Церковь как сказка

0
197
Время на чтение 3 минуты

В предновогодние дни очень хочется поговорить о сказках. Каждый взрослый в душе остается ребенком и часто продолжает верить, что добро победит зло,

«что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели».

Так получилось, что некоторые взрослые приходят за сказкой в Церковь. Прочитав много хороших книжек, пообщавшись с замечательными людьми, человек переступает порог храма и надеется, что попал в волшебную страну, населенную исключительно святыми людьми. Как в начале 1990-х годов писал Сергей Аверинцев:

«Наши новые православные, околоправославные, сочувствующие, то есть «широкая публика», кажутся мне уж слишком похожими на детей. Позавчера они вовсе не думали на церковные темы; вчера каждый осанистый архиерей казался им ангелом или святым, только что сошедшим с иконы; сегодня они зачитываются газетными разоблачениями про Священный Синод как филиал КГБ... Так подросток, узнавший нехорошую подробность о своем обожаемом кумире, торопится зачислить его в изверги рода человеческого».

20 лет прошло с момента написания этих строк, но людские реакции остались неизменными - поток гневных реплик и подозрений в адрес Церкви и ее служителей не только не стал меньше, но значительно («спасибо» свободе, данной нам Интернетом и Фейсбуком!) увеличился. Поводом для очередных разоблачений могут стать высказывания священников, статья в газете или новость, найденная на просторах Интернета. Это не главное, за критикой Церкви и ее служителей часто скрывается боль человека, разочаровавшегося в прекрасной сказке, где главное место занимал образ «истинного православного христианства».

 

 

По себе знаю, как тяжело бывает преодолевать свои фантазии. Я крестился в подростковом возрасте и некоторое время называл «аввами» всех знакомых священников, полагая, что уж они точно знают прямой и быстрый путь на Небо. Сразу скажу, что батюшки на моем пути попадались почти всегда прекрасные, так что лично я не встречал ни одного кажущегося недостойным священника. Возможно, мне просто повезло.

Через несколько лет, уже будучи юношей, я захотел сказку сделать былью. Мне казалось, что для этого нужно сделать всего две вещи - перевести богослужение на русский язык и сделать так, чтобы верующие стали чуточку добрее к окружающим. Как только это произойдет, мой идеальный мир превратится в реальность, и нам, христианам, наконец удастся построить Царство Божие на земле.

Потом я стал думать, что начал взрослеть, и на несколько лет разочаровался в Церкви: службы казались слишком длинными, верующие слишком серыми, а батюшки недалекими, не понимавшими простых рецептов счастья. К счастью, довольно скоро пришло настоящее взросление, и мне стало стыдно за то, что Церковь была «виновата» передо мной в том, что не оправдала какой-то части моих надежд.

Мысль о том, что не Церковь должна «делать мне хорошо», а я должен вспомнить о том, что православное христианство в России существует очень давно, довольно быстро пришла в мою голову. Моей сказке пришел конец, и с этого момента начали происходить чудеса.

Священники, которых я считал не слишком умными людьми, вдруг стали давать мне поразительные по своей глубине советы (возможно, это происходило и раньше, просто я не готов был их услышать). Неожиданно Церковь приоткрыла мне часть своей подлинной красоты и боли. Изучая историю православия в ХХ веке, я начал понимать, что стал свидетелем настоящего чуда. Теперь я жалею, что в погоне за призрачными мечтами я не записал на диктофон рассказы священников, переживших гонения, свидетельства бабушек, по-доброму относившихся ко мне - юному алтарнику.

Я вспоминаю тех замечательных старушек, и рад, что я оказался в одной Церкви с теми прекрасными женщинами, что в свои 70-80 лет убирались в храмах, пекли просфоры, пели на клиросе. Очень легко возмущаться тем, что бабушки поют не в тон, но очень сложно понять, что если эти женщины перестали бы приходить на клирос, то службы могло бы просто и не быть вообще.

Эти воспоминания заставляют меня осторожнее относиться к высказываниям тех священников, которые мне сейчас по каким-то личным причинам не очень нравятся. Быть может, пройдет еще 10-15 лет, и их точка зрения окажется верной, а мое мысленное несогласие - лишь следствие сказочного восприятия Церкви.

Очень важно уметь слушать и не путать евангельские заповеди со своими собственными представлениями о них. Не стоит думать о себе как об «изгнанном правды ради», если епископ или священник на твой вопрос дал ответ, не совпадающий с твоей точкой зрения. Не стоит вывешивать обличительные посты в социальных сетях на те или другие слова Патриарха, даже если очень чешутся руки. Гораздо интереснее вступить в диалог с единоверцами и понять, почему же твоя сказка никак не становится явью.


http://www.foma.ru/czerkov-kak-skazka.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Зайцев
Все статьи Андрей Зайцев
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22