О свете и покое

Январь - удивительный в своем роде месяц. Богатый праздниками и размышлениями. Первое сложилось исторически, второе проистекает от того, что обилие праздников все же отвлекает от работы и повседневных забот, и время прислушаться к самому себе как-то неожиданно появляется.

Знаете, какая мысль чаще всего посещает меня при чтении блогов и прочих рассуждений в соцсетях?

Что беда наша не столько в маловерии или слабости, сколько в постоянных поисках самооправданий. Нет, это не далеко не новое изобретение, и назвать самооправдание трендом нашего времени было бы смешно, но вот только масштаб иной. Каин, отвечающий Всевышнему: «Разве я сторож брату своему?», пожалуй, первый на земле, кто положил начало этому понятию - потому что поиск самооправдания его родителями был еще в Эдемском саду.

Но если в прошлом для того или иного поступка не всегда требовалось искать причину (помните, как отвечает Портос: «Я дерусь, потому что я дерусь!»), то человек нашего времени без самооправданий не может. Или не хочет.

Примеры, как всегда, просты и ни на кого конкретного не указывают. «Я езжу в метро по чужому билету, потому что у нас и так в государстве все воруют». «Я не хожу на Литургию, потому что если я не высплюсь в воскресенье, то не смогу работать всю неделю». «Я рожу ребенка от женатого любовника, потому что хочу детей, а замуж он меня не зовет».

И никого ведь не осудишь, да и не наше это дело - судить. И всех ведь можно понять по-человечески. Денег мало, спать хочется, ребеночка родить - вообще дело благородное. Оправдать можно почти все, а если не оправдать, то хотя бы объяснить. Проблема в другом: заглушая совесть самооправданием, мы ставим своей мысли барьер на этом этапе и не даем ей пойти чуть дальше. Да, я проеду в метро по чужому билету - но ведь это все равно воровство, неважно, в каком государстве. Да, я не высплюсь до полудня в воскресенье - но ведь не могу тогда в полной мере считать себя частью Церкви, если для меня высшая истина в мире менее важна, чем сладкое сопение в подушку. Да, ребенка я рожу, и будет мне радость - но каково будет жене моего любовника, мне самой, когда наступит раскаяние (если наступит, конечно), да и потом - самому этому ребенку? Нет, разговор с совестью тяжел и неприятен. Совесть - это Бог, в первую очередь. И совесть не всегда нашему сознанию конфетки раздает, потому что мы слишком уж сильно изранили свою душу грехом, а синяки принято мазать йодом, а не вареньем.

Я не собираюсь нападать особо ни на культуру, ни на общую философию постмодернизма. Она сама успешно справляется с этой задачей. Другое дело, что убаюкивая свое сознание концепцией всеобщей подлости, мы хотим тем самым приобрести целую охапку индульгенций и по самой выгодной рыночной цене.

Рискую получить град упреков, но все же замечу, что немалую роль в вопросе самооправдания, столь любимого сердцу многих, сыграла в свое время культовая «Мастер и Маргарита», эта своеобразная «Библия советского интеллигента».

Не будем углубляться в литературоведческий анализ - написаны об этом километры диссертаций и статей, и еще столько же будет написано. Мысль моя куда проще. Основной-то посыл романа в том, что ради определенной цели можно пойти на все. (Вот такая печальная инверсия слов Ивана Карамазова о дозволенности всего при отсутствии Бога). Какой бы трогательной не казалась юным барышням идея принимать бал у Сатаны ради того, чтобы узнать что-то о своем возлюбленном, ключевое здесь все же - «у Сатаны». Есть некий предел, который переходить мы не можем, просто не имеем права, коль скоро называем себя людьми и христианами. И никакое, ну вот абсолютно никакое самооправдание тут не поможет. Ни то, что Маргарита становится ведьмой от горя и страданий, ни то, что Мастер идет на сделку с дьяволом. Нет, безусловно заманчиво попробовать тягаться на равных с силами тьмы - только это ведь иллюзия, что на равных. Садясь играть в карты с шулером, не удивляйся, что проиграешься до нитки. И оправданий тут быть не может, опять же. Ты ведь знал, на что идешь.

Можно до бесконечности рассуждать о том, как это прекрасно - вступить в диалог с силами зла ради своей любви, а потом получить покой. Покоя мы все ищем, так или иначе, - ну, или почти все мы, из них же первая есмь аз.

Все наши самооправдания - это желание обрести тот самый покой, в поисках которого мы порой идем по неверным духовным дорогам. И блажен не знавший подобных путей.

Ведь если читать ту же самую историю Мастера взглядом критичным, то финал ясен и закономерен: он не заслужил света (обретя покой). И очаровательный образ вечно цветущих вишен - это на самом деле символ творческого бесплодия Мастера и телесного бесплодия Маргариты. Но это и есть их вожделенный покой, выторгованный у Сатаны, оправданный тем, что ради любви... и так далее, не будем повторяться.

А если выбрать другой путь? Если не оправдывать себя, не идти на компромиссы, не вступать в сделки - даже ради самых внешне красивых целей? Покоя тогда точно не будет.

Но, как сказал в свое время один умный священник, христианство - это религия душевного дискомфорта.

И больше уже добавить к этому нечего.

http://www.taday.ru/text/2028635.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Елена Костандис:
Главное - жить духовной жизнью, а не говорить о ней
Об иеромонахе Серафиме (Роузе)
15.01.2015
«Противоборствующие в мире идеи высшего порядка являются неизменными»
Беседа с автором книги «Столыпин: крестный путь реформатора»
20.02.2013
Все статьи автора
Последние комментарии
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Владимир Петрович
09.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019