Рождественские колядки и раб Божий Иоанн

Новости Москвы 
0
302
Время на чтение 6 минут

Сегодня кажется, что многие традиции навсегда ушли из нашей жизни. Трудно себе представить колядовщиков с самодельной вифлеемской звездой, в подъездах многоэтажных городских домов славящих родившегося Христа. Трудно - но можно. В Рождество и во время Святок многим саратовцам звонили в дверь подростки и хором пели колядку, желая здоровья и благополучия хозяевам дома... В том, что эти маленькие рождественские песенки дожили до наших дней, есть заслуга разных людей, так или иначе связанных с изучением славянских народных традиций. А еще - Ивана Семеновича Козловского, знаменитого оперного тенора. Его имя известно многим знатокам и любителям музыки. В энциклопедиях он назван выдающимся представителем русской вокальной школы и «корифеем оперной сцены».

Иван Семенович Козловский родился в 1900 году на Украине, в семье простых крестьян. Тяга к музыке проснулась у него с детства. В 19 лет Козловский уже выступал как солист оперы, в 1925 году был приглашен в Большой театр, а уже к концу 20‑х годов стал живой легендой. Его высокий лирический тенор напоминал звучание хрустального колокольчика - так отмечали друзья и коллеги Козловского. Имя Ивана Семеновича тесно связано с народной музыкой - он очень любил ее. Он возвращал своим слушателям забытое - старинные народные песни, романсы. В том числе - и поэтичные украинские рождест­венские колядки.

В 1960-х годах на звукозаписывающей фирме «Мелодия» тайно состоялась запись колядок в исполнении Козловского - он, конечно, сам был инициатором этого. Пластинки были выпущены микроскопическим по советским временам тиражом - всего 400 штук. Но как только они попали в магазины, были тут же уничтожены по разнарядке «сверху», просто-напросто растоптаны сапогами. И хотя Иван Семенович бесстрашно пел их со сцены в советских концертных залах, в записи почитатели его таланта смогли услышать украинские колядки только в конце XX века.

Нашим современникам Козловский более всего известен слегка анекдотическим противостоянием «козловитянок» и «лемешисток», поклонниц Ивана Семеновича и его собрата по певческому цеху Сергея Лемешева, который тоже пел в Большом театре. Также Козловский знаменит арией Ленского из «Евгения Онегина». И его Юродивый из оперы Мусоргского «Борис Годунов» до сих пор непревзойден - многие певцы пытаются повторить то, что сделал Иван Козловский, но получается у них плохо. Может быть, потому, что Иван Семенович на самом деле был «юродивым без вериг». Так говорила о нем актриса Татьяна Доронина, основываясь на фактах из жизни Козловского, которые ей были известны. А может быть, потому так происходит, что он старался, по собственным словам, не интерпретировать произведение, а проживать его. И даже - проповедовать.

Иван Семенович был верующим человеком. Все, кто общался с ним, отмечали также, что его можно было назвать хранителем традиций. Причем некоторые создавал сам - и им хочется следовать. Например, у него всегда в доме стояла копна колосьев. Он дарил колоски всем, кого знал - по случаю и просто так. Обязательно приносил колосок на похороны друзей и родных - клал в гроб. Зерно - евангельский образ, символ вечной жизни. Вспомните: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12, 24). И Иван Семенович тоже, несомненно, знал эти строки.

В возрасте семи лет Иван Козловский пел в хоре Киевского Михайловского монастыря, а в семьдесят, гуляя по улочкам старой Москвы, останавливался возле мемориальных досок и молился за тех, о ком там было сказано. По свидетельству очевидцев, неизменно кланялся памятнику Петра Ильича Чайковского, когда проходил по Большой Никитской (в советское время - по улице Герцена), мимо консерватории, и повторял: «Он - наш кормилец».

Искусство и вера в жизни Козловского тесно переплелись. Они росли из одного корня. Его внучка, Анна Козловская-Тельнова, рассказывала, что однажды, во время концерта в Кремле, он спел Пасхальный тропарь - как раз была Светлая седмица. Это случилось в сталинское время - все зрители сидели, словно каменные, до тех пор, пока не захлопал сам «друг всех оперных певцов».

В центре Москвы есть замечательный Брюсов переулок, а в нем - храм Воскресения Словущего, который никогда не закрывался, даже в самые темные советские годы. И наверное, это стало возможным во многом благодаря Козловскому. По рассказу одного из своих коллег, однажды - это случилось примерно в 1937 или 1938 году - он увидел из окна, что готовится взрыв храма. В тот момент Иван Семенович не побоялся снять трубку и позвонить лично Иосифу Виссарионовичу. Отстоял Козловский и храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах, куда он иногда ходил молиться вместе со своим отцом.

Козловский был ровесником века, пережил революцию, Гражданскую войну, все этапы советской истории, но ни разу не выказывал желания вступить в КПСС, никогда не пел агиток. Только классику и народные песни - то, что заставляет чаще биться сердце каждого человека, вне зависимости от его политических убеждений. Главным для Ивана Семеновича было вневременное, не подверженное тлению,  вечное.

Он долго добивался возможности исполнять церковную музыку. Сохранились кадры видеохроники, на которых видно: Иван Семенович проникновенно поет «Ныне отпущаеши» перед Патриархом Алексием I и другими иерархами Русской Православной Церкви. В 1965 году он исполнял сольные партии «Всенощного бдения» Рахманинова.

Иван Козловский получил за всю свою жизнь много разных премий. Для себя они (то есть деньги) были не нужны, но все-таки были необходимы - чтобы помогать тем, кто нуждался в помощи. Внучка Ивана Семеновича вспоминала, что дед совершенно не умел видеть чужую беззащитность. Он передавал деньги неимущим коллегам, помогал пианистке Марии Юдиной, возлюбленной Колчака Анне Тимиревой, которая находилась в тюрьме, первой жене Федора Шаляпина, бедствовавшей на родине. Козловский поддерживал всех, кто обращался к нему за помощью: и вдову безвестного провинциального актера, и старенькую театральную гардеробщицу. Помогал землякам и совершенно незнакомым людям - высылал деньги на пальто или на покупку коровы. Сохранилось письмо Ивану Семеновичу от вдовы актера Соломона Михоэлса. Оно начинается словами: «Дорогой Иван - Золотое Сердце!..». На Центральном телеграфе в Москве шутили: «Мы тут работаем на Козловского» - столько писем приходило всенародно любимому певцу, что их не успевали разбирать и доставлять. При этом благодеяния свои Иван Семенович старался совершать втайне ото всех. Однако шила в мешке не утаишь - о его доброте и отзывчивости ходили легенды.

Наталья Иванова-Крамская, музыкальный педагог и гитаристка, рассказала трогательную новогоднюю историю, события которой напоминают святочный рассказ. В 1954 году она, пятнадцатилетняя, попала на елку в Кремль. Жизнь была очень небогатая - Наталья Александровна была одета в единственное форменное платье, школьное: мама только обновила кружево на воротнике. Так девушку увидел Козловский. На следующий день в дом к Ивановым-Крамским была доставлена посылка - в коробке лежал отрез голубого шелка и белая украинская рубашка, вышитая красным крестом.

Козловский жил очень скромно - в скудно обставленной комнате висела лампочка Ильича. И вел дневник, в котором есть такие слова: «В чем счастье? Отдать то, что имеешь. И отдавай скорее. В этом, видимо, взаимное обогащение».

Иван Семенович всегда отдавал. Отдал он своим слушателям свой талант, свое сердце, свои песни, свой голос. Долгое время он руководил самолично созданным Государственным оперным ансамблем. С его помощью была открыта хоровая школа для мальчиков под управлением А.В. Свешникова. На родине, в украинской деревне Марьяновка, открыл на свои средства музыкальную школу. Можно сказать, что Козловский сам учил других.

И сегодня в мировом хоре, славящем Рождество Христово, участвует и трепетный голос раба Божиего Иоанна. Слышите?

Мы к тебе, хозяин, с добрыми вестями -
Радуйся, ой, радуйся, земле!
Развеселый Божий Сын,
Божий... народился!

При подготовке использовались материалы документального фильма «Иван Семенович Козловский: Вера... Надежда... Любовь» (2010 год, автор - Юлия Коваленко)

Газета «Православная вера» №2 (478), 2013 г.


http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-01-24-01-50-10-rojdestvenskie

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Волкова
Ксеньины кирпичики
6 февраля Русская Православная Церковь вспоминает одну из самых любимых святых русского народа - блаженную Ксению Петербургскую
06.02.2015
Все статьи Наталья Волкова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 13:29
Запад не верит в нашу решимость
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 13:02
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
27.11.2024 12:56
С урологами на дружеской ноге
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 12:45
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
27.11.2024 12:44
Церковь всегда одна
Новый комментарий от протоиерей Вячеслав Пушкарёв
27.11.2024 11:10
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 10:26