Образец веры и благочестия

-27.jpg

 В старинном русском городе Старица Тверской области установлен памятник первому Патриарху Московскому и всея Руси Иову. Автор скульптурной композиции - заслуженный художник России Юрий Павлович Хмелевско.

В 2010 году город Старицу посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его визит был приурочен к торжествам, посвящённым 900-летию Старицкого Свято-Успенского монастыря, который по праву называют жемчужиной Тверской епархии. Именно здесь начал свой подвижнический и святительский путь первый Патриарх Московский и всея Руси Иов. Здесь он провёл и последние дни своей земной жизни.

Помимо патриарха Иова прославлены на всероссийском уровне и причислены к лику святых настоятели упомянутого монастыря архимандриты Герман и Дионисий. В белокаменном Успенском соборе обители до сих пор покоятся мощи схимонахини Пелагии - матери Святейшего Патриарха Иова. Она исконно почиталась жителями Старицы заступницей веры и благочестия.

Во время визита Святейший Патриарх Кирилл поддержал идею создания памятника святителю Иову и освятил место, где предполагалось установить монумент.

Фонд Возрождения Старицкого монастыря объявил конкурс на лучший проект памятника, победителем которого стал Юрий Павлович Хмелевской.

Торжественное открытие монумента состоялось в день памяти святителя Иова - 405-летия его кончины. Праздничный молебен по случаю этого события возглавлял архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. Однако освящение монумента решили отложить до приезда Святейшего Патриархи Кирилла, который во время визита в Старицу в 2010 г. обещал совершить этот церковный чин.

Первый Патриарх Московский и всея Руси Иов отличался высокой образованностью и многими дарованиями. Он так величественно совершал богослужение, что современники говорили о нём: «Прекрасен в пении и в чтении, яко труба дивна всех веселя, услаждая и умиляя до слёз». Божественную литургию святитель служил ежедневно по памяти без богослужебных книг, знал наизусть Псалтирь, Евангелие и Апостол. Был великий постник, никогда не пил вина. «Муж, нравом, и учением, и благочинием, и благочестием украшен... Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом», - отмечает его жизнеописатель.

Святитель происходил из посадских людей города Старица Тверской губернии, где родился в 30-e годы ХVI столетия. В миру носил имя Иоанн. Его отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его для получения первоначального образования. Монастырское воспитание возбудило в нём желание служить Богу в иноческом образе. Но в 1553 году, когда Иоанн окончил обучение в монастыре, отец решил его женить. В день венчания юноша отпросился у родителей в обитель для беседы с духовным старцем. Придя к архимандриту Герману, он упросил старца постричь его в монашество. Более 15 лет провёл будущий первосвятитель в Старицкой обители, пройдя путь от послушника старца Германа до настоятеля.

 

 

В 1569 году Старицкий монастырь посетил царь Иоанн Грозный и обратил внимание на всесторонне образованного и духовно преуспевающего инока Иова, повелев возвести его в сан архимандрита. А в 1571 году архимандрит Иов уже был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве. С усердием исполнял он возложенное на него послушание. Как настоятель одного из главнейших монастырей того времени святитель принимал участие в наиболее важных делах Русской Церкви, а нередко и государства.

В 1575 году святитель Иов был назначен настоятелем Ново-Спасского монастыря и в течение шести лет возглавлял древнюю московскую обитель.

В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году - митрополитом Московским.

23 января 1589 года при участии Патриарха Константинопольского Иеремии II состоялось наречение, а 26 января - торжественное поставление митрополита Иова в Патриарха Московского и всея Руси.

Главной целью всей деятельности Патриарха Иова было укрепление Православия в России, повышение образованности и нpaвственности духовенства, духовное просвещение народа. По инициативе святителя были проведены преобразования в Русской Церкви, в результате которых в Mocковский Патриархат вошли 4 митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая. Учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей. Святитель Иов с усердием благоустраивал церковную жизнь, проведя ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди клириков, на поддержание благочиния в храмах.

Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещённых землях - в Казани, Астрахани, Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник. Святитель также предпринял ряд мер по исправлению существовавших неточностей в богослужебных книгах: сопоставляя древние списки, он отбирал лучшие как образец для печатания. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.

До нас дошло несколько произведений Патриарха Иова. Одно из них - «Повесть о честнем житии царя Феодора Иоанновича», вошедшая в Никоновскую летопись. В этой повести описываются важнейшие события времени царя Феодора - учреждение Патриаршества, покорение Сибири, шведские войны, войны с крымскими татарами.

При Патриархе Иове были прославлены новые русские святые: Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоцкий (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Heкоторым святым, уже чтимым на Руси, были установлены новые дни празднования.

Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. В эти тяжёлые времена святитель Иов coxpaнил истинное христианское терпение, безстрашие и мужество. Он фактически первый возглавил противостояние польско-литовским захватчикам, рассылая по городам грамоты с призывом к защите веры и Отечества. И в устных проповедях, и в особых патриарших посланиях он обличал Лжедмитрия как самозванца, расстриженного дьякона Чудовского монастыря Григория Отрепьева.

Лжедмитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещав ввести в России унию, и собрал немалое войско. В январе 1605 года Патриарх Иов предал анафеме Лжедмитрия I и поддерживающих его изменников.

13 апреля 1605 года после внезапной кончины царя Бориса Гoдyнова в Москве вспыхнул бунт, город практически без сопротивления был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию, был низложен.

10 июня 1605 года мятежники ворвались в Кремль и, жестоко избив, выволокли Патриарха из Успенского собора на Лобное место. С него сорвали облачение и в простой телеге отправили в Старицкий Успенский монастырь, приказав настоятелю монастыря архимандриту Дионисию держать старца «в железе и всяческом озлоблении».

Преподобный Дионисий не внял строгому приказу Москвы и принял старца как Патриарха. Два года первосвятитель прожил в обители. Ослабленный и утративший зрение, он всё время проводил в молитве.

После свержения Лжедмитрия I царь Василий Шуйский решил вернуть на патриарший престол законного Патриарха Иова, но тот не мог более нести тяжёлый крест высокого святительского служения по причине глубокой старости и почти полной слепоты. На своё место он благословил митрополита Казанского Гермогена.

Патриарх Иов мирно почил 19 июня 1607 года и был погребён у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над его могилой была устроена часовня. В 1652 г. мощи святителя были торжественно перенесены из Старицы в Успенский собор Московского Кремля, где они покоятся и поныне. Но в Старице по-прежнему почитают место его первоначального погребения: в Успенском монастыре в память о Патриархе Иове осталась усыпальница с белокаменной плитой с могилы святителя.

По благословению Святейшего Патриарха Пимена (1971-1990) и Священного Синода имя святителя Иова было внесено в число Собора Тверских святых. Первое празднование Собора Тверских святых состоялось в июле 1979 года. Для всероссийского почитания святитель Иов был канонизирован на Apхиерейском Соборе Русской Православной Церкви 7-14 октября 1989 года.

Память его совершается Русской Православной Церковью 5/18 апреля, 19 июня/2 июля и 5/18 октября.

Владимир Борисович ПАНКОВ

http://www.russdom.ru/node/5879
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Панков:
Древняя святыня
30 августа - Празднование Свенской (Печерской) иконы Божией Матери
30.08.2007
Все статьи автора
Последние комментарии
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Владимир Петрович
09.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019