Не верю. О вреде пропаганды

0
296
Время на чтение 4 минуты

В очередной раз в социальных сетях кипит жизнь. Обсуждают новый фильм Бориса Корчевникова о Церкви и оппозиции, обсуждают письмо Леонида Парфенова по поводу фильма Бориса Корчевникова о Церкви и оппозиции, обсуждают записи друг друга о письме Леонида Парфенова по поводу фильма Бориса Корчевникова о Церкви и оппозиции. Дальше все происходит как в прекрасном детском стихотворении «Дом, который построил Джек» - люди увлекаются, производят тонны контента, который чаще всего именуется словом «пропаганда».

Изначально пропаганда означала вполне невинную вещь - «то, что подлежит распространению»: проповедь христианства, распространение сведений о новом сорте чая, рассказ о том, как поссорились тетушка Полли и ее племянник Джонни - все это было пропагандой и служило определенным целям. Со времен античности люди собирали слухи, питались ими и использовали их в борьбе между собой. Так известного древнегреческого политика звали Аристидом Справедливым. Столь лестное прозвище не помешало грекам подвергнуть его остракизму и отправить в изгнание. Как пишет Плутарх и другие античные историки, во время голосования к Аристиду подошел неграмотный крестьянин и попросил написать на черепке его имя. Аристид спросил собеседника, знает ли тот его и почему хочет отправить в изгнание. Ответ простого человека был таков: «Я ни разу его не видел, но мне надоело, как все вокруг называют его справедливым». Недрогнувшей рукой политик написал на черепке свое имя и молча пошел дальше.

Эта история - прекрасный пример того, во что может превратиться благая идея защиты Церкви или сирот, если к ней примешивается пропаганда.

Вместо людей на трибунах появляются лидеры, желающие использовать чувства собравшихся, их численность для набора политических очков, для получения какой-то выгоды, и начинается та пропаганда, которая отлично известна нам, россиянам, в начале ХХI века. Вместо обмена аргументами происходит разбрасывание лозунгов, вместо желания услышать оппонента, люди стремятся его уничтожить, вместо обличения конкретного греха, начинается порицание всей социальной группы. Под пером пропагандиста все попы будут ездить на дорогих машинах, а все топовые блогеры - бороться с Церковью за деньги.

К сожалению, этой болезнью заражена не только наша журналистика, но и наше общение в социальных сетях. Юноши бледные и маститые старцы обзаводятся взором горящим и начинают в своих постах и статьях рассказывать о мишках, не вышедших на проспект Сахарова, о духовных скрепах или об информационной атаке на Церковь. Потом христиане начинают делить людей на «своих» и «чужих», ставить лайки, говорить о том, что в войне все средства хороши, и часто быть кривыми на один глаз.

Восхищающиеся письмом Парфенова к Корчевникову «не видят», что новогодние итоги года на телеканале «Дождь» от Парфенова - это агрессивная пропаганда с ужасной песней про «молебен» в конце, в которой есть и нарезка, и крупные планы плачущих стариков и детей, и тщательная подгонка информации под свои цели. Мэтр журналистики, создатель нового информационного формата сделал агитку и теперь обвиняет другого журналиста в том, что он тоже сделал пропагандистский фильм.

Леонид Парфенов, Борис Корчевников

Люди, которым понравился фильм Корчевникова, также предпочитают не видеть, что это пропаганда, но, напротив, говорят о том, что в фильме наконец-то сказана правда об информационной атаке на Церковь. С другой стороны, немолодые политики и блогеры теперь шумно возмущаются от того, что их интервью порезали, как будто они не знали, что в 40-минутный фильм нельзя вместить часовое интервью каждого из них.

После фильма одни с радостью пишут о том, как другие проиграли, или в лучших традициях говорят о том, что фильм не смотрел, но осуждаю ибо...

Между тем, нам, христианам стоит перестать участвовать в пропаганде и начать заниматься тем, о чем писал митрополит Антоний: «Никто не становится христианином если не увидит свет в глазах другого человека». Мы совершенно забыли о свете в глазах, заменив его взором горящим и зудом правдоискательства, мы считаем возможным четыре месяца не ходить на работу, объясняя это несогласием с указом митрополита, мы боремся за честный подсчет голосов на выборах, а сами позволяем себе публично распространять или оправдывать клевету на Церковь или Патриарха, поскольку это сказали «свои».

С другой стороны, мы с таким самозабвением ищем духовные скрепы, с такой радостью в очередной раз говорим о традиционной морали и нравственности или об ужасных либералах, что в эти статьи уже не верит никто, воспринимая их как белый шум.

В наши дни почему-то считается, что пропагандировать идеи может кто угодно, что это и есть единственная цель журналистики. Почти никто не помнит слов Карамзина о том, что критика должна быть доброй, не читал замечательных слов Плутарха: «Что до меня, то, прилежно изучая историю и занимаясь своими писаниями, я приучаю себя постоянно хранить в душе память о самых лучших и знаменитых людях, а все дурное, порочное и низкое, что неизбежно навязывается нам при общении с окружающими, отталкивать и отвергать, спокойно и радостно устремляя свои мысли к достойнейшим из образцов».

Вместо рассказа о лучших людях, вместо разговора с лучшими людьми из оппонентов, мы все время понижаем планку. На место митрополита Антония и Виталия Гинзбурга в качестве символов Православия и атеизма выходят Энтео и Никонов, вместо прекрасной публицистики Троцкого и стихов Маяковского мы наблюдаем стихи куда менее талантливых поэтов и публицистику куда менее талантливых авторов, у которых «душа болит за верблюда».

Мне бывает больно читать такие тексты, поскольку среди журналистов, которых я уважаю и люблю, есть атеист Станислав Минин, христианин-«консерватор» Полина Тюренкова и христианин-«либерал» Ксения Лученко. Пропаганда хочет сделать так, чтобы они стали врагами, чтобы мы, сидя в своем окопе, радовались поражению противника. Я этого делать не хочу. Так получилось, что я не нажил себе врагов до 35 лет и не хочу делать этого сейчас. Впрочем, у пропаганды есть и куда более страшные последствия.

За год жертвами пропаганды стали идея честных выборов и судьбы российских сирот. Власть и оппозиция так навязывали мне свою точку зрения по этим вопросам, что я стал толстокожим, и мне не интересно, ни кто у нас в стране будет президентом или мэром, ни где окажутся 42 сироты. Если дело так пойдет и дальше, то россиянам потребуется все более сильный раздражитель, чтобы реагировать на вал пропаганды. Боюсь, что предел сильных эмоций мы исчерпаем куда быстрее, чем число людей, желающих залезть на трибунку и убедить меня встать в их ряды.

http://www.taday.ru/text/2018478.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Зайцев
Все статьи Андрей Зайцев
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
На картошку!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:22
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59