Автопробег связал города-герои и поколения

post thumbnail

Эта акция стала мирным протестом против обозначившейся в последние 22 года разрозненности наших русских пространств, возникшей вследствие расчленения большой страны на части. Автопробег «Победа - одна на всех!» оказался резонансным объединительным явлением, приуроченным к 68-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне и 70-летию разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. Потому и конечный пункт путешествия оказался предопределен - Волгоград.

Участники мероприятия организовали маршрут таким образом, что, стартовав 24 апреля в Мурманске, преодолели 6362 километра, посетив по пути все 12 городов-героев (Мурманск, Санкт-Петербург, Москву, Тулу, Смоленск, Минск, Киев, Одессу, Севастополь, Керчь, Новороссийск, Волгоград) и Брестскую крепость-герой. Для раритетных автомобилей, не рассчитанных на столь продолжительные поездки, результат впечатляющий.

Автопробег осуществил некую смысловую «закольцовку» трех русских государств, снова обозначив нашу общность и неделимость судьбы, истории и памяти. Ветеран Великой Отечественной войны Иван Хоменко (Севастополь) назвал его «автопробегом дружбы», который вновь объединяет в единое целое народ, разбивший коварного врага.

Ветераны, встречавшие автомобилистов в каждом городе, радостно отмечали, что автопробег организован молодежью. «Встреча с вами для меня лично - изумительный подарок, - взволнованно сказал во время встречи в Санкт-Петербурге А. Кузнецов. - Ваш поступок говорит о том, что вы ясно представляете величие народа, одержавшего Победу в Великой Отечественной войне, понимаете, что цена этой победы высока, тяжела и трагедийна».

Участники экипажей в свои города привезут капсулы с землей, взятой на полях сражений Великой Отечественной войны, которые они получили от ветеранских организаций городов-героев. В свою очередь, они в каждом городе оставляли капсулы с мурманской землей.

Пройти столь внушительный маршрут решились на автомобилях ГАЗ М-20 «Победа» шесть экипажей из Ханты-Мансийского АО, Тюмени и Мурманска. Средняя скорость на трассе составляла 70-80 км/ч, но, например, между Тулой и Смоленском скорость приходилось сбрасывать до 20-30 км/ч.

Экипажи из Ханты-Мансийска выехали в Мурманск загодя, 18 апреля, на автовозах. Кстати, и домой из Волгограда они отбыли на автовозах. А вот мурманский экипаж А. Фунтова и Г. Шадрина решил вернуться своим ходом. К слову, дед А. Фунтова прошел всю войну механиком в автобронетанковых войсках, а 9 мая 1945 г. встретил в Берлине.

Среди экипажей автопробега есть участники прошлогоднего мероприятия, прошедшего по маршруту Нижневартовск-Екатеринбург. Так, К. Репин в 2012 г. преодолел на «Победе» более 2 тыс. км. Тюменец Ю. Ильченко вместе со своим напарником А. Машковым на «Победе» (ГАЗ М-72 1949-го, самый возрастной в проекте) проследовал в составе автоколонны тогда от Тюмени до Екатеринбурга и своим ходом вернулся обратно. Е. Кравчук, владелец ГАЗ М-72 1956 г. выпуска, разменял 72-й год (он фактически ровесник войны, ребенком в годы войны потерявший практически всю семью), но в выносливости вождения не уступал молодым коллегам.

Константин Репин, председатель молодежного парламента при Думе ХМАО-Югры, автор идеи проекта «Победа - одна на всех», подчеркнул: «Второго февраля 1943 г. гитлеровцы были разгромлены под Сталинградом, а третьего февраля 1943 г. была начата разработка нового легкового автомобиля, который позднее получит название «Победа». Мы решили объединить эти два события - ведь в этом великий смысл: в самый переломный момент войны начинается подготовка к выпуску автомобиля, который позднее станет одним из самых знаковых символов мирного времени... Главная наша цель - отдать дань памяти всем тем, кто завоевал Великую Победу».

Практически во всех городах-героях участники пробега провели автомобильные ретро-выставки, собиравшие порой сотни неравнодушных соотечественников.

В Мурманске участники автопробега пробыли два дня, познакомились с его главными достопримечательностями - атомоходом «Ленин», посетили Абрам-мыс, другие знаковые места города и отправились в путь 25 апреля, заехав в Кандалакшу - к памятному знаку «Танк» и Воинскому мемориалу.

27 апреля в Санкт-Петербурге состоялась торжественная встреча участников патриотической акции на площади перед Большим концертным залом «Октябрьский». Затем колонна проследовала к Пискаревскому мемориальному кладбищу на встречу с жителями блокадного Ленинграда и для возложения цветов.

На Исаакиевской площади у Законодательного собрания Северной столицы к колонне присоединились три петербургские «Победы» и другие автомобили ретро-марок. На пл. Победы и возле Монумента защитникам Ленинграда автомобилисты почтили минутой молчания павших и зажгли свечи в память о них.

«Многие из нас впервые в этом городе, и мы были потрясены некоторыми подробностями событий военного времени, - отметил Р. Гаджиев, член экипажа «Победы» из г. Нягань. - Никогда раньше история блокадного Ленинграда не была так близко от нас, автопробег дал нам возможность пропустить события того времени через себя».

Накануне выезда механики вместе с водителями экипажей провели почти всю ночь в гараже, чтобы выйти на старт вовремя. Организация автопробега была бы невозможной без поддержки поклонников ретро-автомобилей в каждом городе, которые оперативно находили нужные запчасти, обеспечивали площадки для ремонта.

Москва, как и Петербург, встретила победовцев мелким дождем. На Манежной площади их автоколонна достигла 13 ретро-машин. Среди присоединившихся был и коллекционер ретро-техники Джон Макикен из Небраски (США), отметивший, что для него большая честь принять участие в пробеге. В Александровском саду к могиле Неизвестного солдата участники автопробега вместе с воспитанниками ряда кадетских корпусов возложили цветы.

Город-герой Тулу автопробег посетил 28 апреля, были возложены цветы на пл. Победы у памятника Защитникам города. А в пожарной части № 11 участники автопробега смогли в теплых боксах провести необходимое техобслуживание.

В понедельник 29 апреля экипажи прибыли в Смоленск. Там команда автопробега приняла участие в митинге у Вечного огня в Сквере памяти героев и передала подарки для ветеранов.

В тот же день ближе к полуночи колонна пересекла границу Беларуси, в Минск машины прибыли на рассвете. Во время открытия республиканской патриотической акции «Спасибо за Победу!» участники автопробега возложили цветы к Вечному огню, передали ветеранам Минска поклон от ветеранов городов, через которые уже проследовал автопробег, прокатили их на «Победах», сделав круг почета по центру города.Дорога до Бреста от Минска выдалась непростой, мешали поломки. Техникам пришлось потратить несколько часов на ремонт, содействие оказал Брестский клуб любителей ретро-автомобилей «Адам».Фактически весь день 1 мая участники акции провели в Брестской крепости-герое. По признанию некоторых автомобилистов, они стремились именно сюда. Участники автопробега возложили цветы к мемориалу и, посетив самые знаковые места крепости, узнали новые подробности ее обороны.

 «Это место, в котором стоит побывать каждому. Последний защитник Брестской крепости был пленен врагом только на 320-й день войны, когда враг продвинулся вглубь страны уже на 700 километров, более 1200 человек погребены здесь, и имена многих до сих пор не названы», - напомнил участник автопробега А. Густов.

Директор брестского мемориального комплекса Г. Бысюк отметил, что автомобилисты совершают «своего рода подвиг, преодолев внушительный маршрут для того, чтобы почтить память тысяч людей, которые покоятся под плитами мемориального комплекса». Он вручил участникам автопробега капсулу со священной землей из Брестской крепости.

На территории Украины мероприятие проходило при поддержке Россотрудничества в Украине, Автомобильной федерации Украины (FAU), Украинской молодежной общественной палаты. Большую помощь и поддержку оказал клуб «Дикси-ретро» из г. Украинка Киевской обл. В Киеве поддержали акцию экипажи из Молдавии, а также любители антикварной автомототехники из столичных клубов и отдельные энтузиасты ретро-движения.

В столице Украины команда автопробега 2 мая провела церемонию возложения цветов к Вечному огню на Аллее Славы, посетила мемориальный комплекс «Национального музея истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», где на торжественной встрече с ветеранами и участниками военно-патриотических клубов ей были переданы материалы о деятельности украинских поисковиков и капсула с киевской землей.

На митинге народный депутат Украины В. Колесниченко подчеркнул: «Вы, участники этой замечательной патриотической акции, по сути, находитесь на линии фронта: в Украине есть силы, которые не прочь реанимировать фашизм. Победить эти темные силы мы можем только сообща».

В Одессе 3 мая к автопробегу присоединились участники местных ретро-клубов на своих машинах. Были возложены цветы на мемориальном комплексе 411-й батареи и к памятнику Неизвестному матросу, у которого с апреля по октябрь школьники города несут «Вахту памяти». Состоялась встреча с генерал-лейтенантом В. Добровольским, председателем Одесского совета ветеранов, который вручил автомобилистам точную копию Знамени Победы и книги военной тематики местных авторов.

Из-за поломки одна из «Побед» не доехала 150 километрах до Одессы. В ожидании эвакуатора ей пришлось встречать утро в полях на границе Одесской обл. Но к старту на Севастополь автомобиль был приведен в боевую готовность - закупить запчасти помогли одесские участники «Всесоюзного клуба волговодов GAZ21.SU».

На пути в Севастополь был еще и Николаев, где автомобилистов тепло встретили на центральной площади города; с приветствием к ним обратился участник штурма Берлина В. Казачек, который в 20 лет уже командовал танковым батальоном.

В Севастополь участники автопробега прибыли 4 мая к 8 утра. Днем на пл. Нахимова возле выставки ретро-автомобилей идеолог и организатор пробега К. Репин пояснил: «Автомобиль «Победа» - это первый символ победы, символ мирного времени, понятный абсолютно каждому. Наша цель - добраться любыми силами, пусть это будет наша общая победа». Муромчанин А. Фунтов охотно рассказал о своей «Победе»: «Эта машина - моя мечта из детства. Появилась в 2007 г. и с тех пор претерпела многочисленные реставрации. Не мог отказаться от участия в таком удивительном проекте - это как испытание на прочность. А держаться помогает взаимопомощь ребят».

В Крыму участники автопробега отмечали, что их бодрит очень теплый прием, который «витает в воздухе, начиная с въезда в Крым. Люди радуются, видя сам автомобиль, чувствуют праздник, наступление великого Дня Победы. Мы не реагируем на недосыпания. Желание доехать до финиша, увидеть и посетить все города-герои и передать низкий поклон ветеранам - сильней любой усталости». Практически на каждом шагу достигалась реализация одна из целей автопробега - укрепить связь не только наших исконных территорий, но и поколений.

Участники автопробега 6 мая прибыли в Керчь, где приняли участие в торжественных мероприятиях. У Обелиска Славы на горе Митридат представители клуба военно-исторической реконструкции «Эльтиген» передали ретро-автомобилистам землю Эльтигена - с местности, где проходила беспрецедентная десантная освободительная операция, за которую город был удостоен звания Героя в 1973 г. Земля была набрана на Высоте Шумского, названной в честь Героя Советского Союза А.Д. Шумского, под командованием которого 18 морских пехотинцев захватили господствующую высоту и в течение суток отбили 16 танковых атак. Герои погибли, но обеспечили возможность советским войскам закрепиться на занятых рубежах.

Один из участников встречи, ныне живущий в Керчи В.В. Магиюн, в 1943-1945 гг. служил в Мурманске, на подводной лодке. Ему было всего 14 лет, когда его призвали на Северный флот, как окончившего школу юнг. Ветеран с особым чувством приветствовал автомобилистов, представлявших город его боевой юности.

В Сквере Славы автомобилисты приняли участие в акции «Георгиевская ленточка» - раздали пришедшим сотни лент, значки, а ветеранам вручили памятные подарки, специально подготовленные учащимися школ Ханты-Мансийска.

Далее маршрут пробега пролегал в Россию. В связи с этим нельзя было не вспомнить о том, как в начале деятельности президента В. Януковича оживился разговор о строительстве моста через Керченский пролив, но сегодня он, увы, затух. О ведь это был бы грандиозный прорыв в деле соединения экономических и иных коммуникативных связей России и Украины. Пока же участникам объединительного автопробега пришлось довольствоваться паромной переправой.

7 мая они были в Новороссийске, на Площади Героев и мемориальном комплексе «Малая Земля». Их приветствовали горожане, в их числе почетный гражданин, участник Великой Отечественной войны В. Лесик, которого местные жители называют живым символом Новороссийска. Именно по его инициативе в 1975 г. в городе был создан пост № 1. За минувшие годы Вахту памяти на этом посту несли более 50 тыс. учащихся, в их числе - будущие генерал-майор авиации, контр-адмирал, несколько Героев Советского Союза. Именно В. Лесику автомобилисты передали землю Мурманска.

Незапланированная остановка была сделана участниками автопробега в г. Темрюк, в этом краю была завершена битва за Северный Кавказ. Здесь гости посетили самый большой в России музей боевой военной техники под открытым небом, занимающий 20 гектаров, где представлен 101 экспонат техники времен Великой Отечественной.

7 мая в 21.33 была поставлена яркая победная точка в пробеге - все автомобили прибыли в город-герой Волгоград. Здесь участники автопробега провели два с половиной дня: участвовали в городских автопробегах с автомобилями ретро-клуба «Моторы Сталинграда», встречались со школьниками и ветеранами, посетили Музей-панораму Сталинградской битвы и Мамаев курган, совместно с молодежным областным парламентом заложили Аллею Победы, высадив у памятника «Гаситель» 100 саженцев ивы и тополя.

К. Репин подвел итог акции: «Мы сделали это, мы доказали прежде всего себе, что эти автомобили и эти люди могут сделать практически невозможное. Машины ломались, люди - нет, но и машины, и люди выполнили свое предназначение, все участники - настоящие герои своего времени. Надеюсь, что своим примером мы вдохновим нашу молодежь и покажем ветеранам, что их подвиг никогда не будет забыт. «Победный» автопробег связал три государства и все поколения. Благодарим всех, кто переживал за нас, кто нас поддерживал. Победа - она, действительно, одна на всех».

В будущем году организаторы собираются провести автопробег тем же маршрутом с участием белорусских и украинских экипажей. Города-герои снова связуют нас.

____________

Фото - Г. Липатов, «АиФ», «Смоленская газета», «Комсомольская правда»

http://rusedin.ru/2013/05/16/avtoprobeg-svyazal-goroda-geroi-i-pokoleniya/

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий