Парадоксы Ирзабекова

Новости Москвы 
0
1037
Время на чтение 13 минут

Ирзабеков - это тот самый горячий азербайджанец, который воюет за русский язык и русский народ. Его уже все знают - такое, по крайней мере, впечатление создалось по ходу последних Пименовских чтений в Саратове. «Где можно будет послушать Ирзабекова?» - едва ли не самый распространенный вопрос в эти дни.

Ирзабеков парадоксален. Глубоко православный, преданный Русской Церкви, он при этом - человек советской закваски, если под советской закваской подразумевать врожденное чувство огромного, но единого пространства и единой судьбы разных народов. Он счастлив тем, что родился азербайджанцем, и тем, что его воспитала русская культура. Азербайджанский язык помог ему прийти к Православию, церковнославянский - по-настоящему услышать родное азербайджанское слово.

Но не один только восточный темперамент лишил Василия - Фазиля - Ирзабекова возможности реагировать спокойно, а точнее, махнуть рукой на все, что происходит с народами, у которых, если разобраться, и сегодня одна судьба. Перед всеми ведь один и тот же выбор - сохранить лицо или променять его на личину. Говорить на подлинном языке или на языке-суррогате. Остаться народом - или превратиться в население. А население только кажется неуправляемым. Им управляют, и очень хорошо... Итак, мы беседуем с Василием Ирзабековым - писателем, директором Православного центра во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), руководителем портала zhivoe-slovo.ru.

- Василий Давудович, Ваши книги в магазинах православной литературы - из самых востребованных; Ваши выступления, как «живьем», так и в телеэфире, пользуются неизменным успехом. Стало быть, Вы даете людям то, чем они голодны. А что это такое?

- Уже не первое десятилетие идет мучительный процесс самоидентификации русского человека. Кто он такой, что он такое? Русский человек хочет понять свое место в истории России. Ему разное говорили и говорят. Он был государствообразующей нацией, титульной нацией, что, на мой взгляд, абсолютно правильно. Но в сегодняшней России природных русских таковыми не считают, сегодня говорят: многоконфессиональная страна. И Православие перечисляют наряду с другими религиями через запятую. Я не считаю, что это правильно. Когда Россия не была многоконфессиональной страной? Всегда была, но Православие всегда занимало особое место. Когда не было вот этой уравниловки - не было и межнациональных конфликтов. Русскому человеку сейчас важно понять, кто он, что это за нация такая, к которой он принадлежит, что это - биологическое, этнографическое или все-таки духовное явление? Он ищет коды самоидентификации, а важнейшим кодом является язык. Не случайно в церковнославянском слово «язык» - синоним слова «народ»: Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог1.

- Язык для Вас, по сути, таинство, священнодействие?

- Да, всегда! И то, что происходит сегодня с русским языком - это осквернение таинства. Мир, восстающий на Христа, не может не восставать на язык. Как я уже сказал, язык - важнейший код самоидентификации народа, и стремление взломать этот код - то же, что война. Войной на нас шли, не вышло - значит, надо сорвать кодовый замок, ворваться внутрь и сделать так, чтобы вместо языка у народа оказался псевдоязык. А на псевдоязыке разговаривает псевдонарод, это мысль Юрия Воробьевского2. А псевдонарод первым поклонится псевдоспасителю. Александр Шишков3 предлагал рассматривать слово «язык» как сложное - «я зык», «я звучу». Если я перестаю звучать на своем языке, значит, я труп. Если русские не говорят по-русски - а то, на чем мы сейчас говорим, не есть русский язык,- то это уже не совсем русские. И кто тогда?!

- Ваши деды были истово преданы делу революции. Вы в юности занимали пост секретаря вузовского комитета комсомола. И были искренни в своей комсомольской деятельности?

- Абсолютно! У меня хватало романтического идиотизма, чтобы приходить в ЦК комсомола Азербайджана и говорить тамошним начальникам отделов: «Вы чинуши!». Они не обижались - на сумасшедших ведь не обижаются.

- А потом Вы стали таким мусульманином, что целовали стены мечети снаружи. Значит, это у Вас семейное - искренность и честность в исповедании веры, какова бы эта вера ни была?

- Мне кажется, что в жизни моей, начиная с раннего детства, не было ни одного дня, чтобы я не думал о смысле жизни, то есть о Боге.

- Но во времена Вашего детства предполагалось, что Бога нет...

- Дед по отцу, в семье которого я рос, был пламенным революционером, как уже сказано, и атеистом, хотя, как многие романтики, прошел через репрессии и чудом остался жив. А вот бабушка, которая меня воспитывала, учительница, 45 лет проработавшая в школе, - она была очень религиозным человеком. Она внушала мне какие-то необходимые, правильные вещи. И потом, мне очень помог язык. Общаясь со мной, все ждут, что я буду говорить о русском языке, но вот здесь мне помог азербайджанский. Если русский язык во многом соткан из новозаветных понятий, то азербайджанский - это ветхозаветный язык. Человек в нем - адам, предатель - хаин, а просто дурной, невоспитанный человек - хам. «Хам адам!» - говорила моя бабушка, когда ей случалось столкнуться с таким человеком. В азербайджанском, как и в других восточных языках, есть два разных слова, означающих свет, только в одном случае (ишиг) это обычный физический свет, а в другом - нур - это свет иной, свет нетварный. Праведный человек - это нурани, по-русски - святой. Но для того, чтобы это по-настоящему понять, чтобы услышать азербайджанский язык, мне нужно было войти в русский храм. И не только мне. Татары, армяне, грузины признавались мне: только войдя в православный храм, вникнув в богослужение, прочитав Евангелие на церковнославянском языке, они смогли по-настоящему услышать свои языки, родные.

Язык тем-то и интересен: мы можем предавать Бога, распинать Бога, можем вообще не знать Бога и не хотеть Его знать, но язык все равно говорит нам о Нем. Поэтому надо беречь любой язык: в каждом живет память о Боге. Только память эта бывает разной, и разные языки свидетельствуют по-разному.

В условиях, когда история оболгана, когда она многократно переписывается- вы знаете, сколько школьных учебников истории России сегодня предлагается - около двухсот! - язык правдиво свидетельствует о народе. Язык ведь нельзя интерпретировать, редактировать. Пословицы и поговорки редактировать нельзя. Когда я, горячий азербайджанский мальчишка, рвался мстить своим уличным и школьным врагам, бабушка успокаивала меня древней пословицей: «Враг тебя камнем, а ты его пловом». Здесь надо знать, что такое для восточного человека плов: это не просто блюдо, это обряд. В Коране нет такого, там есть усвоенное из Ветхого Завета: око за око. А предложение одарить врага пловом - это христианское, это - любите врагов ваших (Мф. 5, 44). А врагов нельзя любить, это невозможно - если нет личности Христа.

- Вы принимали христианство - как религию Сына Божиего, как религию Нагорной проповеди, как определенную культуру, наконец?

- Я принимал его как жизнь. Сначала как жизнь, а уж потом - как образ жизни. Я жене сказал: если не покрещусь сейчас, умру. Я задыхался. Все, чем я занимался до той поры, потеряло смысл. Все, на чем строилась моя жизнь, мои убеждения- рухнуло. И я понял, куда мне надо идти.

- Но я полагаю, что Ваша жизнь до той поры строилась не на худших нравственных принципах.

- Она строилась на хороших принципах, конечно. Бабушка моя говорила: «Даже травинка, и та растет на корнях». У меня были благородные предки, замечательные родители. Но все, чему меня научили и чем я жил, оказалось не совсем надежным почему-то. Не совсем настоящим. Надо было найти настоящее. Советский Союз рухнул в одночасье, такое бесчестье кругом, такое беззаконие... И ясно, что просто хорошим человеком, просто порядочным и честным быть - недостаточно. Лучше всех об этом сказал мой духовник: Васенька, быть порядочным человеком - это совсем не мало, но знаешь, в чем отличие между тем, кто принадлежит Церкви, и просто хорошими людьми? Когда настанут последние времена, предсказанные Христом, мы будем понимать, что происходит, и делать все для своего спасения, а просто хорошие люди просто сойдут с ума. Ведь, когда смотришь на все духовным взглядом, ты говоришь: слава Богу за все. Все правильно происходит в нашей жизни. Чем темнее ночь, тем ярче звезды. А эти люди просто сходят с ума: уже сегодня все больше их сходит, увы и ах.

- Но ведь и верующего человека гнетет то, что происходит сегодня в России, что творят с народом.

- Так этим вера и проверяется! Тем сильнее нас должно тянуть туда, где свет, любовь и благоухание: в православный храм! Вспомним революционные годы - было ведь то же самое. Кто-то сходил с ума, а кого-то именно эти события вели в храм. Как святителя Луку (Войно-Ясенецкого) - он был прекрасным врачом, отцом четверых детей, вполне состоявшимся человеком, и он принял священный сан, когда за это пускали пулю в лоб.

- Стало быть, отчаяние Вам не грозит?

- То, что происходит сегодня, меня не радует. Но я понимаю, что нельзя сдаваться. Я же мужчина! И на меня смотрит много женщин. Если мужчины будут унывать, что бедным женщинам делать? Когда я смотрю на русских женщин и вижу, как они несут свой крест- на этом фоне ныть просто стыдно. Если соль потеряет силу, что сделает ее соленою? (ср.: Мф. 5, 13).

- У Вас есть такая мысль замечательная - что не просто так, а по Божиему промыслу Россия столь огромна. Чтобы богослужение в православных храмах шло на этой территории практически круглые сутки.

- Это, по сути, компонент национальной идеи! Нация не может без идей, но то, что придумывают яйцеголовые люди где-то у себя в кабинетах- жить не будет. Национальная идея русских - она непроста, многоярусна, многослойна, но один из слоев - наши просторы, наши расстояния. Мы единственная страна в мире, где никогда не заходит солнце, где не прекращается Божественная литургия. Создателю нужна была такая особая страна, где Ему все время служат, круглосуточно, не умолкая.

- Но как Вы смотрите на завтрашний день этой особенной страны - что со всеми нами будет?

- Я стараюсь сегодня сделать все, чтобы это завтра наступило. А будет оно - каким Бог даст. Надо трудиться, на мой взгляд. Просто каждый должен делать все, что он может. Меня иногда спрашивают: с чего начинать? Вокруг пьют, ругаются, детей своих воспитывают совершенно неправильно. Но это такой большевизм, который в нас живет. Во мне тоже он есть, хотя я пытаюсь его изживать - с переменным успехом. Это стремление непременно с чем-то или с кем-то бороться. А что говорил преподобный Серафим? Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи. Мы все эти слова помним, мы их повторяем, как формулу. Но вот претворить в жизнь - это, оказывается, слишком сложно. Начинать надо - не с других, а с себя. Если ты будешь говорить так, а жить иначе - ты будешь чувствовать ущербность, ты не сможешь быть радостным, счастливым. Всегда видно человека, в котором двойственность живет.

- Вы родились в 1953 году, немалая часть Вашей жизни прошла в советское время. И Вы, как я понимаю, были вполне советским человеком. И в определенном смысле остаетесь им и сейчас...

- Я вам больше скажу! Многие вещи из тогдашней жизни я проношу через всю свою жизнь. Когда меня, мальчишку, посылали в магазин за хлебом, я обегал всех соседей, особенно стариков - спрашивал, не надо ли что-то купить. Это не было никаким благородным тимуровским поступком, нет, это было нормой. А в булочной висел вымпел с моральным кодексом строителя коммунизма. Первая строка гласила: человек человеку друг, товарищ и брат. Власти переиначили, перевели на свой язык христианское учение, поскольку сами ничего другого придумать не могли. Но кто сейчас так скажет? Мы росли в богоборческом государстве, безбожном, но в нем присутствовало то, что в конечном итоге сделало нас благочестивыми людьми. Государство нас не растлевало, а это очень важно. Бабушка мне повторяла восточную поговорку: не бойся входить в дом, где не чтут Бога, бойся входить в дом, где не чтут старших. Жизнь подтвердила удивительную глубину и мудрость этой поговорки: перед вами сидит человек, который долгое время не чтил Бога, но вот старших всегда чтил.

Я сдавал научный атеизм на «отлично». А как я мог иначе его сдавать? У нас был преподаватель - военный летчик, горевший в самолете, с обожженным лицом, слепой, его жена приводила в аудиторию. Единственный экзамен, на котором можно было спокойно списывать! Но никто этого не делал, самый последний балбес понимал, что пользоваться слепотой этого человека - кощунство. Можно не чтить Бога, а потом стать верующим, но если ты с детства был хамом - ты хамом и останешься. Как у Маяковского: «Вырастет из сына свин, если сын - свинёнок».

- Вы часто приводите примеры болезней языка, по сути, отражающих болезни общества. Одна из самых страшных болезней, своего рода лингвистический рак - это тенденция к легализации ненормативной лексики. А еще более страшно то, что она исходит от людей культуры.

- Первое место работы у меня - редакция литературы и искусства на телевидении, помощник режиссера. Мне приходилось общаться с писателями, художниками, да и потом, в Москве, я был с богемной средой знаком не понаслышке. Меня это поражало и в молодости, и потом: такие образованные, такие интересные люди, такие красивые вещи умеют делать, но когда ты садишься с ними за стол, ты слышишь отборную грязную ругань, причем, больше от женщин, чем от мужчин. Я не находил этому объяснения... Но я даже не о мате сейчас хотел бы сказать, мат - это очень тяжелая, страшная вещь, я о другом. Мы спокойно произносим слова, которые не кажутся нам ни хульными, ни неприличными. Я и сам, пока однажды не услышал и не содрогнулся, спокойно произносил всем известное слово «бомж». А это слово мы не должны произносить, если мы христиане. Потому что для христианина каждый человек - это образ Божий, то есть, по сути, живая икона. А икону можно назвать аббревиатурой? Можно вообще такое себе представить? Почему мы этих несчастных, страдающих людей называем аббревиатурой? В старые времена для обозначения этих людей бытовали слова «бродяга», «бездомный», «бедолага» - в них жило сострадание. Когда человек произносил эти слова, у него хотя бы немного сжималось сердце. Потому что бродяга - это человек. А вот аббревиатура не может вызывать сострадания по определению. Когда мы говорим слово «бомж», мы ведь вольно или невольно надмеваемся над этими людьми.

А чем мы лучше - тем, что ловчее, тем, что кулаки у нас крепче, и мы смогли лучше устроиться в этой жизни, чем они? А ведь Христос тоже не имел, где главу подклонити (Лк. 9, 58).

- Но до слова «бомж» в языке закрепилось слово «зэк».

- Вспомните, когда на Россию хлынули аббревиатуры? Когда появились все эти начпроды, помголы, главрыбы, замкомроты? До революции их не было. Тогда никто не говорил «зампрокурора», тогда был - товарищ прокурора или министра. Товарищ - это человек, который работает вместе с министром. Человек - это образ Божий. А когда власть перестает видеть в нас образ Божий, тогда мы перестаем быть для власти людьми. Каторжанин - это человек. Зэк - не человек, так же, как и бомж. Поэтому православные люди не должны употреблять этих слов.

- Вы сказали, что мы надмеваемся над другими людьми, именуя их аббревиатурой «бомж», но человеку ведь вообще это свойственно: он чрезвычайно легко и охотно приходит к выводу о своем превосходстве над другими. В частности, над людьми другой национальности.

- Увы и ах! В этом несовершенство наше. Я недавно выступал в одной подмосковной школе: хорошие ребята, хорошие учителя, но когда я сказал, что все мы, живущие на Земле люди- родственники, ответом был такой возглас изумления! В XXI веке нужно заново открывать то, что все мы происходим из одного корня, от Адама и Евы. В этом году в Саратов на Пименовские чтения приехал человек, которого очень люблю, с которым давно знаком, и с которым три программы сделал на телеканале «Радость моя» - архимандрит Тихон (Шевкунов). В своем фильме «Византийский урок» он говорит о том, что одной из причин краха Византийской империи стал национализм греков, их уверенность в собственном превосходстве, а в империи этого допускать нельзя. Нигде последствия такого высокомерия не бывают столь гибельными, как в империи.

- Вы живете в России уже двадцать лет, а что же родной Баку? Почему Вы, природный азербайджанец, его покинули?

- Стала стремительно сокращаться территория русской культуры, литературы, русского языка, а я не могу без этого воздуха. Ну и еще ряд обстоятельств... Но слава Богу, что я, все потеряв - все, в буквальном смысле! - здесь, в России, нашел главное - Крещение. И новое, настоящее свое имя: Василий, в честь Василия Великого. Здесь у меня началась настоящая жизнь. Там, в Баку, у нас была прекрасная квартира в пятнадцати минутах ходьбы от моря, а в Москве мы восемь раз переезжали с одной съемной квартиры на другую, пока не обрели, наконец, однокомнатную на окраине. Теперь очень ее любим. Слава Богу за все! Когда ты принимаешь веру в 42 года, ты делаешь это очень осмысленно, и у тебя возникают серьезные вопросы.

За что я благодарен Христу - Он объяснил мне, кто я такой. До того, как началось мое воцерковление - оно не имеет конца, но имеет начало,- я считал себя, в общем-то, неплохим человеком. А теперь я, слава Богу, знаю, кто я. Это очень важно - чтоб больной сам осознал, что он больной. И тогда он, может быть, вылечится - если пойдет к правильному врачу.

- Считаете ли Вы необходимым введение в России моральной цензуры?

- Безусловно! Власти предержащие не озабочены этим, они нередко озабочены тем, что о них скажут на Западе. Там учатся их дети, там у них недвижимость, там их сокровище - а в Евангелии Спаситель говорит: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). Ответы на все трудные вопросы русской жизни лежат в русском языке и в Евангелии.

- Исходя из сказанного выше - может быть, Вам все же заняться политикой? На сей день Вы человек - не аполитичный, конечно, нет, но, скажем так, надполитичный.

- Я предпочитаю другое - чтоб политики всех направлений прислушивались к нам. Слава Богу, многие приглашают и слушают. Политики должны прийти в храм. Что-то измениться в нашей жизни может только при одном условии - если случится покаяние. Что значит покаяние? Это не значит, что мы должны собираться на площадях и какие-то важные слова говорить. Я был когда-то настолько наивным, что именно так это себе представлял. Сейчас понимаю, что форма покаяния может быть только одна - та, что давно известна Церкви. Нужно принести плоды покаяния. Иногда спрашивают: почему Бог не всем дает веру? Наличие в человеке веры предполагает немедленное действие. А к действию готовы не все. Русскому человеку для того, чтоб стать русским, нужно прийти в храм. Ему нужно там родиться (крещение - это ведь рождение), там провести свою жизнь и там умереть. Все встанет на свои места, если в храм придут - и политик, и чиновник, и писатель, и артист, и, как принято говорить, простой человек. (Хотя я лично простых людей не встречал. Простой человек - это человек, с которым нам просто.) Прийти и припасть к ногам Христа - вот с чего должна начинаться политика.


1 Слова из великого повечерия, восходящие к Книге пророка Исайи (ср.: 8, 9-10).

2 Писатель, один из основателей журнала «Русский Дом».

3 Шишков Александр Семенович (1754-1841) - адмирал, участник войны 1812 года, президент Российской академии наук, министр народного просвещения, филолог, автор работ о русском языке.

Журнал "Православие и современность", №24 (40), 2012 г.


http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-05-09-01-01-25-paradoksy-irzabekova
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Василий Ирзабеков
Все статьи Василий Ирзабеков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05