Окруженная высоким забором из желтого камня католическая церковь «Мария-Рамерсдорф» издавна обозначена на церковной карте Германии как один из самых старейших центров паломничества в федеральной земле Бавария. Расположена эта «паломническая церковь» на юго-восточной окраине Мюнхена, недалеко от автомагистрали, соединяющей баварскую столицу с австрийским Зальцбургом, получившим в ХIV веке независимость от Баварии.
Позолоченный крест на зеленой маковке церковной колокольни виден уже при подъезде к городу. Эта колокольня с часами и сегодня служит своеобразным маяком для тех пилигримов, кто предпочитает по давнему обычаю только пешком и с молитвой совершать паломничество к христианским святыням.
Расцвет массового паломничества в эту баварскую деревню с названием «Рамерс» приходится на вторую половину XIV-го и начало XV века. История его возникновения связана с появлением в 1379 году в баварской церкви христианской святыни из Вечного Города - драгоценного креста с частицами Креста Господня (2, с. 2). Церковь «Санкт-Мария-Рамерсдорф» стала широко известна в народе, и к ней в религиозные праздники стекалось большое число пилигримов, желавших увидеть и поклониться не только уникальной реликвии, но и скульптурному изображению Пресвятой Богородицы с Богомладенцем.
Напрестольный крест-реликварий с частицами Креста Господня
Набожность баварцев издавна находила свое впечатляющее отражение в великолепных храмах, построенных севернее Баварских Альп. Не исключение и паломническая церковь «Мария-Рамерсдорф», являющая собою наглядный пример позднеготической церковной архитектуры. В период с 1646 по 1675 годы интерьер этой церкви был преображен в стиле барокко.
Вид на главный алтарь церкви
Лепная декорация с большой вероятностью,
считают эксперты, является работой немецкого мастера Вольфганга
Цвенгера Младшего, жившего в баварском селении на озере Шлирзе.
В эту церковь не ослабевает паломничество и в наши дни. Современных
пилигримов привлекают здесь уже два креста - христианская реликвия,
полученная в подарок от одного из «римских пап» герцогом Людвигом
Баварским (1281/1282 - 1347), и нательный крест этого же герцога.
Другие восхищаются главным алтарем, созданным мастером позднеготической
скульпторы Эрасмусом Грассером и древним изображением Пресвятой
Богородицы, а также створчатым «Алтарем Креста» на левой стене
церкви, мастерски выполненными вотивными изображениями страниц военной
истории Баварии и Мюнхена, и позднеготическим изображением Божией
Матери - покровительницы („патроны") Баварии, приписываемым кисти
известного мюнхенского художника Яна Полака (между 1435-1450 - 1519).
По другой версии, эта картина написана в 1504 году его учениками из
руководимой Полаком гильдии мюнхенских живописцев.
Божия Матерь с Младенцем на троне
Среди вотивных картин широко известно изображение сорока баварских заложников, угнанных в 1632 году шведами из Мюнхена. В благодарность за свое «счастливое возвращение домой» они вскладчину и заказали художнику вотивную картину. Других паломников интересует на небольшом церковном кладбище встроенная в южную стену и зарешеченная кованной металлической дверью часовня XVII века с цветным в ней скульптурным изображением Иисуса Христа, несущего к месту Своего Распятия Крест. Пилигримам хочется услышать и звон 260-килограммового «Смертного колокола», отлитого в 1482 году в Мюнхене мастером Ульрихом фон Розеном. В летние дни после богослужения гости Рамерсдорфа гуляют по узким дорожкам открытого в 2007 году за алтарной частью церкви «Садика Марии», где произрастают причудливые цветы из семейства роз и лилий. Руководители паломнических групп или сами священнослужители в этом садике рассказывают верующим историю создания церкви «Мария-Рамерсдорф» и появления ее главной святыни - напрестольного креста с частицами Креста Господня. Рассказчики останавливают внимание слушателей на двух случаях, когда церковное здание приходилось серьезно реставрировать. Первый раз это случилось после 29 апреля 1791 года, когда сильный удар молнии угодил прямо в колокольню, а второй - после 6 октября 1943 года, когда во время бомбардировок Мюнхена пострадала с северной стороны крыша церкви и были выбиты все стекла.
Мюнхенские историки утверждают, что первая церковь была заложена в деревне Рамерс еще в VIII столетии. В литературных источниках конца XVII-го века упоминается небольшая «полевая часовня», она же и «дом больных проказой», располагавшийся в IX столетии на земляных угодиях семейства Румолте (1, c.1), упоминаемом в старинных документах баварского Фрайзинга. В VIII-IX веках представители знатного рода Румолте занимали пост «судьи и инспекторов», о чем сообщалось в 2006 году на торжественном праздновании в Мюнхене 1000-летней годовщины существования поселения Рамерсдорф. 1 января 1964 года деревня Рамерсдорф, куда вела из Мюнхена трамвайная линия, вошла в состав баварской столицы, построившей позже недалеко от церкви станцию метро на «красной линии U2». В тот же год уже не деревенским, а городским жителям района Рамерсдорф ученые поведали историю закрепившегося в народе и в официальных документах названия «Ramersdorf» (7, с. 6). В архивных документах можно проследить, как в разных столетиях древнее поселение «Румолте» получило свое современное название «Рамерсдорф»: 1192 г. - Rumoltesdorf; 1194 - Rameltesdorf; 1200 - Rumolsdorf; 1390 - Ramolsdorf; 1413 - Ramorsdorf; 1750 - Rämbesdorf; 1812 - Ramersdorf; 1818 -Rammersdorf.
Церковь на картине неизвестного художника
Первое письменное упоминание о существовании на баварской карте поселения Румолте с церковью относится к началу XI столетия: между 1006 - 1022 годами (2, c.2), о чем свидетельствует документ об обмене земель между епископом Фрайзингским Энгильбертом (1005-1039) и неким «Арибо Благородным». Поселение Румолте возникло намного раньше Мюнхена, первое упоминание о котором относится лишь к 1158 году. Рядом с церковью в Румолте проходила с юга на север - к Мюнхену, так называемая «соляная дорога».
Церковь на старой открытке
Она вела торговцев солью к деревянному мосту, перекинутому через реку Изар в 1158 году монархом из династии Вельфов - герцогом Генрихом Львом (1129-1195). Этот мост через реку у поселения «у монахов» (то есть - «Мюнхен») был специально возведен с целью сбора пошлины с тех, кто пользовался этой переправой. Бывшее место первого городского моста идентифицируется ныне городскими краеведами перед выстроенным комплексом зданий Немецкого музея на речном острове Изара. До существования моста герцога Генриха Льва купцы платили деньги за переправу в казну фрайзингских монахов, владевших своим деревянным мостом через реку, но его сожгли по приказу того же герцога.
Почтовая открытка с видом на церковь
Двигались ли со стороны Баварских Альп торговцы со своей поклажей в Мюнхен или возвращались из него в свои родные места, на их пути обязательно вставала церковь «Мария - Рамерсдорф» и расположенный неподалеку от нее гостинный двор с баварскими яствами и желанным для путников «жидким хлебом» - пивом. Начиная со второй половины XIV века, в деревенской церкви путники, осеняемые драгоценным крестом-реликварием с вправленными в него частями Древа Креста Господня, получали желанное благословение на дальнюю дорогу.
Почитание реликвий, «способных творить чудеса», было созвучно обычаям верующих баварцев, среди которых распространялись высказывания св. Григория I Великого (Двоеслова; ок. 540 -604), чьи мощи ныне хранятся в баварском монастыре Андехс. Cочинения св. Григория, в особенности о чудесных деяниях и соблюдении христианских традиций, усиливали в народе веру в чудеса, отложив тем самым отпечаток на церковной жизни Баварии, где охотно читали его труды. Почитание реликвий как «форма благочестия» была созвучна обычаям баварцев, культ предков которых обусловил почитание чудодейственных поминальных вещей и разных других реликвий. Сохранились исторические сведения, что в южно-германских землях распространялись перепечатанные эпизоды или сам текст «Itinerarium Egeriae, Peregrinatio Aetheriae» (см.:8), принадлежавший перу знатной паломницы IV века Сильвии (Эгерии или Этерии). Она повествовала о своем паломничестве (вероятно, в 381-384 годах) и об обряде поклонения в Иерусалиме Древу Креста Господня и о мерах, предпринимавшихся там против расхищения паломниками частиц Древа.
Крест-реликварий в баварской деревне Рамерс был уникальным для пилигримов, ибо он первоначально находился в Вечном Городе. Известно, что кресты-реликварии находились у многих византийских императоров и приближенных к ним членов царского рода. В украшенные драгоценными камнями золотые или серебряные кресты церковные мастера помещали не только части Креста, но и частицы мощей разных святых, камешки или землю с мест библейских событий. Иногда всего один фрагмент или мизерная частица Креста Господня cтановились составной частью cамого реликвария. Чаще всего частицы Креста Господня заделывались внутрь реликвария таким образом, чтобы их можно было видеть через стекло. Эксперты считают, что источниками создания крестов-реликвариев на Западе были так называемые «Иерусалимская» и «Константинопольская» части Креста Господня. Само его Древо в разные столетия было разделено на множество фрагментов или частиц разного размера, которые сейчас можно встретить во многих храмах и монастырях мира. Вполне допустимо, что среди крестов-реликвариев существуют и подделки, но определить их количество и особенно историю происхождения вложенных в них деревянных частиц не представляется возможным. У недобросовестных мастеров, специализировавшихся на изготовлении поддельных крестов-реликвариев, «фрагментами креста» чаще всего служила древесина старой оливы. Некоторые cпециалисты в облaсти церковной истории утверждают, что именно крестоносцы вывезли из Византии в Западную Европу несколько уникальных крестов-реликвариев с фрагментами Креста Господня. Кресты-реликварии и ставротеки являются ныне достоянием христианских храмов Германии: в Мюнхене (Резиденция бывших королей Баварии и церковь «Мария-Рамерсдорф»), баварском католическом монастыре Шаерн, баварском городе Донаувёрт (монастырская церковь «Святого Креста»), Дюссельдорфе-Бенрате (паломническая церковь св. Кикилии - там всего одна частица Креста Господня) и Лимбурге-на-Лане (музей Кафедрального Собора св. Георга). Общепризнано, что именно «Лимбургская ставротека» (г. Лимбург-на-Лане) является тем бесценным константинопольским реликварием из императорской сокровищницы храмa Святой Софии во времена правления там византийского императора Константина VII Багрянородного (905-959). Заметим, что прозвище (Багрянородный, Порфирородный, Порфирогенет) происходит от одноименного названия того зала в императорском дворце, где он родился. Считается, что именно византийский реликварий, захваченный крестоносцами во времена Четвертого похода на Константинополь в 1202-1204 годах и принадлежавший позже одному из рыцарей по имени «Генрих фон Ульмен», содержит самые знаменитые в христианском мире части Животворящего Древа Креста Господня.
Не связано ли происхождение Рамердорфского креста-реликвария с походами крестоносцев? Автор этих строк не скрывает, что долгое время он был в плену этого же вопроса-помысла, ибо прослушанный им давно поверхностный рассказ одного из руководителей баварских пилигримов o паломнической церкви «Мария-Рамерсфдорф» и ее святыне не только смутил, но и ввел в заблуждение. В повествовании сопровождавшего не было верного экскурса в историю Католической Церкви XIV-XV вв., когда в ней параллельно действовали папы и их "дублеры" из числа "антипап". В истории этой церкви, возможно, был не один, а два папы под именем Николай V. Не мог же умерший в 1347 году герцог Людвиг Баварский (6, c. 334) получить в дар великую святыню от папы Николая V, родившегося в ...1397 году?! Однако этот проблемный вопрос заставил обратиться к изучению истории Баварии и ее церкви по трудам скончавшегося в 1891 году в Мюнхене видного немецкого историка и писателя Фердинанда Грегоровиуса (4), а также по другим историческим материалам.
Оказывается, в истории Католической Церкви существовали и «антипапы». Так именовали тех, кто незаконно носил звание «Папы Римского» и подрывал авторитет этой Церкви. Длительное время антипапы вносились в официальный перечень римских пап, но они имели и соответствующую помету. Дарителем «рамердорфского» креста-реликвария был именно антипапа по имени Николай V (с 12 мая 1328 по 25 июля 1330 года; умер в 1333 г.), правивший в период понтификата папы Иоанна XXII (1249 -1334). Этот антипапа (7, c.979) был ставленником Людвига Баварского (он же - Людвиг IV; позже - король Германии, император Священной Римской империи с 17 января 1328 года из династии Виттельсбахов). Между папой Иоанном XXII, выходцем из Франции, и Людовиком Баварским существовал длительный спор, окончательно перешедший во враждебные отношения. История гласит, что папа Иоанн XXII претендовал на временное управление немецкими землями и желал распоряжаться немецкой императорской короной. Людовик Баварский был отлучен папой Иоанном XXII от церкви. В свою очередь коронованный в Риме Людвиг IV созвал в Тренто собор, объявивший папу Иоанна XXII еретиком и заодно провозгласил папой минорита-проповедника Пьетро Райнальдуччи, получившего имя папы Николая V, который правил с середины мая 1328 по конец июля 1330 года. Это был последний антипапа, возведённый императором на Святой Престол. Папа Иоанн XXII в апреле 1329 года отлучил Николая V от церкви, а когда тот позже признал свою вину и публично покаялся, простил его и даже, как пишут историки, «наградил» его так называемым «поцелуем мира». Император Священной Римской империи Людвиг в начале 1330 года, почувствовав ослабление своих позиций в Риме и других городах Италии, навсегда покинул эту страну. С собой он захватил «дар» антипапы Николая V - крест-реликварий с частицами Креста Господня. Бывший антипапа после этих событий добровольно наложил на себя епитимью и в 1330 году удалился из мира, а через три года скончался в Авиньоне...
В церковных документах 1761 года значится, что ценная рамерсдорфская реликвия одно время принадлежала Оттону V (1346-1379) - герцогу Баварии, четвёртому сыну императора Священной Римской империи Людвига IV и его второй жены Маргариты Голландской. История же о том, когда и как появился у антипапы Николая V крест-реликварий и при каких обстоятельствах он подарил его Людвигу Баварскому, покрыта неизвестностью. Впрочем, этот вопрос интересен далеко не всем германским пилигримам, отправляющимся в паломничество в знаменитую церковь «Мария-Рамерсдорф». Вот и в первый день мая 2013 года, в день памяти Божией Матери - покровительницы Баварии, мюнхенские жители торжественно встречают гостей-пилигримов. Западные христиане любят ежегодно организовывать свои паломничества в баварский город Альтэттинг или в монастырь Андехс под каким-нибудь новым девизом. Паломничество же в церковь „Мария-Рамерсдорф" на окраине Мюнхена всегда проходит под неизменным девизом, которым является строка из Священного Писания: «...Возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк 8:34).
1.Lipowsky F.-J. Historische Nachrichten über die Wallfahrts-Kirche zu Ramersdorf.-München,1694
2. Baumgartner M. Kath. Pfarr-und Wallfahrtskirche Maria-
Ramersdorf-München.-Lindenberg im Allgäu: Kunstverlag Josef Fink, 2011.
3. Marienwalfahrten in Erzbistum München und Freising.-Regensburg: Verlag Friedrich Puster, 1989.
4. Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века (от V до XVI
столетия) / Перевод с немецкого М. Литвинова, В. Линде, В. Савина. - М.:
Издательство АЛЬФА-КНИГА, 2008.
5. Lexikon für Thelogie und Kirche. 7 Band.-Freiburg: Verlag Heder, 1962.
6.Neue Deutsche Biographie. 15 Band.- Berlin: Duncker&Humbold, 1987.
7. 125 Jahre Ramersdotf bei München. - München, 1989.
8. Cм.: Паломничество по Святым местам конца IV века (перевод И. В.
Помяловского).- В кн.: Православный палестинский сборник. Вып. 20.-
СПб. 1889; Wilkinson J. Egeria's Travels. - Newly Translated,1999;
Письма паломницы IV века. М., 1994.