В утвержденных правительством «Правилах» говорится, что организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований, вправе осуществлять ее за счёт средств физических или юридических лиц, если она «не предусмотрена установленным государственным или муниципальным заданием».
В решении правительства и в самих «Правилах» никаких стоимостных показателей не приводится - назначение цен, по всей видимости, будет теперь привилегией администрации учебного заведения. К тому же обращается внимание на то, что цены на образовательные услуги (с маленькой оговоркой) на месте стоять не будут: «Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период».
Не стоит думать, что речь идет только о каких-то дополнительных программах обучения.
В «Правилах» черным по белому отмечено: учебное заведение оказывает «платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ (части образовательной программы)».То есть, платить придется практически за всё.
В договоре на оказание платных образовательных услуг указываются «вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности)», «сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения)». И, как венец победы рыночных отношений в российском образовании, - «исполнитель обязан обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора.
Отныне учитель в России становится «оказывателем платных образовательных услуг», а родители вправе рассматривать школу как прачечную или химчистку, а не храм знаний, в котором их детей обучают и воспитывают люди с благородным званием «учитель».
Теперь, как к любому обслуживающему персоналу, родитель вправе обратиться к поставщику услуги: «Эй, девушка!». И - по-рыночному - будет прав.
Фактически, исходя из принципа рыночного фундаментализма и вытекающего из него рыночной концепции средней школы, система классической российской школы попросту уничтожена указанным решением Правительства РФ. А, по большому счёту, в России появился некий монстр, не имеющий аналогов в мире.
«В наше образование введена модель "комбината услуг". Смешения в одном образовательном учреждении платных и бесплатных занятий нет ни в одной стране мира.
Это смешение чрезвычайно опасно, потому что естественным следующим шагом станет разделение родителей и учеников на тех, кто доплачивает школе, и тех, кто не доплачивает.
Мы переносим социальное расслоение в школу, вместо того чтобы преодолевать это расслоение через образование как социальный лифт», - считает Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович.
Избранный режим финансирования школ предполагает, что львиная доля средств идет на преподавание тех предметов, по которым школа отчитывается результатами ЕГЭ. К тому же учителя получают повышенную зарплату не за ставку, а за часы преподавания, работая на износ.
«Этот экономический механизм выдавливает из школы воспитательную работу», - уверен Бунимович.
Реформа образования месяц за месяцем все больше и больше открывает возможности для расширения его платности. Но сколько, кому и за что придется платить родителям, так и не ясно до конца.
Ясно главное - «рыночность» потянет за собой в школу соответствующие отношения и процессы, что, безусловно, повлияет на общий климат в российской школе.
И что интересно, от серьезного обсуждения этих кардинальных проблем, от выработки стратегии развития образования, а значит и будущего страны, напрочь отстранены Российская академия наук, Российская академия образования, Российский Союз ректоров, другие государственные и общественные учреждения, имеющие непосредственное отношение к системе образования в стране.
Вот и выходит, что судьба российской цивилизации сегодня зависит от желания, воли, решений нескольких лиц так любящих принимать решения, но бесконечно далеких от понимания проблем стратегии развития России.
http://www.stoletie.ru/obschestvo/chto_pochom_nynche_v_shkole_625.htm