Слобожанщина. За 150 лет до Переяславской рады

Новости Москвы 
0
270
Время на чтение 11 минут
post thumbnail

Исполнилось 359 лет Переяславской раде - знаковому событию, которому в советское время присвоили официальное название «воссоединение Украины с Россией», а до того именовали «воссоединением Руси». Нынче же этому событию пытаются дать еще одно толкование, правда, с негативным оттенком - в контексте «сшивания страны» по галицким лекалам.

По-видимому, правы те острословы, которые говорят, что мы живем в стране с непредсказуемым прошлым. Политические акценты, меняющиеся при оценке давно минувшего в угоду текущей политической конъюнктуре, способны так видоизменять описания одних и тех же событий, что непосвященному может даже показаться, что речь идет о совершенно разных исторических фактах.

Наверное, историки XVIII-XIX вв. были бы немало озадачены, если бы узнали, что вместо «воссоединения Руси» появится «воссоединение Украины с Россией». А бывшим историкам КПСС и преподавателям научного коммунизма, ныне подвизающимся на ниве «истории Украины», лет 25 назад и в страшном сне не привиделись бы их нынешние «исторические труды» о «временном военном союзе двух держав».

Конъюнктурные наслоения в исторической науке - вещь доходная для их авторов и глашатаев, выгодная для политиканов и пропагандистов, но поистине убийственная для исторической правды и адекватного представления о действительности. Ведь даже те, кто отдает должное всемирно-историческому значению Переяславской рады, находятся в плену стереотипа, что в 1654 г. произошло воссоединение Украины с Россией, а не переход Войска Запорожского из подданства польского короля в подданство русскому царю[1].

При этом в общественном сознании Украина понимается как территория Украинской ССР и ее наследницы - нынешней украинской державы. Между тем, если непредвзято взглянуть на вещи, то сразу становится видна несостоятельность такой точки зрения - ведь на Переяславской раде в состав Русского государства вошли лишь земли, контролируемые Богданом Хмельницким. Как-то забылось, что в то время ему были подвластны только некоторые части территории нынешних Полтавской, Сумской, Киевской и Черниговской областей, это составляло 10-12% нынешней территории Украины. Вся остальная ее территория - это плоды побед российского оружия, искусства российской дипломатии и... подарки «старшего брата».

Поэтому, празднуя очередной юбилей Переяславской рады, на многие столетия определившей судьбу Восточной Европы, мы не должны забывать, что нахождение ряда территорий нынешней украинской державы в ее составе прямого и непосредственного отношения к Переяславской раде не имеет, а является лишь ее отдаленным последствием.

Достаточно вспомнить, что Правобережье Днепра оставалось в составе Речи Посполитой вплоть до второй половины XVIII в., когда в царствование Екатерины II было освобождено от польского владычества. То же самое касается Северного Причерноморья (историческое название - Новороссия), отвоеванного у турок и татар опять-таки в царствование Екатерины II.

Вскользь следует упомянуть о заслугах Ленина, при котором была ликвидирована Донецко-Криворожская республика[2], вследствие чего обширные промышленные регионы Донбасса и Приднепровья стали частью Украины (ради повышения процента пролетариата в крестьянской Украине). Не следует забывать и о роли Сталина, при котором украинскими стали Галиция, Волынь, Закарпатье, Северная Буковина и Южная Бессарабия. И уж совсем неприличным будет забыть о роли Хрущева, подарившего Украине Крым.

Некоторым особняком в перечне территориальных приобретений Украины стоит Харьковщина - как территория, первой подаренная Украине и из всех нынешних украинских земель дольше всех пребывавшая в составе России. На первый взгляд, такое утверждение может показаться неожиданным и даже эпатажным, но если непредвзято взглянуть в лицо исторической правде и открыть малоизвестные страницы истории, то факты позволят убедить в правоте сказанного самых недоверчивых (не путать с зашоренными - этих неспособны убедить никакие факты, даже самые очевидные). В чем же состоят эти факты?

Самый неизвестный из них: территория нынешней Харьковщины юридически стала частью Русского государства еще в самом начале XVI в. - в 1503 г.

Как же это произошло? Здесь следует вспомнить, что разрозненные русские княжества не смогли противостоять Батыеву нашествию, в ходе него подверглись разгрому и разорению и впоследствии стали легкой добычей стремительно поднимающегося Литовского княжества. Благодаря овладению обширными пространствами бывшей Киевской Руси (в том числе и северскими землями, включившими нынешнюю Харьковщину), Литва стала крупнейшим государством Европы того времени. Но, пребывая на довольно низком уровне культурного развития, она впитала в себя культурные достижения покоренной Руси, так что некоторые историки считают, что на определенном этапе существовало две Руси - Московская и Литовская.

Тесные связи Русского государства и Литвы, династические браки, в значительной мере общность культур, казалось бы, могли привести к соединению двух государств. Возможно, так и случилось бы, но в процессы вмешался вездесущий Ватикан, которому удалось обратить в католичество литовскую верхушку (в то время как большинство ее подданных, потомков жителей Киевской Руси, были православными).

Вследствие католической экспансии на рубеже XV и XVI вв. в Литве усилились гонения на православных, сопровождавшиеся попытками их перевода в католичество. «Строят латинские божницы в городах русских, отнимают жен от мужей, детей у родителей и силою крестят в закон римский. И могу ли я видеть равнодушно утесняемое православие?» - писал великий князь московский Иван III. Причем католическая экспансия коснулась не только простолюдинов, но и знати, и в ее числе - дочери Ивана III Елены, которая была замужем за великим князем литовским Александром.

Религиозные противоречия стали одной из причин обострения отношений между Русским государством и Литвой. В этих условиях князья Симеон Черниговский, владевший Черниговом, Стародубом, Гомелем и Любечем, и Василий Рыльский, в чьем владении находились Рыльск и Новгород-Северский (включая земли нынешней Харьковщины), обратились к великому князю Ивану III с призывом избавить их и подвластные им города от литовского ига. И как бы предваряя то, что было сделано спустя полтора века Богданом Хмельницким, попросили принять их вместе с вотчинами в состав Русского государства.

Иван III начал войну с Литвой, которая продолжалась несколько лет и завершилась в 1503 г. Русским государством у Литвы был отвоеван ряд земель, и среди них - северские земли, в состав которых входила территория нынешней Харьковщины. Таким образом, в нынешнем году исполняется 510 лет с момента вхождения земель Харьковщины в состав Русского государства. Это случилось спустя всего десятилетие после открытия Колумбом Америки, за полстолетия до присоединения к Русскому государству Казани и Астрахани, за 80 лет до покорения Сибири и за 150 лет до Переяславской рады!

Принадлежность этой территории Русскому государству задолго до Переяславской рады подтверждается и «Книгой Большому Чертежу» - одним из первых описаний Русского государства, и картами Гийома де Боплана - французского офицера, военного инженера и географа, который в 30-40-е гг. XVII в. пребывал на польской службе и оставил интереснейшие материалы о тогдашней Украине.

В «Книге Большому Чертежу», составленной в московском Разрядном приказе в 1627 г., приведено описание южной территории Русского государства, где указываются харьковские реки: Лопань, Харьков, Уды. О том, что это территория именно Московского государства, свидетельствует и то, что она никогда не входила в Гетманщину, подчинялась белгородскому воеводе, Посольскому приказу, а вовсе не созданному в Москве в 1663 г. Малороссийскому приказу.

Впоследствии территория края была включена в состав Азовской губернии, а затем здесь были созданы Слободско-Украинская и Харьковская губернии, население которых отличалось по своему юридическому положению от населения других губерний современной Украины. Собственно, официально к Украине Харьковщина стала иметь отношение лишь на рубеже 1917-1918 гг., когда в Харьков перебрался Всеукраинский съезд Советов, изгнанный из Киева Центральной радой, а затем пришли приглашенные Центральной радой кайзеровские войска, которыми, собственно, и была проложена нынешняя граница между Харьковом и Белгородом.

Еще один современник, оставивший нам свидетельство о пограничном размежевании между Русским государством и Речью Посполитой в XVII в. - это Гийом Лавассер де Боплан. Он был одним из тех, кто воплощал в жизнь планы польского правительства по постройке системы крепостей на юго-восточных рубежах польского государства. В течение 17 лет он возводил или намечал к возведению крепости и разного рода преграды, предназначенные как для защиты от татарских набегов, так и для удержания в покорности казацкой вольницы.

Выискивая удобные для укреплений места, де Боплан прекрасно ознакомился с топографией, этнографией, бытом и положением Украины и ближайших к ней мест и оставил об этом интересные заметки. Кроме того, по поручению польского короля Владислава IV и коронного гетмана Конецпольского де Боплан занимался подробным составлением карты Южной Руси. Вернувшись на родину, он еще в 1660 г. издал во Франции сочинение об Украине «Description d'Ukraine» и подробные карты Украины и Польши, впоследствии многократно переизданные.

Согласно картам де Боплана, накануне восстания Богдана Хмельницкого граница между Русским государством и Речью Посполитой проходила от Путивля по реке Терен, верховьям Сулы и далее по реке Ворскле. Территория нынешней Харьковщины однозначно находилась в пределах Русского государства.

Существуют и более ранние свидетельства освоения края силами русских служивых людей. Так, в истории нынешнего Печенежского района Харьковской области сохранились жалованные грамоты о выделении здесь в 1599 г. белгородскому служивому Маслову угодий в качестве оплаты за государеву службу[3]. Еще более красноречиво возникновение города и крепости Цареборисова (с 1919 г. - Красный Оскол), основанного воеводой Б.Я. Бельским в царствование, как следует из названия, Бориса Годунова - в 1599 г.

А совсем недалеко от Цареборисова находилось намного более давнее поселение - Святогорский монастырь, который впервые упоминался в произведении дипломата, путешественника и историка XVI в. Сигизмунда Герберштейна «Записки про Московию», где он описал свое путешествие, совершенное в 1526 г.

Стоит напомнить, что, когда на территории нынешней Харьковщины русские служивые люди возводили города и крепости, будущий объединитель Руси (или Украины с Россией, как принято считать в современной историографии) Богдан Хмельницкий только-только начинал ходить и учился говорить свои первые слова... И пройдет еще много лет, пока эстафета воссоединения Руси, запущенного князьями Черниговским и Новгород-Северским, окажется в руках гетмана.

Харьковщина пережила две волны заселения - русскую, когда с начала XVI в. после войны с Литвой и присоединения северских территорий к Русскому государству на земли будущей Харьковщины направлялись русские служивые люди для охраны рубежей и освоения края, и украинскую - когда спустя 150 лет эта окраина Русского государства приняла беженцев с правобережья Днепра (среди них и предки автора по материнской линии). С разрешения русского царя украинские беженцы селились здесь, создавая т. н. слободы - поселения, жители которых были освобождены от ряда повинностей.

Так с середины XVII в. возникла Слобожанщина - область Русского государства, наряду с великороссами заселенная беженцами с Украины - представителями украинского этноса (хотя в то время они считались частями одного народа). Это привело к возникновению уникального этнического сплава, который иногда называют «слобожанским субэтносом».

Лучше всего его охарактеризовал Николай Гоголь в своем знаменитом письме 1844 г.: «Какая у меня душа - хохляцкая или русская - сам не знаю. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и, как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, - явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характеров, чтобы потом, слившись воедино, составить собой нечто совершеннейшее в человечестве... Русский и малороссиянин - это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные».

У читателя может возникнуть вполне закономерный вопрос: почему автор так настойчиво упоминает Харьковщину - ведь в 1503 г. она была далеко не единственной территорией, сменившей подданство с литовского на русское. Ответ следует искать в последующей русской истории. Спустя столетие, во времена Смуты, охватившей Русь (эти события прочно ассоциируются с кратковременным правлением царей Бориса Годунова и Василия Шуйского, семибоярщиной, обоими Лжедмитриями, польской интервенцией и освобождением Москвы народным ополчением Минина и Пожарского), практически все завоевания 1503 г. были утрачены - и Чернигов, и Новгород-Северский вновь стали польскими. И лишь территория будущей Харьковщины осталась в составе Русского государства и впоследствии приютила тысячи беженцев с правобережья Днепра, бежавших от репрессий польских войск после поражения казаков под Берестечком.

Бурное развитие края, создание университета, превращение Харькова в крупный торговый и промышленный центр, а впоследствии и в транспортный узел влекло сюда многих талантливых и предприимчивых людей. Сербы и волохи, немцы и евреи, греки и поляки, армяне и грузины, и,  конечно же, русские и украинцы внесли свой вклад в развитие не только Харьковщины - их открытия и достижения обогатили мировую науку и культуру. Но что характерно, представители разных народов смогли в полной мере реализовать себя и стать великими именно в лоне русской культуры, и это вполне закономерно - только культура мирового уровня создает условия и предоставляет возможности для полного раскрытия творческого потенциала, дарованного человеку природой.

За прошедшие 500 лет трижды (если не считать татарских набегов) предпринимались попытки оторвать Харьковщину от Русского мира, изгнать отсюда русский язык и культуру, и всегда такие действия осуществлялись под иностранным патронатом и ввергали харьковчан в пучину бедствий и лишений. И что отрадно - всегда заканчивались провалом: достаточно вспомнить крах таких попыток, предпринятых кайзером в 1918 г. и фюрером в 1941-1943 гг. Можно быть уверенными, что и нынешним планам «вашингтонского обкома» по разделению и противопоставлению наших народов не суждено сбыться - вопрос только в том, как долго будут продолжаться эти потуги и насколько они повернут вспять развитие края.

И дело даже не в противодействии, которое оказывают «дерусификации» (а точнее - подрезанию своих корней) харьковчане. На нашей стороне логика исторического развития, потребность в экономическом выживании, осознание цивилизационной принадлежности и просто родственные связи: около трети харьковчан и свыше 40% белгородцев имеют родственников по другую сторону не так давно созданной российско-украинской границы.

И тем самым подтверждается для кого-то, может быть, и неприятная, но объективно существующая реальность: на просторах Слобожанщины (Харьковская, Белгородская и частично Сумская и Воронежская области) живет один народ. Народ, который в равной мере доброжелательно относится и к русской, и к украинской культуре, считая их одинаково родными. И в не меньшей мере почитающий свою историю. Достаточно вспомнить, что ежегодное празднование юбилея Переяславской рады, проводимое в Харькове уже много лет, продолжается и ныне - даже после того, как официальные власти исключили его из перечня проводимых мероприятий и прекратили финансирование, все это осуществляется силами общественности.

И если действительно проводить политику в интересах наших народов, а не заокеанских кукловодов, которые в Украине и России видят всего лишь фигурки на мировой шахматной доске, то и будущее наших государств следует видеть вовсе не с вершины возводимой между Харьковом и Белгородом новой Берлинской стены.

А пример, который стоило бы позаимствовать, - в таком сосуществовании наших стран и обустройстве их границы, эффективность которых показали страны Евросоюза и те же США и Канада. Учитывая при этом их опыт в использовании преимуществ, которые дает сотрудничество, например, в формате еврорегионов, в данном случае - еврорегиона «Слобожанщина», следует задействовать его возможности более интенсивно хотя бы для частичного восстановления разорванных многовековых связей между приграничными областями.

И конечно же, нельзя игнорировать и прямую экономическую выгоду, которую даст Украине членство в Таможенном союзе. Чтобы вместо выпрашивания кабальных займов дать возможность Украине не только самой заработать необходимые средства, но и воплотить в жизнь заветы Тараса Шевченко: «Нехай житом-пшеницею, як золотом покрита, нерозмежованою останеться навіки од моря і до моря - слов'янська земля». Такой, какой на Слобожанщине она была в течение последних полтысячи лет.

______________

Фото - http://www.kazydub.ru/gallery/displayimage.php?album=lastup&cat=-2&pos=6



[1] www.alternatio.org

[2] kornilov.name/kniga

[3] www.pechenigi-rda.org.ua

http://rusedin.ru/2013/01/29/slobozhanshhina-za-150-let-do-pereyaslavskoj-rady/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Алексеев
Предтеча Переяславской рады
К 510-летнему юбилею вхождения Харьковщины в состав Русского государства
24.01.2013
С враньём наперевес
сражаются с русским языком украинские ксенофобы
20.06.2012
Кто с метлой к нам придет?
В 2005 году мигранты легально вывезли из страны более 2,5 млрд. долларов, а нелегально, как считают некоторые эксперты, - как минимум 10
16.12.2005
Все статьи Владимир Алексеев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22