Светло и благодушно прошли пасхальные дни. В прошлые годы, бывало, что-нибудь да смущало: то фильм по ТВ оккультный покажут, то выставку непотребную откроют. Или вот, помню, когда первые лица государства стали участвовать в пасхальных богослужениях, то многие посмеивались: «Приспособленцы, идеологические перевёртыши. А свечку-то, свечку в какой он руке держит?!»
Ныне исповедание православия стало столь обыденным для госслужащих и вообще людей публичных, что уже и не замечаешь. Но одна история впечатлила... Первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин решил на нынешнюю Пасху совершить паломничество в Иерусалим. «У меня была острая душевная потребность побывать в этом году на Святой Земле - в том числе, чтобы помолиться, поблагодарить Бога за удачно проведённую операцию на глазах», - рассказал Торшин «Парламентской газете». Там с ним произошло одно удивительное происшествие: на праздничном богослужении он увидел, что архиерею прислуживает... «отец Александр» - главный герой фильма «Поп». Парламентарий не поверил своим глазам, но загадка вскоре раскрылась. После службы Торшин зашёл похристосоваться к начальнику Русской Духовной Миссии архимандриту Исидору. Рядом с батюшкой стоял Сергей Маковецкий, игравший в фильме «Поп». Он и был иподиаконом на службе.
Можно ли было раньше такое представить? Или вот факт. Накануне 9 мая в Храме Христа Спасителя на пасхальный молебен собрались участники будущего Парада Победы - 4,5 тысячи военнослужащих и курсантов во главе с командующим парадом и командирами парадных расчётов. Славили воскресшего Христа и молились за успешное проведение главного парада России.
А кто бы в советское время мог представить, что Лев Лещенко, певший в ту пору «И Ленин такой молодой...», будет исполнять «В храмах Москвы зажигаются свечи»? Так называется только что написанный гимн «Программы 200 новых храмов Москвы», по которой в столице уже началось массовое храмостроительство. А ведь церкви здесь взрывали динамитом не так давно, какие-то полвека назад. Последняя из взорванных - Преображенская, её разрушили в 1964-м. Прихожане собрали тогда тысячи подписей в защиту храма, несколько дней не покидали его стен, молились - проявив мужество, достойное первых гвардейцев Преображенского полка, похороненных на территории церкви. Изгнать их смогли, только забросав дымовыми шашками... А теперь взорванный храм, как и многие другие, восстанавливают на голом фундаменте.
Конечно, всё это радует. Но стоит ли благодушествовать по поводу «возрождения православия в России»? Да, храмы уже не взрывают. Да, можно открыто исповедовать себя христианином. Но государство как было, так и осталось косной машиной, собранной из атеистических шестерёнок. И храмы сейчас восстанавливаются не этой машиной, которая когда-то их рушила, а живыми людьми. И многое зависит от того, кто государством управляет. Уйдут эти, придут во власть другие - и отношение к Церкви может кардинально поменяться.
Накануне Пасхи греческий церковный интернет-портал Romfea.gr взял интервью у Патриарха Кирилла. На вопрос о государственной помощи наш Предстоятель ответил: «В России уровень церковно-государственного партнёрства существенно ниже, чем в Германии, где государство собирает налоги для Церкви, во Франции, где президент назначает епископов в регионе Эльзас и Лотарингия, в Англии, где монарх является главой Англиканской Церкви, в Греции, где Церковь является государственной, или даже в США, где президент приносит клятву на Библии...»
С точки зрения нынешнего государства, Русская Православная Церковь не многим отличается от обычных некоммерческих организаций (НКО). Вот недавний случай. Прокуратура Ленинского района столицы Мордовии едва не объявила Саранское православное духовное училище «иностранным агентом». Сейчас все НКО проверяются на предмет финансирования из-за рубежа, и федеральный орган Росфинмониторинг обнаружил, что духовное училище получало иностранную помощь. Его ректор, протоиерей Александр Пелин, был вызван в прокуратуру «для дачи объяснения по вопросу исполнения законодательства об общественных объединениях». Действительно, в 2012 году германский православно-католический фонд «Помощь церкви в нужде» выделил СПДУ около 600 тысяч рублей, которые были потрачены на ремонт столовой и трапезной, а не на политическую деятельность. Стало ли от этого церковное училище «иностранным агентом»? И вообще, можно ли церковь причислять к НКО? В данном случае и Росфинмониторинг, и прокуратура ничего «личного» против Церкви не имели - государство просто исполняло свои функции.
Или вот ещё недавний случай - с объявлением голодовки директором школы № 15 города Миасса Челябинской области. На крайний шаг Елену Чешуину толкнуло то, что государство в лице прокуратуры не захотело защитить её от облыжного обвинения в «насаждении православия», из-за которого её уволили с работы. Поводом было следующее. Мама одной из учениц, продавщица, возмутилась, что на фестивале «Музыка души», посвящённом празднику в честь Кирилла и Мефодия, её дочке поручили спеть «Про папу и меня». Это довольно известная шутливая детская песенка. Начинается она так: «День, когда семье родной Бог меня послал, говорят, что папа мой очень горевал. Говорят, четыре дня он не пил, не ел, потому что не меня, мальчика хотел». Далее в припеве повторяется: «Но ему сказали сразу, это вам не стол заказов...» Сюжет в том, что дочка нежно обнимает папу за шею и успокаивает его: «У кого-то девочки тоже быть должны!» Песенка так разозлила маму, что она обвинила директора школы, будто та на занятиях факультатива «Основы православной культуры» насаждает веру в Бога. Тут же подключились СМИ. По словам Чешуиной, журналист НТВ расспрашивал её дочку, ученицу той же школы: «Правда, что у вас директор бесов колокольчиком изгоняет?»
То, что занятия по ОПК, проводившиеся в школе № 15 последним уроком, - дело добровольное и что 86 процентов родителей высказались за них, похоже, никого не интересовало. И власти, которые должны были тщательно разобраться в законности увольнения с работы директора школы, поверили всем обвинениям. Сработала презумпция виновности «религиозников». Такова суть «светскости» нашего государства.
И что у нас в стране всё же происходит возрождение православия - это чудо. За ним стоит не государственная машина, а живая вера, живое искреннее сочувствие конкретных людей, их светлых душ. От понимания этого нынешняя пасхальная радость становится только светлее. Но благодушествовать тут не резон. Живое - значит, ранимое, не всегда постоянное. И от нашей веры, от наших дел зависит, чтобы возрождение не обернулось новым богоборчеством.
Михаил СИЗОВ