от Украины не являются чрезмерными... для Европейского союза очень сложно - я думаю, что даже невозможно, - подписать Соглашение, когда нет видимых изменений и конкретных шагов со стороны Украины» (6).
То есть, с одной стороны (украинской), звучит тезис «мы давно готовы», а с другой (европейской) - «не видим конкретных изменений». И поскольку подписание Соглашения об ассоциации зависит от европейской стороны, то ее тезис является здесь более значимым.
Европейцы, уже не скрывая, ищут пути, направленные на срыв подписания Соглашения об ассоциации, предлагая возможности других форматов двухстороннего сотрудничества. Доминирующим тут все чаще становится обновленный формат «Восточного партнерства», который с завидной постоянностью мелькает в комментариях европейских чиновников и политиков.
Еще одну косвенную модель сотрудничества (которая, впрочем, не противоречит первой) предложили в рамках Ассамблеи европейских регионов, генеральный секретарь которой П. Гергент в эфире ток-шоу «Шустер Live» заявил: «Мы считаем, что в дальнейшем интеграция в Европу должна проходить через регионы... Мне кажется очень важным, что именно через интеграцию регионов такая страна, как Украина, получит возможность интегрироваться в Европу» (7).
Официальный Киев не может не замечать такой позиции европейских партнеров и прекрасно понимает, что Европа все меньше заинтересована учитывать интересы Украины при формировании своих интересов.
Особенно ярко подобная ситуация проявилась в членстве Украины в Европейском энергетическом сообществе, где она является полноценным участником. В своем интервью Ю. Бойко весьма детально описывает попытки добиться от европейцев выполнения ими же взятых обязательств и того, что из этого получается. Приводит примеры хамской манеры диалога и игнорирования интересов Украины, которое начинается уже на уровне таких стран, как Венгрия и Словакия. Весьма показательная модель для участия Украины в общих проектах с Европой.
Все это никак не способствует повышению уверенности Киева в том, что именно с Европой связаны механизмы решения экономических проблем, в то время как товарооборот со странами ТС уже сейчас составляет 60 млрд. долл. и, видимо, при благоприятных условиях будет только расти.
Неисключено, что после некоторых раздумий (а также по результатам осенних переговоров с ЕС) Банковая и сама захочет перевести нынешний уровень диалога с Ассоциации на обновленное «Восточное партнерство», особенно в преддверии проблем 2015 года.
Ведь излишне тесное сотрудничество с Европой накануне президентских выборов может существенно усложнить для действующей власти избирательную кампанию (особенно в части используемых технологий). Да и для ключевого электората Виктора Януковича, сосредоточенного на юго-востоке страны, евроинтеграция - это не тот конек, которым можно завоевать дополнительные голоса, скорее наоборот.
На этом пути договоренности о статусе наблюдателя в ТС может стать хоть и первым, но важным шагом для углубления Украины в евразийские интеграционные процессы, причем в темпе, комфортном для Киева.
(1) http://www.president.gov.ua/documents/15658.html
(2) http://gazeta.zn.ua/macrolevel/o-ts-o-es-i-sovrazhestve-partnerov-_.html
(3) http://www.pravda.com.ua/news/2013/04/17/6988376/
(4) http://un.ua/rus/article/452687.html
(6) http://www.pravda.com.ua/news/2013/04/26/6989036/
(7) http://odnarodyna.com.ua/content/ukraine-predlagayut-integraciyu-s-evropoy-cherez-regiony
http://odnarodyna.com.ua/content/ukraina-i-tamozhennyy-soyuz-po-puti-sotrudnichestva