|
Из небытия
Исторический центр Санкт-Петербурга - это вечный город. Проходят десятилетия, а ничего здесь не меняется. Иду знакомыми с юности улицами, выхожу на Мытнинскую, которая тянется далеко-далеко, переходит в Полтавскую и где-то там впереди упирается в пакгаузы Московского вокзала. Гляжу туда, в далёкий тупик... и глазам своим не верю: в самом конце улицы плывут в небе золотые купола. Откуда они здесь?!
Что ж, иду дальше - заново открывать для себя «вечный город». Вот и конец Полтавской, направо - знакомая арка в крепостной стене из красного кирпича, с бойницами и рядом зубцов поверху. Вспоминается, как четверть века назад бывал я здесь и гадал, каким ветром занесло сюда этот кусок Кремлёвской стены. А сейчас рядом с ней - огромный белокаменный храм! И тоже словно по воздуху перенесённый откуда-то из глубинной Руси - то ли из Владимира, то ли из Суздаля.
На территории храма гудит техника, рабочие в спецовках месят раствор, бригадир машет рукой куда-то вверх - крановщику, возможно. Спрашиваю у рабочего, где найти настоятеля храма, он указывает: там. Иду «туда», там показывают в другую сторону. Наконец кто-то советует: «Вы встаньте у входа в храм, рано или поздно он появится в той точке».
|
Стою. Читаю объявления на стене. На одном из них детской рукой нарисован домик с голубой крышей и написано: «Детская комната переехала в тёплый вагончик, стоящий около храма». Другое сообщает: «В нашем приходе возобновились занятия с детским хором (дети от 6 лет)». А вот солидная афиша, гласящая:
«Картины из жизни старого Феодоровского прихода. Группа творческой молодёжи нашего храма подготовила рассказ о жизни прихода Феодоровского собора в последние годы перед его закрытием в 1932 году. При подготовке использованы исторические документы, воспоминания и материалы следственного дела Александро-Невского братства... Вступительная часть - прот. Александр Сорокин; далее - повествование о жизни старого прихода с элементами драматургии в исполнении творческой группы и посещением подвала Феодоровского собора».
Закрытие в 1932-м... О разрушении ничего не сказано. Значит, собор здесь всегда стоял? Почему же я раньше его не видел...
- Извините, - обращаюсь к проходящему мимо человеку в спецовке и с доской на плече, - где мне здесь найти отца Александра?
- А вам какого Александра? У нас их двое.
- Сорокина, настоятеля.
- Ну так это я.
Представляюсь, что из газеты. Настоятель смотрит на часы. Далее разговор продолжается в рабочем вагончике.
Связь времён
|
- Удивительно, но прежде я этого храма не замечал, - делюсь со священником своим изумлением.
- Да я тоже раньше про него не знал, хотя в детстве он стоял перед глазами почти каждый день. Я ведь десять лет учился вон в той школе, на углу Полтавской и Миргородской, - отец Александр махнул рукой в окошко вагончика. - Окна моего класса выходили как раз на собор. Но в ту пору храм был перестроен, внутри находился молокозавод. Догадаться не так просто...
- Как понимаю, вы из семьи священника Владимира Сорокина? Вам про собор не рассказывали?
- Может, и говорили, но, наверное, не акцентировали внимание, чтобы в школе проблем не было. Время такое... Кроме директора школы, думаю, никто из учителей и школьников не знал, что я сын священника.
- О принятии сана вы уже тогда думали?
- Думал, но не ассоциировал себя с тем заводским строением, серым и мрачным.
- Поверить трудно! Такой красивый собор...
- Сейчас-то - да! Вы бы на фотографию посмотрели. Мрачное зрелище.
- Рядом с собором стоит ещё один, деревянный, храм. Давно он появился?
- Если вкратце, то история такова. В 1992 году администрация города приняла принципиальное решение о возврате Феодоровского храма верующим. Но было понятно, что дело это долгое, молокозавод из здания так просто не выедет. Поэтому у заводского забора построили часовню во имя Новомучеников и исповедников Российских. Тогда была задача хотя бы зародить здесь церковную жизнь и начать богослужения. И так сложился наш приход - когда ещё собор был скрыт за оградой. Длилось это «зазаборье» семь долгих лет.
- В том строительстве вы тоже участвовали?
- Часовню строил протоиерей Владимир Сорокин, он-то всё и начал. А в 98-м году, когда её освятили как полноценный храм, меня назначили совершать здесь регулярные службы. С передачей здания руководство завода тянуло до последнего, хотя в последние годы там и производства-то почти не осталось, помещения в аренду сдавали. Пришлось через суд вопрос решать. И в 2005 году наш приход - уже сложившийся, окрепший - вступил в храм. Как внешне, так и внутри он был сильно перестроен. Междуэтажные перекрытия, остатки оборудования, грязь, запах уксуса и прочее. Ну, мы там почистили, помыли, начали служить в одном из приделов. А в 2007-м был создан такой солидный попечительский совет во главе с председателем Государственной Думы Борисом Грызловым. И началось серьёзное финансирование реставрации. Приходу пришлось вернуться в уже ставший родным храм Новомучеников - до конца реставрации. Работы уже подходят к концу - должны успеть закончить в 2013-м, к юбилею храма.
- Феодоровский. Это, получается, собор к 300-летию Дома Романовых, к 1913 году был построен? - догадываюсь.
- Именно так.
- А вот скажите, пожалуйста, что это за крепостная стена рядом с вами? Вроде как Кремлёвская. Через её арку ходил раньше, в советское ещё время, и не мог понять...
- Это часть общего ансамбля храма-памятника З00-летию Дома Романовых. Обычно начало династии мы связываем с Ипатьевым монастырём, с Костромой, но для Романовых важнее образ Москвы - они ж из Костромы переехали туда, там ждали своего отца, Патриарха Филарета, и в Москве же был Земский собор, на котором Русь выбрала себе царя, там же было возведение на престол. Поэтому и в храм-памятник заложен образ Первопрестольной. Отсюда и кремлёвская стена.
- Она должна была окружать собор?
- Нет, по плану стена лишь с одной стороны отделяла храм от уже тогда суетливого Московского вокзала, построенного ещё при царе Николае I. В то время были паровозы - от них копоть, дым, грохот.
- Это место для царского собора потому и выбрали, что рядом с вокзалом и дорогой на Москву?
- Так совпало. В начале ХХ века здесь, где мы сидим, располагалось подворье Феодоровского Городецкого монастыря. Сам Богородице-Феодоровский монастырь был построен на берегу Волги ещё в XII-XIII веках на месте деревянной часовни, в которой находилась Феодоровская икона Божией Матери. Есть легенда, что и обитель, и Городец - он в полусотне километров от Нижнего - основал сам Юрий Долгорукий. И вот в Петербурге было подворье этой древнейшей обители. Скромное такое - с маленькой часовней. В 1906 году на её месте всё же построили церковь в честь Феодоровской иконы, небольшую, но она простояла всего три года - по инициативе настоятеля монастыря архимандрита Алексия (Яковлева) решено было возвести каменный собор. Августейшим покровителем строительства стал брат Государя - Великий князь Михаил Александрович. Освящение планировалось к юбилею - как известно, Михаил Фёдорович Романов взошёл на московский престол 27 марта 1613 года, если по новому стилю. Этот мартовский день с тех пор отмечается как второй праздник Феодоровской иконы Божией Матери, наравне с августовским. Но закончили и освятили собор только в январе 1914 года. Было очень торжественно, присутствовала Царская Семья во главе с Государем Николаем II, церковные власти, люди из правительства, народ.
- А почему задержали на девять месяцев?
- Видимо, были причины: не хватило времени и средств. Кстати, собор так и не был доделан до конца - в том оформлении, как его задумали. А потом помешала война, случилась революция... Поэтому сегодня мы не только его восстанавливаем, но и заканчиваем то, что не успели сто лет назад.
- Есть какие-то старые эскизы?
- В архивах найдены чертежи. Также сохранились фотографии как внешнего, так и внутреннего убранства, правда только верхнего храма.
Царский храм
|
- Запоздание с освящением храма, наверное, уже не повторится? - продолжаю расспрашивать настоятеля.
- Всё будет в срок! - улыбается священник. - Осталось благоустроить территорию и закончить работы в нижнем храме. Сегодня у нас как раз субботник, прихожане убирают нижний храм от пыли и грязи, потому что отцу Зинону, нашему иконописцу, предстоит довершить начатую роспись в южной апсиде алтаря.
- Архимандрит Зинон. Он теперь у вас?
- Почему у нас? Прежде он служил в Псковской епархии, а сейчас служит в Петербурге. Пишет для нашего храма и фрески, и иконы. Поскольку прежние строители не успели расписать нижний храм, то он внедряет там замыслы, какие считает нужным.
- Ваш собор фактически царский, это как-то отражается в оформлении?
- Центральный алтарь нижнего храма изначально был посвящён святому Александру Невскому и Марии Магдалине - небесным покровителям Государя Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Фёдоровны. Это родители того Государя, при котором храм и строился. А боковые алтари были посвящены праведному Филарету Милостивому и мученице Марфе - небесным покровителям родителей первого царя Михаила Фёдоровича Романова. Но главное посвящение имеет верхний храм. Там центральный алтарь - Феодоровской иконы Божией Матери и преподобного Михаила Малеина, покровителя самого Михаила Фёдоровича, первого из династии.
|
- А последний из царствовавших, Государь Николай II, в соборе как-то отражён?
- Раньше боковые алтари верхнего храма были во имя покровителей царствующей четы - святителя Николая и мученицы Александры. Но теперь алтарь мы посвящаем им самим, поскольку они канонизированы как страстотерпцы. А левый придел, бывший святителя Алексия и благоверного князя Михаила Тверского, посвятим святым новомученикам и исповедникам Российским.
- Список Феодоровской иконы у вас какой?
- К сожалению, прежний храмовый Феодоровский образ утрачен, хотя часть других икон сохранилась, они находятся в Музее истории религии. Так что те несколько списков Феодоровской иконы, которые у нас есть, - новонаписанные. Хотя есть и старинный список XIX века, подаренный три года назад нашему приходу председателем попечительского совета.
- Как считаете, монархическая идея когда-нибудь станет востребованной российским обществом?
- Вопрос не такой простой. Он одновременно и политический, и духовный. Моё глубокое убеждение, что необходимо придерживаться евангельского принципа, проповеданного Самим Иисусом Христом: отдавайте Богу Богово, а кесарю кесарево. Кем бы ни был правитель: царём, президентом, премьер-министром, - в том или ином виде это кесарь, то есть «цезарь». Слово «царь» ведь произошло от этого слова. Да, он может быть верующим, православным, но всё равно это государственная власть, которую ни в коем случае нельзя смешивать и путать с Церковью и церковными принципами общения, управления церковным обществом. История нас учит тому, что все попытки скрестить государство с Церковью, какими бы высокими словами это ни называлось - симфония, взаимодействие, сотрудничество, - к добру не приводят. Но это моё личное убеждение.
Мы с уважением и почтением относимся к русской монархии как к идеалу власти, освящённой и помазанной на царствование. Но лучше, повторяю, держаться евангельских принципов. Почему мы чтим Царственных страстотерпцев? Потому что они пострадали невинно и остались верны Христу. Для них и для всей страны стало трагедией, что вся ненависть, вся злоба, которая накопилась в результате какой-то неправедной духовной жизни части народа и неправедности жизни самой страны, вылилась на этих людей, в том числе на детей Государя. Это было какое-то наваждение, поднявшееся из тёмных глубин. Можно сваливать произошедшее на международный заговор, на немцев, англичан, французов, евреев, инопланетян - кого угодно. На самом деле это было по грехам нашим. Вот у нас говорят: дай Бог, чтобы Он не оставил Россию. Да не оставит Господь Россию, если только она сама не отвернётся от Него!
- То, что ваш храм царский, - это как-то отражается на жизни прихода? Наверное, прихожане в основном из интеллигенции?
- Часть нашей общины состоит из местных жителей, которые всегда ходят в ближайшие храмы. Но поскольку мы ведём активную просветительскую работу, многие приезжают с других концов города. Это обычная практика в мегаполисах. В сельской местности, понятно, сложно выбирать себе храм и духовника. А здесь сел на метро - и вот уже на месте.
Какие у нас особенности? Наверное, больше внимания уделяем истории, поскольку благочестивые примеры прошлого хорошо знать и держать пред глазами. Не далее как вчера проводился вечер, посвящённый истории нашего прихода до его закрытия в 32-м году. Там было много сказано о последнем настоятеле архимандрите Льве (Егорове), который причислен к лику новомучеников. Пострадал он именно потому, что был очень активным человеком, миссионером и проповедником.
Якорь спасения
Если кратко, то вот что отец Александр рассказал о последнем настоятеле собора и его прихожанах.
|
Архимандрит Лев, как и брат его митрополит Гурий, происходил из простой семьи новгородского ломового извозчика. Монашеский постриг братья приняли в один год здесь, в Петербурге. Накануне революции, в 1916 году, молодые иеромонахи развили интенсивную миссионерскую деятельность, «пошли в народ» - к рабочим и беднякам. Митрополит Иоанн (Вендланд) записал тогда: «По городу разнеслась слава о "братьях Егоровых"». Искренность и открытость проповедников была тепло встречена рабочими, что для революционеров стало большой угрозой. В 1922 году отца Льва арестовали и отправили в ссылку. Но, вернувшись, он продолжил миссионерствовать, активно работал в Александро-Невском братстве, которое из Лавры перешло в Феодоровский собор, где отец Лев настоятельствовал с 26-го года. Это братство было уникальным явлением в ту пору, когда советская власть уже утвердилась и был образован СССР. В 27-м году его снова арестовали, отправили в лагерь. В Сиблаге он в шахте по 14 часов в сутки возил вагонетки с породой. Потом дело пересмотрели и по новому приговору 20 сентября 1937-го узника расстреляли.
|
Да, удивительные люди были! Сохранилась фотография члена общины Феодоровского собора Екатерины Андреевны Арской. Такая тонкая, хрупкая девушка. В ГПУ её пытали, заставляя подписать сфабрикованные показания, но не смогли сломить её волю. Богоборцам осталось только казнить девушку. Вместе с ней расстреляли ещё одну прихожанку Феодоровского храма - княжну Киру Ивановну Оболенскую, которая принадлежала к тридцать первому поколению потомков Рюрика, первого русского Великого князя. На иконе новомучениц Екатерину и Киру изображают вместе. Четвёртый член общины, канонизированный как новомученик, - Алексей Борисович Нейдгарт, гофмейстер Двора Его Величества. Родная сестра его была женой премьер-министра России Петра Столыпина. Сам Алексей Борисович активно участвовал во многих благотворительных начинаниях. За труды в строительном комитете Феодоровского собора он получил благодарность от Императора Николая II и был назначен ктитором храма. В июне 1918 года он не побоялся подписать воззвание, призывавшее протестовать против закрытия православных церквей, и в ноябре того же года его расстреляли вместе с дочерью и сыном.
- Такие примеры могут объединять и нынешнюю общину Феодоровского собора, - говорит в заключение отец Александр.
- А что ещё объединяет приход?
- Надеюсь, что Слово Божие. Хотя такое высказывание может показаться слишком общим. Наша катехизация строится вокруг чтения и разбора Евангелия. Каждый понедельник вечером у нас в храме собирается молодёжь, самая разная, садится в круг, читает Евангелие и размышляет над ним. На богослужении мы читаем Евангелие на славянском и русском языках, после чего сразу же идёт разъяснительная проповедь. Церковь у нас Христова - и Слову Христа, разумеется, нужно уделять особое внимание. Это тот источник, стержень, якорь - назовите как угодно, - держась которого, можно избежать риска ошибиться. Конечно, надо всегда проверять себя церковным Преданием, святыми отцами, но основание, как сказано у апостола Павла, есть Иисус Христос.
- Есть ещё свои особенности у Феодоровского прихода?
- Мне не очень нравится говорить об особенностях: все подобные разговоры чреваты опасностью обособлений и разделений. Хотя, конечно, как у каждого человека своё лицо, так и каждому приходу, той или иной общине присущи какие-то характерные черты. Например, с 2010 года у нас совершаются так называемые детские литургии - с участием детей. Поёт детский хор, после Евангелия проповедь проходит в форме общения с детьми. Дети постарше служат в алтаре и читают часы и Апостол. Для взрослых прихожан проблем это не создаёт, в этот день мы просим их приходить на раннюю литургию, а позднюю отдаём детям. Приход у нас дружный. После службы стараемся устраивать общее чаепитие - летом так прямо на улице рядом с часовней столы расставляем.
На самом деле жизнь у нас разнообразная, не только катехизация и царская тема. При приходе действуют общества трезвенников, собрания молодёжи («фео-молодежь») и другие. Главное - жить во Христе, тогда на своё место встанут все остальные ценности. А если забудем о Христе, то можем на те же самые грабли наступить, как было на рубеже XIX-XX веков.
- Деятельность прихода, когда откроют собор, наверное, расширится?
- Если заметили, рядом с собором восстанавливается дом причта - двухэтажное здание, исторически когда-то существовавшее на этом месте. Там будет устроен Просветительский центр, для которого намечена большая программа. Перечислять все направления уж не буду, когда начнём работу, тогда узнаете.
Звездица над храмом
- Как видно сейчас, после реставрации собор заметно выделяется среди других в округе. Огромный! Какова его вместимость? - уточняю последние детали.
- Нижний храм вмещает тысячи полторы человек, верхний - тысячи две. Если не брать Александро-Невскую лавру с её Троицким собором, то, пожалуй, он и вправду самый большой в нашем районе.
- Купола золотые. Они и раньше были?
- До революции их собирались позолотить, но из-за войны отложили на будущее. Вообще архитектурная стилистика этого храма не характерна для Петербурга, который обычно воспринимается как город классической западной архитектуры. Но так и было задумано - Феодоровский собор строили в стиле того времени, когда на престол взошла династия Романовых. Тут и Владимир, Ярославль, Москва. За образец была взята церковь Апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Ростове Великом. Убранство нижнего храма планировалось сделать в стиле Новгорода Великого XIII века. В общем, самая древняя Русь.
- Вам самому нравится архитектура?
- Да, нравится. Очень удачная и остроумная неорусская эклектика - башенки, переходы, апсиды, нефы, галереи, лепные украшения сделаны замысловато, но изящно. У нас это и на гербе прихода отражено.
- Герб прихода? Необычно...
|
- Вообще-то своя символика у Церкви была с самого начала, ещё со времён первохристиан. И эту символику потом использовала мирская власть. Самым первым стягом Византии был багряный лабарум с монограммой Иисуса Христа, как её изображали первохристиане в катакомбах. Церковные символы появлялись и на монетах византийских императоров. А на Руси, насколько знаю, личные именные гербы были у митрополита Димитрия Ростовского, Патриарха Никона, митрополита Киевского Петра Могилы. Позже Пётр I лишил Русскую Церковь права на собственную геральдику, а сейчас она возрождается. Так, одним из первых в геральдической комиссии был утверждён герб московского храма Святой Троицы в Хохлах. Впрочем, сам бы я вряд ли додумался до идеи герба для прихода, если бы не один наш прихожанин - Михаил Медведев, член Геральдического совета при Президенте РФ, который предложил и саму идею, и её воплощение по всем правилам геральдики и, что немаловажно, добился официального одобрения нашего герба советом.
- А можно ваш приходской герб посмотреть... Это лев в центре изображён?
- Грифон. Символика эта восходит к родовому гербу Романовых. Как мне объясняли специалисты по геральдике, грифон, сочетая черты птицы и зверя, объединяет темы неба и земли и в христианской традиции известен как символ чуда Боговоплощения. Также в геральдике грифоны считаются стражами сокровищ - в нашем случае, сокровища Благой Вести и священнодействия, верно охраняемых в приходе.
- А ромб на плече грифона что означает?
- Это восьмиконечная звезда - одна из трёх, что традиционно изображаются на иконах Богородицы, в частности на Феодоровской иконе, на ризе Богоматери. А сверху щит герба венчает ещё звездица. Это две металлические, крестообразно соединённые дуги, которые во время проскомидии ставятся на дискосе над евхаристическим хлебом. Поверх звездицы, как и на Святую Чашу, кладётся матерчатый покровец, и таким образом Святые Дары защищаются от случайных касаний. Приход - литургическая община, единая в Евхаристии. И звездица, венчающая гербовый щит, указывает на приход как на малую Церковь, поскольку Церковь есть Тело Христово. А сверху звездицу венчает ромб с крестом особой формы, которая заимствована из архитектурного убранства храма.
- Львиные головы по бокам щита узнаваемы, - всматриваюсь в герб, - такие же видел на стенах древнего Успенского собора во Владимире.
- Ими и наши стены украшены. И в гербе Дома Романовых они тоже есть.
|
- В рамках всероссийской подготовки к 400-летию Дома Романовых реставрация вашего собора не единственная?
- Честно сказать, в связи с юбилеем есть много вопросов. Не все понимают, что и как праздновать. С 300-летим, которое отмечали в 1913 году, понятно - была правящая династия, страна торжественно отметила её пребывание на царском троне. А потом наступили события, которые положили конец династии и фактически разрушили страну, которой они управляли. О Романовых сегодня мы можем говорить лишь генеалогически. Потомки Романовых здравствуют, в основном проживая за границей, не представляя собой никакой политической силы. Кстати, и не претендуя на это. Во всяком случае, это уже не династия. В то же время, будучи людьми русскими по происхождению, многие из них посильно участвуют в различных добрых делах в России. Например, в попечительский совет нашего храма входит князь Димитрий Романович Романов.
Что же касается юбилейного 2013 года, то здесь необходимо чётко понимать, что мы празднуем. Например, наш Феодоровский собор был построен к 300-летию династии. Соответственно, 2013 год - это год 100-летия собора, которое мы и будем отмечать. Также будем ещё раз отмечать 300-летие - как воспоминание о славном прошлом, о тех свершениях и достижениях, которых достигла Россия в период правления Романовых, о том, что подарили Романовы нашей стране - а подарили они (своим верным служением, каждый по-своему) очень много. Например, город Санкт-Петербург. Наконец, трагическая судьба последней Царской Семьи тоже должна быть отмечена как особая веха и в истории династии, и в истории всей страны.
- Прошлый год был объявлен Годом истории в связи с юбилеем русской государственности, которая связана с началом правления Рюриковичей. Эта династия ведь тоже в своё время прервалась. Значит, есть смысл что-то праздновать?
- Если исходить из первоначального смысла слова «праздновать», то да, согласен. Ведь в церковном понимании «праздником» называется и день усекновения главы Иоанна Крестителя, то есть то, чему не надо радоваться и веселиться. В буквальном значении слово «праздник» - это «праздный», не рабочий день, который мы посвящаем церковной службе, ну а в данном случае можем посвятить воспоминанию об историческом событии, о судьбах нашей Родины. Так что чисто увеселительные мероприятия, как обычно у нас бывает, к этому юбилею совсем не подходят.
- Известно ли, как юбилей официально будет праздноваться-отмечаться?
- Если вы имеете в виду юбилей храма, то, скорее всего, великое освящение Феодоровского собора состоится в связи с праздником Феодоровской иконы Божией Матери - 29 августа 2013 года. Следите за сообщениями. Будем рады всем, кто пожелает участвовать в этом важном событии.
Михаил СИЗОВ
Фото автора и с сайта www.feosobor.ru