Европа: похищение рождественской елки

Хотя люди иммигрируют в Данию, они сохраняют ментальность родины

Новости Москвы 
0
282
Время на чтение 10 минут

А вот и та самая елочка на крыше беседки в одном из дворов Коккедала, из-за которой разгорелся весь сыр-бор.
Фото: Надежда Ермолаева/ РГ

"Не боитесь ехать в Коккедал? Там на днях люди в черных масках машину журналистов камнями закидали", - спросил меня портье копенгагенской гостиницы.

Я читала в газетах об этой истории и знала, что датская полиция сейчас расследует факт нападения на журналистов. Да, мне было как-то не по себе. Не представляла, где именно находится этот Коккедал. И не была уверена, что местные хулиганы на мой визит отреагируют лучше, чем на приезд датских корреспондентов. Те, так же как и я, пытались разобраться в обострившихся отношениях между христианской и мусульманской общинами страны. Причина конфликта - рождественская елка.

Скандал начался в конце ноября, когда члены администрации Коккедала, большинство из которых приверженцы ислама, приняли решение не покупать в этом году елку, которую традиционно на каждое Рождество ставили в центре района. Датчане сразу не на шутку возмутились, администрация Коккедала посмела покуситься на старую традицию, и тут же организовались. Собрали подписи о необходимости сформирования новой администрации и провели переголосование по вопросу установки елки.

В итоге в начале декабря елка стояла на своем привычном месте. Однако скандал не утихал, и напряжение между датчанами и иммигрантами продолжало расти.

Путь от Копенгагена до Коккедала на поезде занял чуть более 30 минут. В вагоне со мной ехали молчаливые люди самого разного цвета кожи. На станции они быстро выскочили из вагона и исчезли кто куда. Я осталась на перроне одна. Елки было не видать. Коккедал оказался большим благоустроенным районом с небольшими домами, утопающими в деревьях.

Спросила у проходившей датчанки, где здесь рождественская елка. "Если вас интересует та, с которой были проблемы, то идите через лес, выйдите к домам и во дворе увидите елку".

И вскоре на крыше беседки в центре двора я заметила ель высотой не более двух метров. Первая мысль была: "И из-за этой малышки весь сыр-бор"...

Ирония быстро пропала, когда я увидела, что из подъездов домов, окружающих беседку, начали появляться люди - выходцы из арабских стран. Заметили, что кто-то чужой фотографирует елку в их дворе. Собрались в группу, стали что-то живо обсуждать. И я поняла, что мне лучше с ними заговорить еще до того, как в меня полетят камни.

"Добрый вечер! Я журналист из России. Хочу понять, почему вы тут все разругались из-за этой елки", - сказала я. Иммигранты недоверчиво на меня посмотрели. И стали перешептываться.

"Никто не ругался. Елка здесь стояла на каждое Рождество и стоять будет", - сказал вдруг мужчина, по внешности очень похожий на египтянина.

"Но ведь мусульмане в администрации вашего района в целях экономии не захотели покупать елку в этом году. Даже несмотря на то, что она стоит всего 700 евро. Это ведь в 10 раз меньше, чем организация Курбан-байрама, который тут не так давно отмечался", - пришлось возразить мне.

Египтянин на мою реплику не отреагировал. Он лишь обратил мое внимание на то, что в их дворе живет много христиан. У них на балконах стоят украшенные елки. И в центре двора тоже много рождественских символов.

"Мы, мусульмане, не празднуем Рождество. Но все эти елки нам не мешают. Пусть стоят. Они даже красивые", - громким басом сказал высокий негр.

"Но если у вас тут нет ссор из-за елки, почему тогда произошло нападение на журналистов?" - спросила я, намекая на недавнюю историю, когда 25 человек в черных масках с криками "Неофашисты!" бросали камни в журналистов. Негр на мой вопрос отреагировал нервно, двинулся в мою сторону со словами: "Ты что, полиция? Это вообще не твое дело! И прекрати тут фотографировать!"

Поспешила убрать фотоаппарат. Коккедал явно не тот город, где имело смысл заявлять о журналистских правах на фотосъемку в публичном месте. К тому же было ясно, что разговор окончен. Хотелось сорваться с места и бежать прочь. Я ретировалась. Следом за мной пошел египтянин.

"Тут во всех дворах есть елки, даже несмотря на то, что здесь живет больше мусульман, чем христиан", - сказал он. Это была правда: в Коккедале проживает 60 процентов иммигрантов и только 40 процентов коренных датчан. Это район - своеобразное гетто для бедняков.

"Мы отсюда и не выезжаем никуда. Здесь все дешево: и жилье, и вода, и шаурма. Сходи в кафе у станции, сама увидишь", - сказал мне напоследок египтянин.

Но я пошла не на вокзал, а к дому, где живет бывший член администрации Коккедала 62-летняя Карин Леегард Хансен. Многие считают, что именно она заострила конфликт из-за елки. На собрании Карин проявила принципиальность, высказавшись против решения правления. Потом привлекла внимание СМИ к скандалу и в конце концов успешно собрала подписи о необходимости смены администрации района. То, что елка сейчас стоит в Коккедале, целиком заслуга Карин. Никто из других датчан не рискнул столь решительно отстаивать свои права на полноценный праздник.

Принципиальность обошлась Карин дорого. Хулиганы разбили окно в ее доме. Она получала угрозы и письма с требованием немедленно уехать из Коккедала. После посещения психоаналитика Карин приняла решение уехать из района, где прожила с мужем 29 лет. Сейчас ее дом выставлен на продажу. Разбитое окно вставлено. Но Карин здесь больше не живет. Очевидно, женщина не дождалась продажи жилища и уехала, опасаясь оставаться в районе, который контролируется не полицией и властями, а хулиганьем.

Карин на телефонные звонки не отвечала. Постояв у ее двери, я решила заглянуть в местное кафе. Внутри заведения я обнаружила того самого негра. Разговорились. "Ты обрати внимание, как датчане бросились отстаивать свои права на елку. Журналистов, политиков позвали на помощь. Демонстрации провели, администрацию поменяли. Это у них демократия. А когда мусульмане требуют не рисовать карикатур на Мухаммеда, это исламизм".

Я было подумала, что в окно Карин бросил камень именно этот человек, пока он не сказал: "Лично я не был против елки. Так решило правление. Голосование было демократичным".

В целом мой собеседник был прав. Прежняя администрация действовала в рамках закона, и все выглядит на первый взгляд вполне справедливо, если бы не один важный аспект. Датской культуре свойственно учитывать мнение меньшинства: в этой стране разрешены браки между секс-меньшинствами. Христиане оплачивают проведение праздников для мусульман. Условия в садах и школах таковы, что там не нарушаются права мусульманских детей. Поэтому можно представить, насколько были шокированы датчане, когда мусульманское большинство в Коккедале не захотело купить елку на Рождество, прекрасно осознавая, насколько она важна для датчан.

У меня был еще один вопрос к выходцам с арабского Востока и я решилась: "Вы говорите, что Рождество не празднуете. Но почему тогда иммигранты шлют прошения в местную церковь и просят дать им пособие на этот праздник? Как пишут в газетах, 90 процентов таких прошений приходит как раз от приезжих".

Но мой собеседник ничего об этом не знал. Все на самом деле предельно просто: администрация Коккедала хотела сэкономить на елке, не понимая, что теряет намного больше - доверие и терпение датчан.

До сих пор датское правительство заявляло, что не будет ограничивать миграцию. Националистическая Датская народная партия находится в оппозиции. Даже организация неофашистов публично не высказывала критики в адрес иммигрантов. И, как признались корреспонденту "РГ" датские политологи, конфликт вокруг елки не сможет всколыхнуть националистические настроения у датчан.

В потасовку с иммигрантами на окраинах Копенгагена вступают только некоторые датские байкеры. Но эти стычки так и останутся развлечением и не перерастут в истинный национализм.

Я вышла из кафе и отправилась на станцию, чтобы вернуться обратно в Копенгаген. Чувства были смешанными. Елка, вроде, на месте, где стояла десятилетиями на Рождество. А вот праздничного настроения нет. Ощущение, что теперь вокруг елки некое напряжение, даже страх. Похоже, именно такие же чувства испытывают и новые члены администрации Коккедала. До сих пор они не встретились ни с одним журналистом, не дали ни одного интервью, а вопросов много: что же происходит в Европе, когда даже из-за елки начинаются нешуточные баталии? Почему провалилась концепция мультикультурализма?

Описанная история настолько типична, что могла случиться в любом заселенном мигрантами с Ближнего Востока западноевропейском городе. Например в Брюсселе, где многие протестуют против решения мэрии заменить, чтобы не злить мигрантов, елку на арт-инсталляцию, похожую на рождественское дерево.

Для коренных жителей пришельцы - чужаки, а для мигрантов приютившие их страны не стали своими. Ни исторической, ни какой иной близости между двумя лагерями нет.

На станции я разговорилась с датскими полицейскими. Один из них сказал: "Рождество и Новый год в Коккедале пройдут как обычно. Но я думаю, что конфликт из-за елки не последний. Будут еще споры и по другим темам".

В поезде, следующем до Копенгагена, соседом оказался датчанин средних лет. И по теме елки ему было что рассказать: "Мы, датчане, допустили де-факто создание бедняцких, населенных иммигрантами, гетто. Коккедал - это наш Гарлем. И иммигранты там живут по своим, не датским законам. В этих кварталах правит хулиганье. Дело не в религии, ведь ислам предусматривает уважительное отношение к другим конфессиям. Да и неверующие в массе своей эти иммигранты. Им просто захотелось насолить нам, датчанам, за то, что мы их считаем жителями второго сорта".

Тем временем поезд прибыл в центр Копенгагена. Пассажиры, большей частью иммигранты, поспешили на работу, обслуживать коренных датчан. Зашла в кафе, где на входе меня встретил негр-официант. Я уселась за стойку, у которой работал бармен - коренной датчанин. Спросила его о елке и отношениях с коллегами-иммигрантами. "Это все политика. На нас это никак не влияет. Мы работаем вместе и чаевые делим одинаково", - ответил бармен.

Я пила кофе и размышляла, будут ли дети иммигрантов любить сказки Андерсена. И считать себя настоящими датчанами.

Комментарии

Кевин МаГвин, главный редактор газеты "Копенгаген Пост":

Конфликтные ситуации между датчанами и мусульманами будут происходить снова и снова. Притом в самое неожиданное время и в самых неожиданных местах. Тем не менее Дании ни в коем случае нельзя отказываться от идеи мультикультурализма. Нужно проявить терпение. Понятно, что те иммигранты, которые сейчас получили датское гражданство, не могут стать настоящими датчанами. А вот их дети уже смогут.

Третье поколение иммигрантов уже спокойно будет относиться к тому, что девочки учатся в университете и ездят на велосипеде. И уж тем более с большим пониманием будут относиться к религиозным праздникам христиан. Дания не выживет без иммигрантов. Демография начнет падать. Некому будет выполнять ту работу, которую датчане уже не хотят делать: чистить дворы, торговать в киосках или возить людей в автобусе. А датские компании, работающие на иностранных рынках, не смогут успешно функционировать без специалистов, иммигрировавших в Данию.

Карстен Фледелиус, профессор Копенгагенского университета:

- Конфликт вокруг елки был своеобразным тестом для датской демократии. И она его успешно прошла. Датчане законным путем переизбрали администрацию района и таким образом отстояли свое право на елку. Конфликт был преодолен демократическим путем. Но надо быть готовым к тому, что такие ситуации будут повторяться в будущем. Проблема заключается в том, что иммигранты концентрированно живут в бедных районах и кое-где начинают численно доминировать над датчанами. Однако в силу своих культурных отличий многие из них не понимают, что надо учитывать традиции страны, в которой живешь. Ведь мультикультурализм предполагает взаимное уважение, в том числе и в религиозных вопросах.

Насер Кадер, известный в Дании мусульманский политик, журналист:

- Я не верю в датский мультикультурализм. Он не может работать в стране на 90 процентов моноэтнической и монорелигиозной. Другие культуры и религии не могут выдержать тут никакой конкуренции. Но, с другой стороны, Дании жизненно необходимы иммигранты и она учится с ними жить. Все трудности и конфликты между датчанами и мусульманами еще впереди. Потому что, хоть люди физически и иммигрируют в Данию, их ментальность еще остается у них на родине. На то, чтобы переезд полностью состоялся, нужна целая жизнь.

Как вам это?

Владимир Черников, руководитель департамента СМИ и рекламы Москвы:

- Ужасная история. Лично я не могу представить Новый год без елки. И, слава богу, что у нас Новый год любят все, и он объединяет всех москвичей, независимо от национальности.

Владимир Зотов, префект Юго-Восточного округа:

- Ситуация Коккедала в Москве, к счастью, пока в принципе невозможна. Да, у нас на юго-востоке мигрантов очень много. Но большая часть их, независимо от того, легальные они или нелегальные, люди временные, а значит, не они определяют политику города. И большинство приезжих дают себе отчет в том, что правила, установленные здесь, надо соблюдать, иначе их могут выслать.

Владимир Винокур, художественный руководитель Государственного театра пародий:

- Датский инцидент - сигнал к мировому сообществу, что надо беречь и уважать друг друга. В мире и без того напряженная ситуация, провокации сейчас неуместны. Нужно уважать все конфессии, не важно состоит много или мало в каждой из них людей, беженцы и переселенцы это или коренное население.

Виктор Ерофеев, писатель:

- С большой грустью я узнал эту новость. Ведь для Дании, как и для других стран Европы, Рождество и Новый год - традиционные праздники, которым сотни лет. Зачем нарушать традиции? Чтобы вызвать неприятие между конфессиями? С другой стороны, подобный шаг отчасти связан с крайней политкорректностью, граничащей с извращением. Мол, не будем ставить ель, чтобы не нервировать и не нарушать правила мусульман, у них такой традиции нет. Такой посыл - это перегиб.

Лидия Графова, журналист-правозащитник:

- Конечно, отсутствие общей елки на площади грустновато. Но, наверное, каждый может устроить елку у себя дома, недаром же Новый год считается семейным праздником. Раз уж дали в Дании мигрантам гражданство, значит, надо подстраиваться друг к другу обеим сторонам. Тем более, там уже и администрация избрана из мигрантов. И тем не менее в городе идет нормальная социальная жизнь. Не елкой же единой измеряются отношения между национальностями! Наверное, жителям Коккедала стоило бы поменьше обращать внимание на эту колкую ситуацию или отнестись к ней с юмором.

Вячеслав Поставнин, президент фонда "Миграция ХХI век":

- Ситуация необычная, но и символичная. Она иллюстрирует процесс, происходящий сейчас во всем мире независимо от наших желаний - переселение народов. Трудно порой сказать, как вести себя в некоторых случаях. Праздновать все праздники - христианские, мусульманские, еврейские или отменить все? Никто этого сейчас не скажет. Только жизнь расставит все по местам.

Ирина Огилько, Любовь Проценко

http://www.rg.ru/2012/12/25/yolka-poln.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Надежда Ермолаева
Табу на Ивана
В Латвии запретят русские имена?
01.06.2016
Вазы вместо скульптур
В Вильнюсе снесли советские памятники из числа культурных ценностей Литвы
22.07.2015
Все статьи Надежда Ермолаева
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35