Увидеть ушедшее

История - удивительная вещь. Нет и не может быть одного-единственного учебника, по которому мы сверяем времена и даты. Нет и не может быть одного верного истолкования того или иного события, случившегося много лет назад. Так же не может быть одного и единственного портрета исторических личностей, описания стран и городов в том виде, в каком они прославились на земле. История - удивительная вещь и становится еще более удивительной, если вдруг превращается в... настоящее. Как? - спросите вы. Легко. С помощью воспоминаний, мемуаров, дневников некогда живших людей.

Сегодня мы расскажем вам о трех интересных книгах, изданных издательством Сретенского монастыря в серии «Русская Православная Церковь в дневниках и воспоминаниях». Читая их, можно словно бы погрузиться в воздух эпохи, увидеть тех, кого в принципе невозможно увидеть в реальном мире.

Архиепископ Леонид (Краснопевков). Записки московского викария

Архиепископ Ярославский и Ростовский Леонид (1817-1876), автор книги «Записки московского викария», - замечательный церковный писатель. Он оставил нам дневники, которые вел на протяжении всей своей жизни. В них, как в незамутненном озере, отразилась эпоха святителя Московского Филарета (Дроздова), известного проповедника, автора переписки с поэтом Пушкиным.

Владыка Леонид более 15 лет был викарием и ближайшим помощником Московского святителя, поэтому по запискам архиепископа можно вполне составить представление о личности святого Филарета. Кроме того, дневники архиепископа Леонида, - это настоящая летопись жизни Москвы второй половины XIX века.

Помимо этого перед читателем «Записок московского викария» предстает и образ самого автора - всесторонне образованного, чуткого, очень доброго и смиренного человека. Владыка Леонид начал свой жизненный путь, выбрав в качестве служения военное дело, море. Но однажды он познакомился со святителем Игнатием Брянчаниновым, который тоже был военным, и душа будущего архиепископа Ярославского устремилась к монашеству... Московская духовная академия, Савво-Сторожевский монастырь, Ярославская кафедра - везде, в каком бы сане, на какой бы должности владыка Леонид ни находился, он совершал свое служение ревностно, не жалея себя. Потому, видимо, и жизнь его оборвалась рано, в одной из архипастырских поездок по Ярославской губернии. Но мемуары его выдают путь насыщенный, в каждом дне которого прочувствован каждый миг.

Епископ Хрисанф (Щетковский). От Сеула до Владивостока

Епископ Елизаветградский Хрисанф (1869-1906) был викарием Херсонской епархии. Несколько лет он провел в качестве миссионера в Корее (1899-1904). Эти три с небольшим года стали временем активной проповеди Православия в этой стране, создания миссионерских станов, начала перевода Священного Писания на корейский язык. Трудами епископа Хрисанфа был воздвигнут первый православный храм в Сеуле, освященный во имя святителя Николая Чудотворца.

Незадолго до Русско-японской войны, в 1904 году, миссионер предпринял поездку верхом (!) от Сеула до Владивостока. Его целью было изучить быт и нравы корейцев, их отношение к религии. Описание этого путешествия проникнуто, как писал сам автор, «любовью к этому несчастному народу, надеждой на его светлое будущее» и преисполнено ревностью к святому служению Христу.

Вот один небольшой отрывок из путевых заметок епископа Хрисанфа: «Погода была великолепная; солнце ярко блестело, в воздухе носился чудный аромат от распускавшихся цветов; горы и скалы сплошь были покрыты нежными цветами только что распустившихся азалий; корейцы весело работали на своих полях, засевая разные злаки. Два года подряд провинция Канвондо терпела неурожай, и народ страшно обеднел, и немало из-за этого погибло от голода; грустно смотреть на обедневшие деревни - точно после пожара - и на исхудавшие от голода и холода мрачные и угрюмые лица крестьян... Дай Господи, чтобы настоящий год принес им отраду и радость в обилии урожая».

Книга сопровождается интересными фотографиями Кореи начала XX века.

Архимандрит Андроник (Елпидинский). Восемнадцать лет в Индии

Впервые записки архимандрита Андроника (1894-1959) были опубликованы в год его кончины, в 1959 году. Конечно, за рубежом. Дело в том, что отец Андроник осуществлял свое служение в Русской Православной Церкви Заграницей, уехал в Индию из Марселя, в котором успел основать православный приход.

В загадочной стране Индии архимандрит Андроник провел, как ясно из названия, целых восемнадцать лет, с 1931 по 1949 год. Это время было посвящено знакомству с представителями разных христианских конфессий Индии.

Как пишет Галина Гуличкина, редактор издания, «книга эта замечательна во многих отношениях. Она является свидетельством подвижнических трудов человека глубокой веры, редкого мужества и всецелой преданности своему призванию миссионера. Написана она без притязаний на литературность, но она столь правдива и полна таких интересных наблюдений, что читается она легко и увлекательно. Записки можно рассматривать и как автобиографию русского миссионера, и как живое описание современной Индии, и, наконец, как трактат о единстве Церкви. Сам автор пишет о себе с истинно монашеским смирением, он не приукрашивает действительности, его голос звучит строго и правдиво».

«Восемнадцать лет в Индии» может стать не только учебником для современных миссионеров. Помимо заметок о жизни - православных и не только - индусов в книге есть размышления о духовном опыте, современном состоянии христианства. Вот, например: «Сейчас время упадка религиозности - о духовном часто боятся и стыдятся говорить. Господь всегда и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). Он и теперь не скуден на чудеса, но поскольку люди стыдятся говорить об этом, то это свидетельствует о чем-то нездоровом. Сила истинного христианства как раз и заключается в том, что не только люди обращаются к Богу, но и Бог отвечает им как обычной помощью, так и кажущейся нам чудесной. Для Всемогущего Бога нет границ обычного и чудесного, как это бывает для нас. Иногда скромно, иногда с большой силой, своевременно людям свидетельствовать о чудесах Господа. Когда мы, не озираясь назад, действительно, как рабы Божии, с силою и верою служим Ему, - Господь нам помогает и тайно, и, если нужно, то и явно».

Газета «Православная вера» №10 (486)

Наталья Волкова

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-05-28-23-09-18-ushedshee

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Наталья Волкова:
Ксеньины кирпичики
6 февраля Русская Православная Церковь вспоминает одну из самых любимых святых русского народа - блаженную Ксению Петербургскую
06.02.2015
Все статьи автора