История - удивительная вещь. Нет и не может быть одного-единственного учебника, по которому мы сверяем времена и даты. Нет и не может быть одного верного истолкования того или иного события, случившегося много лет назад. Так же не может быть одного и единственного портрета исторических личностей, описания стран и городов в том виде, в каком они прославились на земле. История - удивительная вещь и становится еще более удивительной, если вдруг превращается в... настоящее. Как? - спросите вы. Легко. С помощью воспоминаний, мемуаров, дневников некогда живших людей.
Сегодня мы расскажем вам о трех интересных книгах, изданных издательством Сретенского монастыря в серии «Русская Православная Церковь в дневниках и воспоминаниях». Читая их, можно словно бы погрузиться в воздух эпохи, увидеть тех, кого в принципе невозможно увидеть в реальном мире.
Архиепископ Леонид (Краснопевков). Записки московского викария
Архиепископ Ярославский и Ростовский Леонид (1817-1876), автор книги «Записки московского викария», - замечательный церковный писатель. Он оставил нам дневники, которые вел на протяжении всей своей жизни. В них, как в незамутненном озере, отразилась эпоха святителя Московского Филарета (Дроздова), известного проповедника, автора переписки с поэтом Пушкиным.
Владыка Леонид более 15 лет был викарием и ближайшим помощником Московского святителя, поэтому по запискам архиепископа можно вполне составить представление о личности святого Филарета. Кроме того, дневники архиепископа Леонида, - это настоящая летопись жизни Москвы второй половины XIX века.
Помимо этого перед читателем «Записок московского викария» предстает и образ самого автора - всесторонне образованного, чуткого, очень доброго и смиренного человека. Владыка Леонид начал свой жизненный путь, выбрав в качестве служения военное дело, море. Но однажды он познакомился со святителем Игнатием Брянчаниновым, который тоже был военным, и душа будущего архиепископа Ярославского устремилась к монашеству... Московская духовная академия, Савво-Сторожевский монастырь, Ярославская кафедра - везде, в каком бы сане, на какой бы должности владыка Леонид ни находился, он совершал свое служение ревностно, не жалея себя. Потому, видимо, и жизнь его оборвалась рано, в одной из архипастырских поездок по Ярославской губернии. Но мемуары его выдают путь насыщенный, в каждом дне которого прочувствован каждый миг.
Епископ Хрисанф (Щетковский). От Сеула до Владивостока
Епископ Елизаветградский Хрисанф (1869-1906) был викарием Херсонской епархии. Несколько лет он провел в качестве миссионера в Корее (1899-1904). Эти три с небольшим года стали временем активной проповеди Православия в этой стране, создания миссионерских станов, начала перевода Священного Писания на корейский язык. Трудами епископа Хрисанфа был воздвигнут первый православный храм в Сеуле, освященный во имя святителя Николая Чудотворца.
Незадолго до Русско-японской войны, в 1904 году, миссионер предпринял поездку верхом (!) от Сеула до Владивостока. Его целью было изучить быт и нравы корейцев, их отношение к религии. Описание этого путешествия проникнуто, как писал сам автор, «любовью к этому несчастному народу, надеждой на его светлое будущее» и преисполнено ревностью к святому служению Христу.
Вот один небольшой отрывок из путевых заметок епископа Хрисанфа: «Погода была великолепная; солнце ярко блестело, в воздухе носился чудный аромат от распускавшихся цветов; горы и скалы сплошь были покрыты нежными цветами только что распустившихся азалий; корейцы весело работали на своих полях, засевая разные злаки. Два года подряд провинция Канвондо терпела неурожай, и народ страшно обеднел, и немало из-за этого погибло от голода; грустно смотреть на обедневшие деревни - точно после пожара - и на исхудавшие от голода и холода мрачные и угрюмые лица крестьян... Дай Господи, чтобы настоящий год принес им отраду и радость в обилии урожая».
Книга сопровождается интересными фотографиями Кореи начала XX века.
Архимандрит Андроник (Елпидинский). Восемнадцать лет в Индии
Впервые записки архимандрита Андроника (1894-1959) были опубликованы в год его кончины, в 1959 году. Конечно, за рубежом. Дело в том, что отец Андроник осуществлял свое служение в Русской Православной Церкви Заграницей, уехал в Индию из Марселя, в котором успел основать православный приход.
В загадочной стране Индии архимандрит Андроник провел, как ясно из названия, целых восемнадцать лет, с 1931 по 1949 год. Это время было посвящено знакомству с представителями разных христианских конфессий Индии.
Как пишет Галина Гуличкина, редактор издания, «книга эта замечательна во многих отношениях. Она является свидетельством подвижнических трудов человека глубокой веры, редкого мужества и всецелой преданности своему призванию миссионера. Написана она без притязаний на литературность, но она столь правдива и полна таких интересных наблюдений, что читается она легко и увлекательно. Записки можно рассматривать и как автобиографию русского миссионера, и как живое описание современной Индии, и, наконец, как трактат о единстве Церкви. Сам автор пишет о себе с истинно монашеским смирением, он не приукрашивает действительности, его голос звучит строго и правдиво».
«Восемнадцать лет в Индии» может стать не только учебником для современных миссионеров. Помимо заметок о жизни - православных и не только - индусов в книге есть размышления о духовном опыте, современном состоянии христианства. Вот, например: «Сейчас время упадка религиозности - о духовном часто боятся и стыдятся говорить. Господь всегда и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). Он и теперь не скуден на чудеса, но поскольку люди стыдятся говорить об этом, то это свидетельствует о чем-то нездоровом. Сила истинного христианства как раз и заключается в том, что не только люди обращаются к Богу, но и Бог отвечает им как обычной помощью, так и кажущейся нам чудесной. Для Всемогущего Бога нет границ обычного и чудесного, как это бывает для нас. Иногда скромно, иногда с большой силой, своевременно людям свидетельствовать о чудесах Господа. Когда мы, не озираясь назад, действительно, как рабы Божии, с силою и верою служим Ему, - Господь нам помогает и тайно, и, если нужно, то и явно».
Газета «Православная вера» №10 (486)
http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-05-28-23-09-18-ushedshee