Религиовед, доктор исторических наук, профессор МГИМО Андрей Борисович Зубов рассказал на катехизаторских курсах, проводящихся Московской епархиальной комиссией по делам молодежи, о религии древнего Египта.
С самого начала Андрей Борисович попытался прояснить вопрос, что такое религия Древнего Египта - от этого он стал еще более сложным. Оказывается, наши «школьные» представления бесконечно далеко отстоят от реальной египтологии. Андрей Борисович Зубов защищает точку зрения, согласно которой египтяне вовсе не были язычниками в классическом понимании, а исповедовали монотеизм и ожидали Христа.
Предлагаем читателям посмотреть видеозапись лекции. Для вашего удобства мы составили краткий конспект.
Бог-Творец
Школьные учебники говорят о древнеегипетском политеизме, но это неверное определение этого религиозного мировоззрения.
- У египтян было много божественных имен. Ну, а где их мало? - поясняет религиовед. - Египтяне показывают, что эти имена имеют отношение к одной Личности, Создателю.
Действительно, у нас есть древнеегипетские источники, в которых прямо говорится, что есть один Бог-Творец. Более того, в них же говорится о создании Им мира из ничего...
«Бог» - к этимологии понятия
Египтяне писали только согласные буквы (исходя из богословского смысла - согласные звуки считались плотью, а гласные - духом, который не изображается), поэтому как звучало слово, обозначающее богов, мы не знаем. По установившейся между учеными договоренности используется огласовка «э»: «нэчер».
Слова, обозначающие высшие силы, исходят из разных категорий. Так славянского слово «бог» не соответствует греческому «теос», происходит из санскритского «пхаг» («пхаяти» - даровать, давать). Арабское «Аллах» восходит к понятию первый.
Египетское же «нэчер» переводится как «чистый».
- то совершенно другой акцент, - подчеркивает Андрей Борисович. - Весь мир лежит в нечистоте, а Бог в противовес ему чист.
(Стоит отметить, напоминает Зубов, что переживание нечистоты возникает начиная с эпохи среднего неолита: именно тогда разделяется храм и жилище. С 6 тысячелетия до н. э. возникает традиция ставить рядом с покойником масло - оно умягчает, исцеляет и очищает.)
Солярные имена
Там, где о Боге говорится в третьем лице, египтяне использовали слово «нэчер». Там же, где к Нему обращаются с молитвой - используется личное имя.
Например бог солнца - Ра. Религиовед еще раз указывает: это не обожествление солнца, как это часто считается, а наименование Бога его образом. В текстах эти понятия различаются: там, где говорят о светиле изображается круг (иногда с точкой), а там, где о божестве - символ, являющийся детерминативом божества. А чтобы не путать образ и Первообраз в V в. до н. э. появляется имя «Амон».
Бог солнца - Ра
Почему выбирается образ солнца? Солнце уникально. Этот образ используется и в Новом Завете (солнце посылает лучи на добрых и злых). Солнце служит всему миру и дает ему силу.
- Именно образ Бога как служащего миру подчеркивается египтянами, - рассказал Андрей Борисович. - Это их слова: «Не мы живем для Бога, а Бог живет для нас.
Вообще, с солнцем связаны многие имена Бога в Египте. Например, имя восходящего солнца, (тогда Божество изображается в виде скарабея) - символ воскресения.
Творец и Мастер
Другой круг понятий о Творце связан с тем, что Он является Творцом и Мастером. Появляются два наименования: «Пхаг икхун (Бог-горшечник) и «Пхаг татэнеэн» («Бог - Творец всего).
У египтян уже существует образ Бога инобытия, Бога вечного, трансцендентного, находящегося по ту сторону творения.
Еще одно имя - Нун - принадлежит божеству стихии воды. Вода нетварна и аморфна. Интересно, что и согласно Ветхому Завету воду Бог не творил: «Дух Божий носился над водою», - говорится в первой главе книги Бытия.
В этой связи интересно, что контакты между древними евреями и Египтом описаны не только в библейской книге Исход. Существуют следы пребывания евреев в Египте при фараоне Мернептахе (XIII в. до н. э.). Таким образом, библейские события получают еще одно косвенное подтверждение...
Другие боги?
Богом сотворены и разнообразные духи. Они исполняют волю Божью, и их тоже называют «нэчер». Это не должно нас смущать. У архангелов, напоминает Зубов, в именах тоже присутствует имя Бога (Миха-эль - «Кто как Бог?», Гаври-эль - «Всевышний - сила моя», Ури-эль - «Бог - свет есть»).
«Нэчер» - это и достигшие божественного состояния умершие.
Царя также именовали богом. Объяснение у этого очень простое: царь должен быть ритуально чист, так как он выполнял священнодействия. Жрецы действовали только от его имени. Кстати, они тоже имели имя нэчер.
(Заметим от себя, что эта версия выглядит достаточно убедительно в свете христианской экклезиологии: по отношению к архиерею, особенно предстоятелю Церкви, как к живому образу Христа, часто используют эпитеты, относящиеся к Самому Христу. Это не обозначает обожествления архиерея. Священники же действуют только от лица и имени архиерея, «где епископ - там и Церковь», как писал священномученик Игнатий Богоносец.)
Древнеегипетская космогония
В любой религии саму суть традиции видения Бога обозначает как имя Божье, так и космогония. Последняя всегда описывает обратный путь от падшего мира к утраченному совершенству. Любой храм и любая точка пространства может быть центром творения мира.
Согласно египетской космогонии, сначала существовал Бог в себе. Потом в Нем возникают четыре парные потенции: бесконечность - конечность, незримость - зримость, неисчислимость - множественность. Египтяне подчеркивают, что мир творит один Богом. И творится из двух элементов: его волевое начало и небытие.
Антропология: человек - существо предвечное
У египтян нет значимого мифа о происхождении первых людей - для них это неважно. Для египтян важно, что каждый рожденный человек - в действительности существо предвечное. О каждом человеке Бог знал до зачатия и вообще всегда.
Божественный замысел о человеке называется «Ка». Так же называется священная молитвенная поза с воздетыми руками (интересно, что именно в этой позе молится православный священник во время Херувимской песни и на Евхаристическом каноне).
Фото: azbyka.ru
Говорить о смерти боялись, поэтому когда надо было сказать, что человек умер, использовали выражение: «Человек ушел к своему-Ка». Это значило: «воссоединился с идеей, которую имел о нем Бог».
Душа и тело
Еще одна важная для древнеегипетского мировоззрения категория - «Ба». Обычно это слово переводят как «душа».
В славянских языках слово «душа» происходит от «дыхание». Как человек не может жить без дыхания, так он не может жить и без души. Душа - это сила, божественная энергия, которая дается каждому конкретному человеку и каким-то образом осуществляется. Тело воспринималось египтянами как седалище души.
Центром человека считалось сердце - орган, направляющий волю. Египтяне не были грубыми материалистами и четко различали сердце физическое и сердце духовное. Слева находилось «хати» (слово обозначает также грудь, переднюю часть, нос корабля) - физическое сердце. Справа - «иб», духовное сердце.
Эсхатология
У египтян появляется идея посмертного суда (по мнению некоторых ученых, это было изобретение древних египтян, данное ими всему миру). Именно сердце определяет дальнейшую судьбу человека.
В древнеегипетской религии произошел и другой прорыв в эсхатологии: ее носители верили в воскресение тела. Об этом говорится, например, в таком источнике, как «Тексты Пирамид» (538 речение):
«Воскресни и воссядь на престол Осириса. Целостна плоть твоя, ибо она - плод Атума. Лик твой - лик Анубиса. К Ра обращены уста твои, дабы он разрушил преграду на пути слов твоих и мог благосклонно внимать речам твоим. Восстань! Ты не погибнешь...».
Более того, умерший в этом тексте вообще ассоциируется с воскресающим Осирисом, воскресение человека - это и есть воскресение Осириса, человек в него как бы возвращается после посмертного суда. (Кстати, в древнеегипетской религии существовало гендерное равноправие: женщина тоже входила в Осириса.) Фактически, человек, умирая становится Осирисом (не теряя, при этом, своей уникальности - говоря о мертвом, к его имени прибавлялось имя «Осирис»).
Кажется, Древний Египет жил ожиданием: образ вечной жизни - знаменитый египетский крест анх.
- Крест - вообще древний универсальный символ, - напоминает Зубов.
Вечная смерть же в древнеегипетской религии изображалась в виде человека, убивающего самого себя: топором или огромным крючком.
Египет, дождавшийся Христа
Цельной религия Древнего Египта не была. Постепенно слабела постепенно вера, усиливался скепсис, людям становилось страшно, что никто не приходил из-за гроба и не рассказывал, как там живется.
Гробница Нефертити. Вестибюль
Текст на стене гробницы эпохи конца Среднего царства гласит: «Никто не приходит оттуда поведать, каково им там, рассказать о нуждах своих, дабы успокоить сердца наши, пока пойдем мы в путь, которым ушли они. А потому услаждай сердце свое! Забвение неизбежно во благо тебе. Следуй за сердцем твоим, покуда ты жив... умножай радости твои... Когда же настанет день скорби, знай: не слышит утомленный сердцем (Осирис) рыданий плакальщиц. Никого не спасли вопли от могильной ямы. Итак, празднуй, ибо никому еще не позволено взять имение свое с собою, ибо никто из отошедших не вернулся назад».
На другой стене той же гробницы говорится: «О вы, все благородные, праведные, чистые, пребывающие под Богом! Внемлите молитве, возносимой для Отца Бога, молитве прекрасной души благородного мужа, ставшего ныне богом, вечно живущим на Западе. Да восходят молитвы эти на ум потомкам его - всем проходящим мимо. Слышал я те песни, что находятся на могилах древних, где превозносится жизнь на земле, а страна мертвых пренебрегается... Почему говорится такое о стране вечности, права и истины, где нет страха... Все родичи наши ушли в нее... Никто не замедлит в здешней стране Египта».
Египетская культура находилась в диалоге, причем это не скрывалось. Египет жил непосредственной религиозной верой, там высказывалось то, что чувствовалось. Египетское человечество напряженно ждало, что их вера будет утверждена, а их сомнение - развеяно.
- Произошло удивительное. Когда проповедь Христа дошла до Египта, египтяне - обратились. Евсевий Кесарийский писал, что первой страной, которая полностью приняла Христа - до греков - был Египет.
Они, подготовленные своей древней религией, дождались Христа, узнали в Нем того, Кого им не хватало, чтобы завершить триумф жизни над трагедией смерти. В этом - удивительная ценность религии Египта для всех нас.
Подготовила Мария Сеньчукова
http://www.pravmir.ru/professor-andrej-zubov-religiya-drevnego-egipta-zabytyj-monoteizm-video/