Новая жизнь монастыря Святых Архангелов

Косово и Метохия: сербы и их святыни

0
208
Время на чтение 4 минуты

Из белой перевернутой пластиковой бочки доносится тявканье маленькой собачонки, почти еще щенка. Пес выглядывает из своей «конуры», - наверное, здесь, вдали от села, его оставил хозяин. Вокруг кучи костей животных, расколотые мраморные плиты, бурьян, некошеная трава и разломанный забор. Внизу раскинулось некогда сербско-албанское Ново-Село, что в Вучитрнском краю Косова. Собака живет на кладбище, где не осталось ни одного не оскверненного памятника. Все они разрушались систематически, а чудом до сих пор уцелевшие могилы были разорены во время погрома кладбищ в январе этого года. На кладбище редко кто-нибудь бывает, поэтому только спустя три-четыре месяца, навещая свою родину, Благое Йованович замечает: «Кто-то добил и то немногое, что еще оставалось. Вот, здесь еще белеет кое-что. А через какой-нибудь год все окончательно зарастет. Они соберут разбитые камни и перепашут все так, будто тут ничего никогда и не было. И так вокруг уже одни поля».

 
Надгробная плита его родных Зорана, Божаны, Катарины и Аритона так сильно разбита, что Благое использует ее куски как заслонку, чтобы свечи не гасило ветерком, поднимающимся из прекрасной долины, по которой проходит дорога к знаменитому селу Самодреже.

Бешеная ярость, с которой были опустошены эти могилы, вызывает ужас. Камни размолоты на мелкие куски, по которым невозможно даже восстановить имя. На обломке надгробной плиты за псом, который не перестает лаять, видна фамилия - «Лазич». Кое-где еще лежат, дожидаются новой Пасхи, цветы.

Благое Йовановичу, местному уроженцу, нечего бояться, ему много раз приходилось поднимать хозяйство с нуля. Глядя на то, как в его запущенном саду пасут скотину, он ни на секунду не задумавшись, отправляется прогонять незваных гостей из своих владений. До конфликта 1999-го года в поселке Ново-Село прекрасно жили пятьдесят сербских семей. Им была возвращена их земля, конфискованная коммунистами, казалось, ничто больше не предвещало беды. Сегодня в селе никто не живет. Несмотря на то, что, как утверждает администрация, для возвращающихся сербских беженцев были отремонтированы дома, здесь нет ни одного серба. Эти однотипные дома практически полностью разграблены, из них выгребли все, что можно было унести. Дом Благоя был полной чашей, теперь у него нет дверей, провода вырваны из стен, а шелковица, посаженная еще его дедом, срублена.

Провал программы возвращения сербов в свои дома имел несколько фаз. После первоначального воодушевления и активных контактов с соседями, которые в основном засчет возвращающихся кое-что получили: где-то новую дорогу, где-то водопровод, где-то еще что-нибудь для достойной встречи репатриантов, все начало меняться. Сиротская атмосфера убогих домов, полное отсутствие работы, невозможность вернуть все то, что наживалось десятилетиями труда, внезапное охлаждение отношений с соседями, нетерпимость и периодические стычки похоронили всякие надежды на будущее.

«Мне никто не может запретить приехать сюда. Уж что-что, а на это кладбище я всегда приду», - говорит Благое, окидывая взглядом свой родной плодородный край. По-другому дела обстоят на крайнем юге Косова и Метохии, в каньоне Быстрицы под Призреном.

На маленьком и суровом, окруженном стенами, клочке земли идет восстановление монастыря Святых Архангелов. Все то, что было обращено в прах во время погрома 17-го марта 2004 г.,[1] теперь начинает отстраиваться заново, и уже в первые недели после Пасхи большой братский корпус должен обрести кровлю. К толстым стенам, о которые разбиваются воды Быстрицы, пристроен новый двухэтажный братский корпус, окрестные сербы искренне радуются каждой новой перемене в своем монастыре.

С благословения епископа Феодосия, архимандрит Михаил начал великое дело обновления комплекса, построенного когда-то сербским царем Душаном, который нуждается в полной основательной реставрации, начиная с фундамента, и заканчивая братским корпусом и двумя церквями, от которых остались только основания стен.

«Радость обновления иногда пугает человека», - говорит отец Михаил. По его словам, Святые Архангелы воскресают этой весной благодаря любви и вере всех, кто помогает, молится и болеет душой в эту и другие святыни Призрена. В планах также восстановление маленькой, давно разрушенной церкви Святого Николы, чтобы в большой братский корпус мог прийти любой, чтобы всегда было, где переночевать и чтобы сам Призрен стал ближе.

В обоих случаях, вучитрнском и призренском, речь, на самом деле, идет о свободе, ее восприятии и о том, кто определяет ее границы. Можно ли оставаться свободными под влатью другого этноса, и где границы духовного и символического значения в жизни дискриминированных людей? Плодородное, богатое и прекрасное Ново-Село потеряно. Сербы в нем не выжили, потому что степень их свободы определяли другие люди, другие люди решали, как должны выглядеть их дома и в чьем саду им можно пасти скот.

На куске призренской каменистой бесплодной земли с могилой царя Душана посередине есть жизнь, работа, обновление и развитие. И во всем этом есть что-то более важное - ощущение свободы. В окружении этих древних стен каждый пришедший старается сделать что-то как свободный человек. В эту спасительное место сбиваются все несчастные, чтобы ощутить свободу, чтобы жить ею.

Живоин Ракочевич
Перевела с сербского Анастасия Галанина

http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/61553.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Живоин Ракочевич
Я ждала смерти в белой рубашке
17 марта 2004 года, в Косово и Метохии начались массовые погромы, жертвой которых стали святыни и люди, чьи предки веками жили и трудились на этой земле
15.03.2012
Я ждала смерть в белой рубашке
Семь лет назад, 17 марта 2004 года, в Косово и Метохии начались массовые погромы, жертвой которых стали святыни и люди, чьи предки веками жили и трудились на этой земле
18.03.2011
Все статьи Живоин Ракочевич
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06