Выстрадать и выстоять

Под таким названием издательство «Голос-Пресс» при содействии Международного Шолоховского комитета выпустило в свет новую книгу известного русского писателя Ивана Уханова. Он вырос в крестьянской семье и прошел школу, по его определению, «грубого физического» труда. Как писатель сформировался под влиянием литературного течения «социалистического реализма», и его можно отнести к направлению в советской литературе, представленному Петром Проскуриным и Анатолием Ивановым. Главная тенденция его творчества - поиск и создание художественными средствами идеала, положительного героя современности. Такового он находит в среде тружеников родного ему Оренбуржья - кузнецов, мастеров печного дела, рыбаков, механизаторов, доярок, вязальщиц знаменитого на весь мир оренбургского пухового платка. Трудолюбие, по мнению писателя, тесно связано с такими нравственными ценностями, как совестливость, чувство собственного достоинства, патриотизм. А упадок привычки к труду в народе приводит к понижению его нравственного уровня. В свете высоких нравственных требований ведет Иван Уханов историческое повествование и о выдающемся оренбургском ученом Петре Рычкове, со дня рождения которого исполнилось 300 лет. К этому юбилею и был приурочено издание книги Ивана Уханова. Петр Рычков сделал много для познания своего края и сохранения исторических и географических сведений о нем. Близость к народу и земле оренбургского ученого писатель подчеркивает своеобразными сравнениями: его научно-исследовательскую работу называет «научным ремеслом», а его горение в творческом труде сравнивает с полезной деятельностью пчелы:

«Жизнь Петра Ивановича в деревне во многом была схожа с жизнью рабочей пчелы. Как та без устали собирает со множества цветов мед и носит в улей, так и Рычков старается из каждого явления и факта сельского быта извлечь пользу: много ездит, ходит, наблюдает, общается с крестьянами, ведет записи их рассказов, изучает местную природу, в своих медеплавильных печах проводит опытные плавки, на винокуренном заводике опробывает новые, более экономичные, «без транжирения хлеба» способы получения спирта, на пасеке наблюдает жизнь пчел...»
 
В то же время Иван Уханов подробно повествует о связях Рычкова с элитой русской культуры своего времени - М. В. Ломоносовым, В. Н. Татищевым. Большой интерес представляет исследование автора о том, как труд Петра Рычкова помог А. С. Пушкину в написании «Истории пугачевского бунта» и повести «Капитанская дочка».
 
Детство и отрочество Ивана Уханова прошло в трудные военные и послевоенные годы, и в его сознании навсегда запечатлелись образы представителей тех поколений, которые вынесли на своих плечах тяжесть войны и послевоенного восстановления страны. Им созданы прекрасные, полные драматизма образы солдат, вернувшихся с фронта с увечьями и ранениями, но сделавшими много для страны и своих семей. Трогательны образы матерей и жен, заменивших на работе мужчин в тылу и сумевших воспитать в тяжелейших условиях своих детей. Поэтому с такой сердечной болью писатель реагирует на черствость по отношению к ним на старости лет их детей и внуков.
  
Описывает ли Иван Уханов сцены из сельского быта или ведет историческое повествование - везде у него чистый, «коренной» русский язык.
  
Но, на наш взгляд, не все произведения, которые вошли в новую книгу писателя, удачны. В очерках «Душа народа зреет в непогоду» и «Укрощение совести» нет ясности мысли, и хочется напомнить Ивану Уханову слова его героя Петра Рычкова: «Пишущему историю не годится невольником то ли скорби, то ли гнева быть».
  
Но в целом можно поздравить писателя с выходом достойной книги, посвященной юбилею Рычкова. Правда, издана она тиражом всего 1000 экземпляров!
   

Анатолий ВАСИЛЕНКО

http://www.rv.ru/content.php3?id=9930

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Анатолий Василенко:
Глобализм - это отказ от Родины
На вопросы Анатолия Василенко отвечает Василий Дворцов, прозаик, публицист, секретарь правления Союза писателей России
27.12.2011
Все статьи автора