Сберегший Слово Руси

0
252
Время на чтение 6 минут
post thumbnail

Этому просветителю, 405-летие памяти которого приходится на 2013 год, мы обязаны сохранением Православия на западнорусских землях Речи Посполитой, грамматикой, которой пользуемся по сей день, и Словом Божьим - первой канонической Библией на Руси.

Князь Константин-Василий Константинович Острожский происходил из знаменитого рода князей Острожских, прославившегося на полях битв и духовной стезе. Прямой потомок святого равноапостольного князя Владимира-Крестителя и святого рыцаря Федора Острожского, ревнителя и защитника Православия, участника Грюнвальдской битвы и гуситских войн, он родился в Турове, где провел детство и юность.

Рано потерявший отца и выращенный матерью, которая происходила из знаменитого на Белой Руси рода князей Слуцких, князь с юных лет был убежденным сторонником Православия. Будучи владельцем огромных имений на землях Белой Руси, Украины и Польши, достигавших Кракова, юный Константин в 1559 г. стал киевским воеводой, получив под свое начало почти все Правобережье и Волынь. Он превратился в фактически равного королю Польши самого влиятельного правителя украинных земель Западной Руси, которые защищал от многочисленных татарских набегов.

Несмотря на то, что официально высшим ктитором Киевской метрополии числился польский король, именно князь Острожский стал наиболее значимой фигурой среди мирян в деле защиты и опеки Православной церкви, патронат над которой и ее паствой перешел ему от отца. Константинопольский патриарх Иеремия II, высоко ценивший усилия князя, именовал его в своих грамотах поборником и хранителем всей православной веры на западнорусских землях.

В своих обширнейших имениях князь основал более 600 церквей и 20 монастырей, при которых открывались школы и больницы для народа русского. Сам Константин Константинович, невзирая на высокое положение, вел набожный образ жизни, много времени отдавая духовной жизни. В Великий пост он удалялся в монастырь, где проводил долгие ночи в думах и молитвах.

Князь был одной из самых авторитетных фигур в деле защиты Православия от унии с Римом. Он многократно обращался с посланиями к польскому королю, духовенству и народу русскому, выступал на сеймах, стремясь оградить православное население Речи Посполитой от экспансии католицизма и иезуитов. Из-за деятельности последних православные священнослужители на землях Белой Руси и Украины были лишены возможности получения духовного образования. К концу XVI века у них оставались лишь школы начальной письменности и то лишь при отдельных монастырях и храмах. Сами же иезуиты, наоборот, развили и активно распространяли свою систему пропаганды и образования. Под угрозу было поставлено само существование Православия.

Именно поэтому князь Острожский стал оказывать постоянную поддержку школам при православных братствах, готовившим духовных наставников и подготовленных к православному служению пастырей. Он основал множество школ, в том числе во Львове, Турове, Слуцке, Владимире-Волынском... Больше всех из них прославилась знаменитая Острожская школа-академия, основанная в родовом поместье на территории нынешней Украины. Она имела трехступенчатую структуру и соединяла элементарную (начальную), среднюю и высшую системы образования. В основу была положена европейская система «7 наук» - грамматики, арифметики, диалектики, музыки, астрономии, риторики, геометрии. Одно из ключевых направлений - изучение церковнославянского языка. Здесь же, в Остроге, была создана одна из мощнейших типографий Центральной и Восточной Европы, где печатались учебники и духовно-просветительская литература.

При типографии князь Константин создал кружок, в который вошли образованнейшие люди и просветители Западной Руси - писатели, полемисты, переводчики, издатели. В их числе: русский первопечатник Иван Федоров, епископ Мелентий Смотрицкий, Тимофей и Василий Суражские, Герасим Смотрицкий, братья знаменитого борца против унии казачьего атамана Северина Наливайко священники и просветители Демьян и Игнатий, Захария Копыстенский, киевский митрополит Иов Борецкий, основатель панегирического жанра поэт Андрей Римша, педагог и проповедник Стефан Зизаний (Тустановский)... В Остроге часто бывали и преподавали ученейшие люди православного и славянского мира того времени - патриарший экзарх священномученик Никифор Контакузин, будущий Александрийский и Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис, Дионисий Палеолог, автор «Апокризиса», считающегося одним из лучших образцов полемической литературы чех Мартын Броневский...

В острожской типографии, просуществовавшей лишь 34 года, были изданы десятки книг - от азбуки до учебных и просветительских трактатов, оказавших огромное влияние на просвещение русского народа и развитие духовной мысли Православной церкви. Здесь была предпринята первая на Руси с XI века попытка привлечь на служение русской Православной церкви греческую и латинскую ученость. Именно здесь Стефан Зизаний издал первый учебник славянской грамматики, позже использованный М.В. Ломоносовым для создания первой полной научной нормативной грамматики русского литературного языка, той грамматики, которой мы пользуемся и по сей день. А Иван Федоров напечатал свою знаменитую «Библию Славянскую».

Князь Острожский, в отличие от предшественников, предпринял титанические усилия, дабы сделать ее текст каноническим, полным и общедоступным. Во время подготовки он отправил надежных людей в сербские, греческие, болгарские монастыри для сбора списков Слова Божьего. Неоднократно обращался к Константинопольскому патриарху Иеремии с просьбой прислать «добре исправленныя и безпорочныя греческия и словенския рукописи». Из Москвы из библиотеки своего родственника царя Ивана Грозного он получил главный список, копию Геннадьевской Библии...

Острожская «Библия» и «Грамматика славянского языка» (1596) стали великим духовным сокровищем всего христианского и русского мiра. Недаром знаменитый чешский проповедник и полемист XVII века (из закарпатских русин) Михаил Андрелла (Оросвиговский) утверждал, что истинную веру ему открыла лишь эта книга: «Един листок этой книги не отдал бы за всю Прагу, Англию и немецкую веру». «Библия», изданная князем Острожским, была официально признана и востребована Патриархатом Русской православной церкви (первое московское издание 1663 г. было перепечаткой острожского издания И. Федорова 12 августа 1581 г. и позже положено в основу Елизаветинского издания 1751 г.) и обеспечивала литургические потребности православного славянства на протяжении четырех столетий!

Словно предчувствуя это, писатель Герасим Смотрицкий в стихе, завершавшем предисловие к первому изданию «Библии», подчеркивал не только кровную, но и духовную преемственность князя Острожского с его предком св. князем Владимиром, крестившим Русь:

Владимир бо свой народ Крещением просветил,
Константин же благоразумия
Писанием осветил...

Константин Константинович Острожский, пользовавшийся огромной народной любовью и поддержкой, имел все шансы стать в 1586 г. новым избранным королем Речи Посполитой, а в 1598 г. занять престол Московской Руси, поскольку приходился троюродным братом царю Ивану Грозному (через Елену Глинскую). Однако в обоих случаях он стал жертвой подлости и коварства иезуита Петра Скарги - серого кардинала унии с Римом, втершегося и в княжескую семью. Иезуиты убили преемника Острожского в деле защиты Православия на Западной Руси юного князя Дмитрия Сангушко, обеспечили исчезновение завещания князя, искалечили жизнь любимой племянницы Елизаветы, убив ее возлюбленного (и доведя юную княжну до безумия) и сыновей - Александр и Иван ушли из жизни при странных и таинственных обстоятельствах в польском Люблине в разное время в доме одного и того же человека (младший сын был отравлен слугой). Оборвался тем самым знаменитый род по мужской линии...

Невзирая на все испытания, беды и невзгоды, князь дожил до глубокой старости, до последнего дня оставаясь верным Православию и избранной стезе просветителя Руси. Именно благодаря ему в октябре 1596 года Брестский православный собор выстоял под нажимом католиков и иезуитов, вследствие чего от римо-униатского «душехватства» было сохранено Православие на украинских и белорусских землях и усилились их контакты с единоверной Московской Русью.

Родившийся на Белой Руси князь упокоился на Украине 13 (26) февраля 1608 г. Здесь же, в Богоявленской замковой церкви родового Острога, он и похоронен. Перед самой смертью он успел основать третью типографию в Киево-Печерской лавре, ставшую впоследствии основой знаменитой киево-печерской типографии, которая, в свою очередь, стала в XVII веке главной поддержкой Православия в юго-западной Руси.

___________

Фото - http://www.belrus-seminar2008.narod.ru/kr_stol-Ostrogskij.htm; http://club.foto.ru/gallery/30/photos/258894/


http://rusedin.ru/2013/05/23/sberegshij-slovo-rusi/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Амбражевич
Все статьи Николай Амбражевич
Последние комментарии
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 19:39
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Человек
30.12.2024 19:08
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22