Русский подвижник в болгарской обители

В статье Анатолия Холодюка впервые рассказывается об архимандрите Рильского монастыря Клименте Рильском, уроженце Одессы, и представлена хроника его жизни и деятельности

Новости Москвы 
0
383
Время на чтение 12 минут
Памяти архимандрита Климента Рильского (Кучеров; 1900- 1985)
- церковного писателя и летописца Рильского монастыря в Болгарии.

В Рильском монастыре. Фото автора
В Рильском монастыре. Фото автора
На юго-западе Болгарии, в живописном уголке горного массива Рила расположен крупнейший в стране Рильский ставропигиальный мужской монастырь, основанный в Х-ом веке преподобным Иоанном Рильским, чудотворцем (ок. 876-946). В залах его большого Церковно-исторического музея хранятся древние документы, рассказывающие о русско-болгарских церковных связях, а в монастырской библиотеке имеются архивные материалы ХХ столетия, повествующие о русском присутствии в этой обители.

Одним из известных подвижников Рильского монастыря является выходец из России - архимандрит Климент Рильский (в миру - Константин Серафимович Кучеров), писатель и летописец, секретарь и библиотекарь, владевший помимо русского и болгарского - немецким и французским языками.

 

Архимандрит Климент Рильский. Фото монастыря
Архимандрит Климент Рильский. Фото монастыря
Ныне в Рильской обители имеется мемориальная келлия номер 61, где до 1961 года жил монах Климент. В ней хорошо сохранились не только его маленький иконостас, церковные книги, печатная машинка на письменном столе,   настенные фотографии в рамках , но и многие документы . Кроме того, на одном из этажей монастырской галереи в келлии номер 85 имеется и большая личная библиотека отца Климента, где можно обнаружить оригиналы и копии многих его трудов. Ключи от 61-й келлии имеет архимандрит Леонид (Генчев), принявший монашеский постриг в 1980 году и называющий себя духовным чадом архимандрита Климента Рильского.

 

Архимандрит Климент Рильский с духовным чадом - новопостриженником Виталием в 1980 году. Фото монастыря
Архимандрит Климент Рильский с духовным чадом - новопостриженником Виталием в 1980 году. Фото монастыря
Архимандрит Климент Рильский родился в 23 декабря 1900 года в Одессе. О себе он писал, что по материнской и отцовской линии происходит из тех древних болгар, кто «во времена турецкого рабства покинули Болгарию и поселились на юге Росиии» (1, с.49). Девичья фамилия его матери - Сомлева, а бабушка по материнской линии носила фамилию Жекова. Отец закончил в Москве Петровскую сельскохозяйственную академию (ныне - Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева, или «Тимирязевская академия») и получил специальность агронома. Константин еще в возрасте 13 -14 лет имел «сильное желание стать священником». Однако родители категорично выступали против его выбора. В 1915 году Константин успешно завершил учебу в реальной гимназии и уже через год был принят в 5-й класс основанной в в 1838 году Одесской духовной семинарии, но окончить учебу не успел, так как после начала в России гражданской войны  приказом Губернского отдела народного образования в 1920 году семинария была закрыта. В январе 1920 года Константин Кучеров вступил в Добровольческую армию - оперативно-стратегическое объединение белогвардейских войск на Юге России в 1917-1920 гг.

Новобранца Константина определили на учебу организованных кратких курсов по изучению артиллерийской картечи. 25 января того же года он был эвакуирован с курсантами из Одессы в Севастополь. Далее курсы проходили в Феодосии. 23 февраля Константин Кучеров завершил учебу и получил звание «инструктора по картечи» (1,c.50). По желанию начинающего военного инструктора его перевели на работу в канцелярию при администрации курсов. 17 марта Константин Кучеров получил звание младшего офицера и назначен писарем.

В ноябре 1920 года белые войска начали наступление на Крымский полуостров и 13 числа того же месяца молодой офицер Константин Кучеров вынужден с руководством курсов эвакуироваться из России.5 декабря 1920 года он оказался в городе Гелиболу (Каллиполис) на полуострове Галлиполи, который вместе с городом cогласно Севрскому миру 1920 года, отошел к Греции. Здесь произошло   расформирование управления курсов и   Константин был командирован как санитар в 4-ю хирургическую больницу Красного Креста. 1 ноября 1921 года он был назначен писарем при канцелярии больницы, которая в конце того же месяца была переведена в Болгарию. С 21 декабря 1921 года эта больница находиась в Варне и через четыре дня была переведа в Плевен. 11 апреля 1922 года больница Красного Креста переехала на новый адрес - в село Банкя под Софией (ныне - бальнеологический город - курорт Банкя).

Из Бянки Константин Кучеров написал прошение в управление Рильского монастыря о своем желании быть его послушником. Прошение было положительно рассмотрено на монастырском соборе 7 сентября 1922 года. Константин оставляет служение в больнице и 21 октября того же года прибыл в монастырь. На первых порах он последовательно выполнял послушания в ключарне, на кухне, в трапезной. Одновременно послушник Константин станосится чтецом в монастырском храме «Рождества Богородицы».

Решением монастырского собора (протокол №12 от 26 марта 1923 года) его члены единодушно рекомендуют послушника Константина к совершению монашеского пострига.   Это же решение одобрено в письме № 3918 Святого Синода Болгарской Православной Церкви.

Послушник Константин с 30 октября 1923 года начинает продолжать духовное   образование в Софийской духовной семинарии и получает стипендию Святого Синода. Однако уже 4 июля 1924 года по болезни он прерывает обучение и возвращается в монастырь.

Иеродиакон Климент в 1929 г.
Иеродиакон Климент в 1929 г.
11 августа 1924 года послушник Константин принимает монашеский постриг с именем Климент. Постриг совершил игумен Аверкий при участии старца иеромонаха Софрония. С 12 августа по ноябрь 1924 года монах Климент выполнял послушание смотрителя мощей святого Иоанна Рильского и продавца у свечного ящика (1, с. 50). Но уже 24 ноября того же года он является ответственным за выпуск монастырского журнала и становится чтецом. В конце июля 1925 года монастырь назначает стипендию и командирует монаха Климента в столицу для учебы на богословском факультете Софийского университета.

В год окончания учебы 9 мая 1929 года Софийский митрополит Стефан и игумен архимандрит Кирилл рукополагают монаха Климента в иеродиаконы. В июле того же года иеродиакон Климент получает диплом с отличием (номер 7160 от 4 июля 1929 года) и монастырский собор назначает иеродиакона Климента на должность секретаря Рильской обители. Кроме того, он занимается сбором записок о поминании и пожертвованиями монастырю. В конце ноября он становится членом ревизионной комиссии монастыря. 20 февраля 1930 года монах Климент, как свидетельствует текст письма Святого Синода (номер 1699), состоит членом монастырского собора и в марте того же года ему назначена зарплата из казны монастыря в размере 4.500 левов. Среди других его послушаний - работа в монастырской библиотеке. Совет монастыря в своем решении от 11 ноября 1931 года возлагает на отца Климента заведование монастырским музеем.

Через два года иеромонах Климент решил предпринять путешествие по Европе. В 1933 году обратился к руководству монастыря с просьбой разрешить ему провести длительный отпуск за границей.   Просьба была удовлетворена и 29 августа 1933 года он отправляется в первое большое путешествие. Пароходом он прибыл в Будапешт, а оттуда в Вену, где провел несколько дней. В Австрии он посетил Зальцбург, и оттуда, преодолев на поезде более 150 километров,   приехал в столицу Баварии - Мюнхен, где пребывал некоторое время. Далее он покинул Германию и далее его путешествие продолжилось уже во Франции. В Париже он встретился со своими родственниками и провел там целый месяц (1, c. 52). Во французской столице он изучал исторические памятники и посещал церкви и музеи. Здесь cостоялось его знакомство с католическим епископом, доктором Адольфом Кюри (Adolf Küry;1870-1956), возглавлявшем в те годы Старокатолическую церковь (Христианско-католическая церковь) Швейцарии и поддерживавшем хорошие отношения с Православной Церковью. Cтарокатолики свидетельствовали о своей приверженности догматам и канонам Древней Неразделенной Церкви. По всей вероятности, отец Климент решил более глубоко познакомиться со старокатолицизмом, чтобы написать в Болгарии книгу об особенностях этой Церкви.   Старокатолицизм как группа национальных церквей возникла в 1870-е годы вследствие неприятия частью духовенства Римско-католической церкви решений Первого Ватиканского собора: догмата о непогрешимости папы римского и догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. Помимо этого старокатолики отвергали также филиокве - догмат об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына. Иеромонах Климент выразил желание послушать в Швейцарии цикл лекций и епископ Адольф Кюри предоставил ему жилье в пансионате Берна и помог ему записаться для слушания лекций во время зимнего семестра при богословском факультете местного университета. После завершения учебы в феврале 1934 года отец Климент решил отправиться в обратный путь из Швейцарии в Болгарию через Италию.С целью знакомства и изучения историко-культурных памятников отец Климент по нескольку дней останавливался в Милане, Флоренции, Болонье и Риме. Из Вечного Города   его путь лежал в Геную, Венецию и Триест. Далее он направился в Белград и оттуда приехал в Софию. В Рильский монастырь он возвратился 21 марта 1934 года.

Итогом путешествия монаха Климента по Европе стали следующие опубликованные им работы:

1. Литургията на старо-католиците.- Пловдив, 1935. -13 стр.

2. Старокатолицизм, негова история и вероучение.- Пловдив, 1936. -157 с.

   3. Ново-езическо движение в Германии.- Пловдив. 1936.- 68 с.

 

Чудотворная икона Божией Матери «Осеновица» - святыня Рильского монастыря
Чудотворная икона Божией Матери «Осеновица» - святыня Рильского монастыря
По решению Святого Синода в 1933-1934 гг. в Рильском монастыре вводится штатная должность секретаря с месячным вознаграждением (1, с. 52) и эту работу выполняет отец Климент. 30 марта 1934 года Святой Синод назначил отца Климента ефимерием ( старшее по административной власти духовное лицо в монастыре.- Примечание А.Х.).С середины 30-х годов начинается активная издательская деятельность монаха Климента. С 1935 года он сотрудничает с церковной прессой Болгарии. Его богословские статьи и заметки появляются в изданиях «Църковен вестник», «Духовна кyлтура», «Православен миссионер» и др. В эти годы монах Климент подготовил и две книги, посвященные житию святого Иоанна Рильского и его чудесам, истории Рильской обители и чудесам высокочтимой в Болгарии иконы «Божия Матерь Осеновица»:

1.Животът на св. Ивана Рилски. Историята на Рилския монастир. Пътеводител из Рилския монастир.- Дупница, София, 1937 -1947 ( 10 изданий);

2.Чудесата на св. Ивана Рилски и чудотворната икона на Пресвятая Богородица «Осеновица» в Рилския монастир.- Дупница, София, 1937 -1946 (7 изданий).

Эти книги имели успех у читателей и в разные годы переиздавались   до 10 раз.   Монах собирает материалы к другим своим книгам: в 1938 году в Пловдиве выходит его книга о могаметанстве (религия Мухаммеда). В 1940-1941 годах вышли в свет его книги на богословские темы: «По въпроса за различията в служебниците.-Пловдив, 1940 и „Наръчна книга за духовен живот». Том 1.- София, 1941. В 1941 году он выпускает на немецком языке небольшую книгу на немецком языке о Рильском монастыре («Das Rila Kloster».

Архимандрит Климент Рильский в 1939 году
Архимандрит Климент Рильский в 1939 году
В конце января 1938 года решением cобора монастыря монах Климент назначается на должность библиотекаря. Знаменательным событием в его жизни явилось решение Святого Синода от 31 декабря 1939 года о возведении иеромонаха Климента в сан архимандрита.

Отец Климент решил приобрести профессиональные знания по библиотековедению, поэтому летом 1940 года в городе Левеч он посещал библиотечные курсы и 28 августа успешно их завершил, получив специальное свидетельство. Кроме того, с 1939 по 1940 год он заочно учился в Кооперативной школе Софии и с отличием завершил учебу, получив диплом, где указана его специальность «кооперативный счетовод» (1, с. 54). В эти же годы он он продолжает заниматься издательской и переводческой деятельностью. На русском языке выходит в 1950 году его книга «Рильский монастырь». На болгарском языке в 1958 году он выпускает в сокращенном переводе книгу Никодима Святогорца «Невидимая брань».

Среди других послушаний, которые до 1961 года выполнял в Рильском монастыре архимандрит Климент, была работа в качестве советника по оценке старинной   церковной утвари и председателя «музейного совета по старине», ведение в 1951 -1952 гг. книги «кондиката», где   записывались имена братии для их вечнаго поминовения, книги протоколов монастырского собора (1, с. 55) и книги отчетности монастырского хозяйства. Кроме тогo, по просьбе игумена он проводил по вечерам для братии духовные беседы и произносил в храме проповеди. Так, начиная с 1952 по 1961 год им проведено 259 бесед и произнесено 186 проповедей (1, с. 56).

С 20 мая по 5 июня 1958 года архимандрит Климент с благословения   монастырского правления и лично Болгарского Патриарха Кирилла в составе экскурсионной группы «Балкантурист» совершил поездку в Совeтcкий Союз, где посетил Киев, Ленинград и Москву.

В январе 1959 года настоятель епископ Стобийский Варлаам, управлявший Рильской обителью с апреля 1949 по ноябрь 1961 года, назначил архимандрита Климента «референтом, докладчиком, экскурсоводом и библиотекарем» с месячной зарплатой 668 левов (с. 56).

Продолжение следует

www.agionoros.ru/docs/651.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Гурьевич Холодюк
Все статьи Анатолий Гурьевич Холодюк
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06