Интервью с профессором Зубовым Андреем Борисовичем

Интервью с заведующим кафедрой Истории религий Российского Православного Института св. ап. Иоанна Богослова философско-богословского факультета, доктором исторических наук, профессором Андреем Борисовичем Зубовым

0
391
Время на чтение 9 минут
- Андрей Борисович как давно Вы преподаете дисциплину "История религий" в РПИ, в чем особенность методики преподавания этого курса?

- Если мне не изменяет память, я преподаю историю религий в нашем Православном институте с осени 1994 года. Особенность этого курса с самого начала и по сей день одна и та же, она не изменилась. Это изучение и рассказ обо всем комплексе религиозных исканий человечества, начиная с раннего палеолита, т.е. самой глубокой древности до сегодняшнего дня, за исключением христианства и Ветхого Завета, которые изучаются в Институте отдельно. Это первая особенность, которая отличает этот курс от преподавания аналогичного курса, который я читаю в светских учебных заведениях, куда входят христианство и Ветхий Завет. А вторая особенность заключается в том, что здесь в РПИ я рассказываю, прежде всего, людям верующим, православным христианам; людям знающим и церковную догматику и Писания, а также живущим в традиции Церкви. Соответственно, рассказывая о любой религиозной системе, я ее сравниваю постоянно с христианством, показываю ее отличия, показываю глубинные символические закономерности, сходства, т.е. речь идет о постоянном диалоге христианина с опытом других религиозных традиций. В светском учебном заведении я не могу этого развивать и соответственно таким методом не пользуюсь. А надо сказать, что пользоваться этим методом очень полезно.

- Как данный курс способствует формированию целостного христианского мировоззрения?

- Гёте говорил, что если Вы знаете только один язык, то не знаете ни одного, имея в виду природный язык (для Гете это был, естественно, немецкий). Не зная никакого другого языка, Вы не подозреваете, что есть законы филологии, закон образования слов, закон грамматики и т.д. Зная несколько языков и сравнивая их, Вы видите язык как некое явление, а не только как утилитарную данность. То же самое и с религиями. Когда человек знает только одну религиозную систему, он в ней живет. Если он живет в ней правильно и хорошо, он спасается, но он не подозревает, что эта религия в то же время есть инвариант огромного поля исканий человека в этой сфере, где, скажем, для христианина христианство есть абсолютная находка. И вот, сравнительное религиоведение позволяет христианину увидеть в полноте то сокровище, которым он обладает, потому что если мы не знаем других исканий и не понимаем других религиозных традиций, то мы не понимаем чем обладаем, не ценим этого в полной мере, даже если нам говорят с амвона, что мы должны быть счастливы, что мы христиане, что это великий дар. Мы до конца не понимаем масштаб дара христианства, если нет сравнения с другими религиозными традициями. Мы обрели в христианстве нечто, чего другие религии не могут обрести. Сравнивать религиозные традиции для культурного христианина - это способ понять ценность и глубину христианства на много более широко, чем вне контекста сравнительного религиеведения.

- Как Вы решаете вопрос несоответствия библейской истории и научной теории? (например, кол-во дней сотворения и т.п.)

- Это классический вопрос. Как правило, мне его задают на первой же лекции ревнители буквального прочтения Библии. Я отвечаю на это очень просто: Библия в наименьшей степени является энциклопедией научного знания. Она является много чем, но этим она точно не является. Современный человек привык рассматривать любой текст, как текст информативный, обучающий. Библия, конечно, обучает, но не тому, как был сотворен мир, а тому, как спастись. И соответственно рассказ о творении мира, как это ясно показал святой Максим Исповедник, это рассказ о том, как от нынешнего состояния падшей твари человеку опять перейти в состояние Божественное, с которого началось его творение. И поэтому нам важны этапы, важно знание грехопадения, но фиксироваться на астрономических часах нет смысла. Тем более есть такой очень простой парадокс: мы день и ночь определяем по движению светил, которые, как сказано в Библии уже были созданы после того, как уже "был вечер и было утро, день первый". Поэтому ясно, дни творения и наши дни из 24 часов суть вещи несоотносимые. Поэтому я рассказываю современные научные представления о возникновении мира и человека, а уж как учащийся это соотнесет с Библией это его личное дело.

- Какие работы пишут студенты по курсу "История религий", на какие темы?

- Самые разнообразные. Пишутся и дипломные работы и курсовые, иногда пишут по той или иной религиозной системе, по тому или иному феномену. Студенты старших курсов, если их дипломные работы по моей кафедре, пишут сравнительные работы, например, "представления о спасении в исламе, иудаизме и христианстве".

- Как студенты воспринимают курс и, что Вы можете сказать о студентах и об институте вообще, его специфике, если ее усматриваете?

- На лекции народ ходит, но потому что ему интересно или потому, что боятся провалиться на экзамене, этого я не знаю. Но мне студенты очень нравятся. Был какой-то период кризиса несколько лет назад, когда значительная часть студентов, особенно мальчишек, просто пытались спастись от армии. Им было безразлично православие, тем более история религий, но теперь этот период прошел, по милости Божией, и практически все ребята, во-первых, более или менее серьезно церковны, а во-вторых, они хотят эту церковность сделать церковностью культурного образованного человека и поэтому учатся в этом институте. Наш институт в меньшей степени, чем, скажем, МГИМО, ориентирован на какой-то конкретный доход в будущем. Человек не может рассчитывать озолотиться после окончания православного института, благодаря знаниям, полученным в нем. И это с одной стороны не очень хорошо, а с другой стороны хорошо, потому что предполагает некое бескорыстие в искании знаний и желании обрести их. Это свидетельствует, что знание по-настоящему нужно человеку для его интеллектуального, духовного развития, а потом уже Бог всегда поставит образованного человека на свое место важное и нужное. То, чего сейчас действительно не хватает нашему обществу до невероятной степени - это культурных, образованных, знающих, верующих людей. Знающих не на уровне бабушкиных россказней и чисто внешних обрядов, а действительно глубокого понимания сути христианства и всего того мира, частью которого является мир религии, в котором живет значительная часть человечества.

- Как Вы оцениваете студентов второго высшего образования философско-богословского факультета?

- С одной стороны 2-е высшее образование предполагает заведомо людей уже более взрослых. Такие люди, как правило, уже обременены семьей, а я даже знаю таких, кто и внуками. Им учиться, безусловно, сложнее по целому ряду причин, но в тоже время эти люди точно приходят учиться прежде всего с искреннем стремлением к знаниям. На вопрос: "Почему Вы решили прийти в этот ВУЗ? Здесь ведь не так просто учиться, тем более образование платное". Во всех случаях сталкиваюсь с одним и тем же ответом - это жажда знаний, жажда глубже понять через призму христианства реальность мира, реальность веры и это, конечно, самое главное. Мне лично, нет ничего радостнее, чем встречать человека, который жаждет расширения своего понимания мира и своего понимания веры. Это всегда самое чистое, что может быть у человека и как раз в РПИ он получает возможность получить большой объем знаний для этого. Скажем, если человек хочет стать священником, он скорее будет стремиться пойти в духовную семинарию, а наш ВУЗ больше ориентирован просто на получение и расширение знаний.

- С 1988г. - 1994г. Вы преподавали "Историю религий" в МДА. Есть ли разница между преподаванием в РПИ и МДА? В чем отличие методики преподавания?

- Если говорить откровенно, большой разницы я не усматриваю, другое дело, что я преподавал до 1994 года, прошло уже 13 лет с тех пор, и я сам стал другим и многие вещи по иному осмыслил. Мне кажется, что если бы я сейчас стал преподавать в МДА, хотя на это нет ни сил, ни возможностей - ездить в Сергиев Посад, я бы преподавал также, как преподаю в РПИ. Все то же самое: православная аудитория, а то, сколько людей имеют установку быть священниками - это уже совершенно другой вопрос. В первую очередь, мы учим православных людей, а уже потом они выбирают пути служения. Может быть, в свое время была другая проблема: дело в том, что среди студентов МДА было немало монахов, немало людей уже достаточно глубоко вошедших в христианскую практику, в практику аскетики и поэтому для них "история религий" была тяжелым курсом, ведь там говорилось, как говорили афиняне об апостоле Павле, что "он учит о других богах". Но тут вопрос чисто профессионального опыта, и даже не моего, а студентов. Студент должен привыкнуть к тому, что знание, которое ему дается,- это не есть попытка обращения его к какой-то другой вере, а есть лишь объективизированное знание, которое ему полезно, а на его веру никаким образом не посягает. В этом смысле "история религий" сложный предмет. Мне один преподаватель МДА, архимандрит, сказал: "Андрей Борисович, у Вас настолько простой предмет. Вы можете просто говорить, что Лао-Дзы - бес, Конфуций - бес и все". Но я таким путем не пошел и поэтому предмет оказался достаточно сложным.

- Есть ли на Ваш взгляд вообще разница между воспитанниками МДА и студентами РПИ?

- Между теми, которые были в 90-е годы в МДА и нынешними студентами РПИ разница есть и большая. Но между сегодняшними студентами МДА, которых я знаю, они приходят на мои лекции в МГИМО, иногда в РПИ, с которыми также общаюсь на целом ряде других мероприятий, и студентами РПИ я особой разницы не наблюдаю. И те и другие очень похожи друг на друга и в лучшем и в своих слабостях.

- В чем же было различие студентов МДА в 90-е годы и учащихся других богословских заведений? Чем это различие объясняется?

- А раньше отличались потому, что МДА сохраняло и продолжало традицию, которая в какой-то степени, через преподавателей, дошла от той старой Духовной Академии дореволюционной и уж точно от Академии, возобновленной после Второй Мировой войны. Это была определенная традиция школы, суровая, направленная в основном на практическую пастырскую деятельность, во многом суровая в силу того, что она формировалась в условиях советской системы, где надо было многие вещи скрывать, многие не договаривать, во многих случаях приспосабливаться как преподавателям, так и студентам. Это перешагнуло рубеж 1988-1989 г.г. и очень медленно рассасывалось в 90-е годы. Было еще чувство страха перед светской властью, зависимости от нее. РПУ был создан как новое заведение, где никакой традиции не было, что с одной стороны плохо, а с другой - хорошо, потому что не было этих привычек мимикрии, приспосабливания под советскую богоборческую систему. Поэтому студенты РПУ в середине 1990-х гг. поражали своей свободой взглядов, свободой общения по сравнению с замкнутыми и осторожными студентами Духовной школы. А сейчас этого в общем нет. Свободу и дерзновение вполне обрели и студенты МДА.

- А в чем выражалась дореволюционная традиция, которую, как Вы говорите, несла Духовная школа через своих преподавателей?

Она выражалась, например, в определенных отношениях между профессором и студентом - в дистанцировании профессора от студента, в определенном школярском, схоластическом отношении к знанию, т.е., например, преподавание по конспекту, заведомо устаревшему, который был написан профессором очень давно, а часто даже его предшественником по кафедре, его учителем. Студенты строго по этому же конспекту сдавали экзамен. Смысл преподавания при таком сухом отношении к предмету, конечно, утрачивался. Все это было свойственно дореволюционной академии. Сейчас это изжито, это изживалось уже при мне в 1988-1994 гг., когда я преподавал академии. А РПИ начал сразу как учебное заведение уже новой России, свободной, без каких либо гонений на Церковь, собрал других преподавателей: стали, например, преподавать люди из эмиграции. Сейчас прошло уже 15 лет и в академии и семинарии тоже уже другие преподаватели и другие студенты.

- Кто-нибудь из выпускников РПИ богословского факультета принимает священный сан?

- Да. Есть ряд студентов, которые приняли священнический сан и приносят иногда просфоры, из которых вынимают частицы на проскомидии, поминая своего старого профессора. Но процент рукополагаемых намного меньше, чем даже в Свято-Тихоновском университете, потому что у нас на богословском курсе учится и много барышень, которые сан пока не принимают. Очень многие работают в православных издательствах, на телеканале "Спас". Всё больше выпускников остаются работать в сфере церковной, хотя это не самоцель. Одна из моих студенток после окончания института пошла в сферу политики. Она не стала, конечно, политическим деятелем, но занимается информационной поддержкой депутатов. Я считаю, что это совсем не плохо. Дело в том, что если православные образованные люди, не изменяя своим принципам, своей совести, своей вере уйдут даже в неправославные сферы деятельности - в бизнес, политику, педагогику,- они тем самым будут нести туда православие, просвещенное христианство, не хуже чем те, кто принимает сан или работает в православных газетах или издательствах.

- Где на Ваш взгляд лучше осуществляется подготовка будущих священнослужителей в закрытых учебных заведениях, таких как семинарии или открытых, как ПСТГУ и РПИ?

- В МДА и семинарии подготовка священнослужителей осуществляется лучше, за счет того, что они больше нацелены самой системой преподавания на пастырскую деятельность. Там они проходят постоянно практику в академическом храме, потом их там рукополагают, они там служат как диаконы, как священники, до этого как алтарники и чтецы. В этом смысле они лучше входят в священническую корпоративность. С одной стороны это хорошо, так как священник должен приобрести привычку священнодействовать, а с другой стороны не очень, так как замкнутость и закрытость духовных школ воспитывает отчужденность священника от мира, от жизни. Сейчас наш мир весьма открыт и священник должен быть частью этого мира, он не должен его воспринимать как что-то чуждое, странное, непохожее на то, к чему он привык в академии, поэтому с одной стороны корпоративная традиция, которая лучше прививается в академии - это плюс, а с другой стороны плюс - это та открытость миру, которая прививается в открытых христианских учебных заведениях. В итоге жатву собирает всегда Господь, а Он ее умеет собирать на разных полях.

Интервью с профессором Зубовым А.Б. для сайта "Prokimen.Ru" подготовила Семенова Светлана

http://www.prokimen.ru/article_2767.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Зубов
Вера и воссоздание общества в России
Доклад на конференции "Россия 2017 года", организованной Союзом правых сил, Институтом экономики переходного периода и фондом "Либеральная миссия"
21.06.2006
Все статьи Андрей Зубов
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.04.2024 11:27
На картошку!
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.04.2024 11:19
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.04.2024 11:09
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22