Под таким названием издательство «Голос-Пресс» при содействии Международного Шолоховского комитета выпустило в свет новую книгу известного русского писателя Ивана Уханова. Он вырос в крестьянской семье и прошел школу, по его определению, «грубого физического» труда. Как писатель сформировался под влиянием литературного течения «социалистического реализма», и его можно отнести к направлению в советской литературе, представленному Петром Проскуриным и Анатолием Ивановым. Главная тенденция его творчества - поиск и создание художественными средствами идеала, положительного героя современности. Такового он находит в среде тружеников родного ему Оренбуржья - кузнецов, мастеров печного дела, рыбаков, механизаторов, доярок, вязальщиц знаменитого на весь мир оренбургского пухового платка. Трудолюбие, по мнению писателя, тесно связано с такими нравственными ценностями, как совестливость, чувство собственного достоинства, патриотизм. А упадок привычки к труду в народе приводит к понижению его нравственного уровня. В свете высоких нравственных требований ведет Иван Уханов историческое повествование и о выдающемся оренбургском ученом Петре Рычкове, со дня рождения которого исполнилось 300 лет. К этому юбилею и был приурочено издание книги Ивана Уханова. Петр Рычков сделал много для познания своего края и сохранения исторических и географических сведений о нем. Близость к народу и земле оренбургского ученого писатель подчеркивает своеобразными сравнениями: его научно-исследовательскую работу называет «научным ремеслом», а его горение в творческом труде сравнивает с полезной деятельностью пчелы:
«Жизнь Петра Ивановича в деревне во многом была схожа с жизнью
рабочей пчелы. Как та без устали собирает со множества цветов мед и
носит в улей, так и Рычков старается из каждого явления и факта
сельского быта извлечь пользу: много ездит, ходит, наблюдает, общается с
крестьянами, ведет записи их рассказов, изучает местную природу, в
своих медеплавильных печах проводит опытные плавки, на винокуренном
заводике опробывает новые, более экономичные, «без транжирения хлеба»
способы получения спирта, на пасеке наблюдает жизнь пчел...»
В то же время Иван Уханов подробно повествует о связях Рычкова с
элитой русской культуры своего времени - М. В. Ломоносовым, В. Н.
Татищевым. Большой интерес представляет исследование автора о том, как
труд Петра Рычкова помог А. С. Пушкину в написании «Истории пугачевского
бунта» и повести «Капитанская дочка».
Детство и отрочество Ивана Уханова прошло в трудные военные и
послевоенные годы, и в его сознании навсегда запечатлелись образы
представителей тех поколений, которые вынесли на своих плечах тяжесть
войны и послевоенного восстановления страны. Им созданы прекрасные,
полные драматизма образы солдат, вернувшихся с фронта с увечьями и
ранениями, но сделавшими много для страны и своих семей. Трогательны
образы матерей и жен, заменивших на работе мужчин в тылу и сумевших
воспитать в тяжелейших условиях своих детей. Поэтому с такой сердечной
болью писатель реагирует на черствость по отношению к ним на старости
лет их детей и внуков.
Описывает ли Иван Уханов сцены из сельского быта или ведет
историческое повествование - везде у него чистый, «коренной» русский
язык.
Но, на наш взгляд, не все произведения, которые вошли в новую
книгу писателя, удачны. В очерках «Душа народа зреет в непогоду» и
«Укрощение совести» нет ясности мысли, и хочется напомнить Ивану Уханову
слова его героя Петра Рычкова: «Пишущему историю не годится невольником
то ли скорби, то ли гнева быть».
Но в целом можно поздравить писателя с выходом достойной книги,
посвященной юбилею Рычкова. Правда, издана она тиражом всего 1000
экземпляров!
Анатолий ВАСИЛЕНКО