Невидимые нити

Бабушка Нина, пирожки и носки с лебедями

О том, что Господь чувствует желания нашего сердца и откликается на них, знает любой, кто внимательно, по мере сил, старается жить духовной, а значит и церковной жизнью. Господь нам дает все, что нам нужно и даже больше, и происходит это зачастую, когда мы этого, быть может, совсем не ждем. Особенно если это не желание из категории стать владычицей морскою, а простая человеческая потребность в любви и заботе. От нас же нужно лишь вовремя разглядеть, оценить и, что очень важно, сохранить эту милость, точнее ее видимые плоды - тех людей, которых даем нам в дар Господь. Дает не потому, что мы этого заслужили, а скорее ни за что, просто так. Потому что любит нас. Этот простой, но очень трогательный и не лишенный доброго юмора рассказ - наглядное тому подтверждение.

У меня бабушки никогда не было. И в раннем детстве никто не баловал меня плюшками и игрушками, не забирал у родителей. Не было ни теплых морщинистых рук, ни добрых мудрых глаз, ни походов в храм тайком от коммунистической родни. Так получилось.                   

А бабушку очень хотелось, особенно после того, как меня научили читать и подарили сказки Пушкина. И еще рассказали про Арину Родионовну и ее педагогические методы. Да и вообще: почти всегда всякие новые вещи, которым завидовало обычно полдвора, моим сверстникам дарили бабушки. Иногда совместно с дедушками.

Уже смирившись с тем, что бабушка - это не для меня, я ее внезапно обрела - самым чудесным образом. Мои родители переехали из города в деревню и поселились в одной из квартир единственного на всю округу трехэтажного дома, который был выстроен возле больницы. Дом этот хоть и был похож на городской, но жили в нем по-простому: двери не запирали ни днем, ни ночью, а если и запирали, то ключ прятали в галошу, стоящую у порога или под коврик. К дому со всех сторон прилеплялись огороды, строго очерченные серым от времени и погоды штакетником, - на эти деляночки в весенне-осенний сезон выползали с сельхозинвентарем все наши соседи. И тетя Нина тоже.

Тетя Нина была маленькая, кругленькая бабушка с белоснежными волосами. Она носила аккуратные старомодные платьица из какого-то несовременного материала и легкие платочки разных цветов. Платьица ее почти всегда были или белые, или серые. Иногда она надевала пестрый халат - как раз для огорода. Там-то мы с ней и познакомились: у нее на участке был огромный малинник, который манил детвору - мы дворовой компанией часто паслись у штакетника, обрывая спелые ягоды. Однажды кто-то из нас заметил тетю Нину, зачем-то вышедшую на огород - морковки нарвать, что ли? Все убежали, а я осталась, потому что споткнулась, упала недалеко от забора, наглоталась пыли, разбила коленку. Тетя Нина услышала мой негромкий плач - ревела я не от боли, а от обиды - пришла, подняла, утешила. Напоила водой, совершенно легитимно накормила малиной, пригласила приходить в гости на третий этаж в однокомнатную квартирку...

И я пришла. Правда, не сразу. И не сама - с мамой, которой не с кем было меня оставить. Ну, на самом деле, это хитрость такая была - я уже давно до этого умела находиться дома в одиночестве. Но так хотелось к тете Нине - а стеснялась!.. В общем, бабушка с третьего этажа с радостью согласилась со мной «сидеть».

Бабушка Нина научила меня делать из сметаны сливочное масло, печь пирожки с картошкой, вязать крючком - лебедей и салфетки, а спицами - носки и варежки, правильно застилать постель, чтобы подушка была пышная, и многому еще всякому. Она любила, когда я читала ей вслух, и, наверное, баловала - угощала какими-то немножко засушенными, но все равно вкусными шоколадными конфетами, которые доставала из огромного лакированного шкафа (из его чрева всегда непередаваемо пахло сладостями и свежестью).

Когда я пошла в первый класс, бабушка Нина нарвала мне гигантский букет ярко-оранжевых бархатцев из своего садика. Эти цветы я помню до сих пор. А еще помню, как мы вместе с бабушкой смотрели по старому черно-белому телевизору передачу о ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, и она плакала все время. Потом она рассказала мне, что после того многие умерли, что власти - часто врут, но есть и хорошие люди, которые тушили пожар. Именно в таких словах я думаю о Чернобыле до сих пор. И не только о нем.

Хочется написать, что с бабушкой Ниной я провела очень-очень много лет, - но нет. У меня родился младший брат, и мне пришлось стать ему нянюшкой. К бабушке мы нечасто ходили с ним вместе - чаще она приходила к нам, но это было уже не то. И из времени «бабушка Нина - я - брат» помнится только то, как она его успокаивала: давала молоко и тихонько так, по-бабушкински, что-то пела.

Через какое-то время наша семья переехала на другой конец деревни, и я совсем перестала видеться с бабушкой Ниной: школа, младший брат, домашние обязанности, тяготы взросления, - все это отдалило детские воспоминания о ней, почти закрыло их. Да и в самом деле - ну не родная же она мне бабушка. Иногда мы встречались с ней на улице, возле магазина, она радовалась и звала в гости, но с каждым разом я все больше понимала, что не приду, хотя торопливо обещала, что, мол, да-да, вот-вот...

Потом я выросла, уехала в город и вспоминала о бабушке Нине хорошо, если раз в год, приезжая домой к родителям. Мама все время говорила мне: «Жива тетя Нина, стареет». «Надо бы ее навестить», - дежурно думала я и забывала о ней до следующего «раза».

Но вот недавно, гостя у мамы с папой, решила сходить в новопостроенный деревенский храм. Пошли вместе с мамой. В огромном белокаменном помещении почти никого не было - только свечница что-то пересчитывала у себя в уголке да какие-то молодые родители с младенцем в руках тихонько ждали, когда придет батюшка. А на одной из лавок, показалось, дремлет старушка, опуская голову все ниже. «Это тетя Нина, ты не узнаешь?», - в какой-то момент прошептала мне мама, указывая на нее. Нет, не узнала. От кругленькой бабушки Нины остался какой-то ветхий кулечек с палочкой.

Я подошла, чуть тронула ее за плечо. Бабушка подняла голову и - не узнала меня. Но через несколько мгновений глаза ее наполнились светом и пониманием - узнала!.. Мы долго сидели потом рядом, почти не разговаривая. Не знаю, о чем она думала тогда, но я вспоминала и детство, проведенное рядом с ней, и свои умения печь пирожки, и вязать носки с лебедями, и взбивать подушки... Невидимая нить тепла, которое просто так дарила мне бабушка Нина, стала, наконец, осязаемой и прочной.

Наталья Волкова

Чтобы извлечь из описанной в тексте очень типичной истории максимальную пользу, мы попросили священников отреагировать на нее:

Иеромонах Петр (Бородулин), насельник саратовского Свято-Никольского мужского монастыря: «Бог не «опоздает»»

- Как многим в своей жизни я не воздал благодарностью за их тепло и любовь... Некоторые из них уже перешли в мир иной. Воистину, что имеем, не ценим; а потерявши - плачем. Люди ушли из твоей жизни - и возникает запоздалое сожаление о потерянной возможности отблагодарить их. Утешает одно - Бог видел их доброту, их любовь. И Он не забудет их, не "опоздает". Да и мы ещё можем отблагодарить их - молитвой за них.

Господи, благослови всех тех, кто хоть раз в моей жизни подарил мне хотя бы крупицу добра, ласки, любви. Помяни их доброту ко мне во Царствии Твоем.

Что до рассказа, то он погружает сознание в душевность - этот тягучий кисель. И я, кстати говоря, так и не увидел, чтобы его автор как-то отблагодарила ту бабушку, о которой так душевно пишет. Кто знает, может, эта благодарность осталась за рамками текста.

Вообще, описанная в нем  затяжная медлительность в поступках и действиях не очень мне близка. Я люблю быстро реагировать на проблему, решать её, и идти дальше, не останавливаясь слишком долго на размышлениях и переживаниях, не погружаясь в какую-то меланхолию. Человек здравствует - посети его, если возможно, подари тепло, заботу. Если покойный - помолись за него. Хочешь решить проблему - реши её и иди дальше.

Протоиерей Михаил Воробьев, настоятель Крестовоздвиженской церкви г. Вольска: "Прекраснее Соломонова храма...."

Предложенное читателю очень личное воспоминание может показаться излишне сентиментальным. Однако оно убеждает в том, что полная семья должна состоять не меньше, чем из трех поколений. Бабушки и дедушки (а дедушки в России встречаются куда реже бабушек) необходимы ребенку не меньше, чем мать и отец. При этом родители могут быть требовательны и трогательны, а вот старшие члены семьи могут и побаловать ребенка без ущерба для воспитания. Люди моего поколения получили первые представления о религиозной вере, о Евангелии и церкви не из книг, а от таких вот бабушек, которые умели объяснить, что главное в духовной жизни - умение прощать.

В двух саратовских храмах было несколько таких бабушек. Никогда не забуду, например, Елену Владимировну Приломову, дружившую еще с владыкой Досифеем. Ежегодно, чуть ли не до самой смерти, пользуясь бесплатным плацкартным билетом, заработанным сорокалетней службой в железнодорожном ведомстве, она отправлялась в Астрахань с единственной целью - прибраться на могиле своего духовного отца - епископа Иоанникия (Попова). Примерно с восьмидесятилетнего возраста она начала приговаривать, что, вот, она, уже стара, что и ее сверстник Патриарх Пимен уже отошел ко Господу, что и ей, пожалуй, уже пора... Заканчивались такие ламентации обычно словами: -  Да, понимаю, пора умирать! Только уж очень хочется посмотреть, чем же все это закончится.

- Что «это»? Что закончится? - спрашивал я.

- Все! - решительно отвечала Елена Владимировна.

До конца света ей дожить не удалось, но конец апокалипсической советской власти она застала, успев помолиться и в Серафимовской, и в «Утоли моя печали», никогда, впрочем, не изменяя родному Духосошествию.

Самое обидное, что на место прежних церковных старух, светившихся подлинным отблеском Христова Света, умевших при этом оставаться совсем незаметными, пришли совершенно другие женщины, которые знают все, любят учить, чувствуют себя в храме полными хозяйками...

Наши старухи ушли навсегда. Ушла и не успевшая стать старухой Елена Шварц, написавшая про них пронзительные строки:

Вот старушка - церковная соня,

Собирает огарки свечей.

Но эта старушка есть Храм Соломонов!

И даже прекрасней... И он ничей...

Газета «Саратовская панорама» №9 (886)

Наталья Волкова

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-04-10-00-07-31-niti
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Наталья Волкова:
Ксеньины кирпичики
6 февраля Русская Православная Церковь вспоминает одну из самых любимых святых русского народа - блаженную Ксению Петербургскую
06.02.2015
Все статьи автора
Последние комментарии
Вторая мировая война началась 14 марта 1939 года
Новый комментарий от Русский Сталинист
14.12.2019
Священник-антисоветчик - жалкое зрелище
Новый комментарий от Валерий Медведь
06.11.2019
«Демографическая яма находится в своей кульминации»
Новый комментарий от максим поляков
13.12.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Наталия 2016
12.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Наталия 2016
04.12.2019
О цареубийстве и «екатеринбургских останках»
Новый комментарий от София7
07.12.2019
Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»
Новый комментарий от София7
17.09.2019