Европа: похищение рождественской елки

Хотя люди иммигрируют в Данию, они сохраняют ментальность родины

Новости Москвы 
0
282
Время на чтение 10 минут

А вот и та самая елочка на крыше беседки в одном из дворов Коккедала, из-за которой разгорелся весь сыр-бор.
Фото: Надежда Ермолаева/ РГ

"Не боитесь ехать в Коккедал? Там на днях люди в черных масках машину журналистов камнями закидали", - спросил меня портье копенгагенской гостиницы.

Я читала в газетах об этой истории и знала, что датская полиция сейчас расследует факт нападения на журналистов. Да, мне было как-то не по себе. Не представляла, где именно находится этот Коккедал. И не была уверена, что местные хулиганы на мой визит отреагируют лучше, чем на приезд датских корреспондентов. Те, так же как и я, пытались разобраться в обострившихся отношениях между христианской и мусульманской общинами страны. Причина конфликта - рождественская елка.

Скандал начался в конце ноября, когда члены администрации Коккедала, большинство из которых приверженцы ислама, приняли решение не покупать в этом году елку, которую традиционно на каждое Рождество ставили в центре района. Датчане сразу не на шутку возмутились, администрация Коккедала посмела покуситься на старую традицию, и тут же организовались. Собрали подписи о необходимости сформирования новой администрации и провели переголосование по вопросу установки елки.

В итоге в начале декабря елка стояла на своем привычном месте. Однако скандал не утихал, и напряжение между датчанами и иммигрантами продолжало расти.

Путь от Копенгагена до Коккедала на поезде занял чуть более 30 минут. В вагоне со мной ехали молчаливые люди самого разного цвета кожи. На станции они быстро выскочили из вагона и исчезли кто куда. Я осталась на перроне одна. Елки было не видать. Коккедал оказался большим благоустроенным районом с небольшими домами, утопающими в деревьях.

Спросила у проходившей датчанки, где здесь рождественская елка. "Если вас интересует та, с которой были проблемы, то идите через лес, выйдите к домам и во дворе увидите елку".

И вскоре на крыше беседки в центре двора я заметила ель высотой не более двух метров. Первая мысль была: "И из-за этой малышки весь сыр-бор"...

Ирония быстро пропала, когда я увидела, что из подъездов домов, окружающих беседку, начали появляться люди - выходцы из арабских стран. Заметили, что кто-то чужой фотографирует елку в их дворе. Собрались в группу, стали что-то живо обсуждать. И я поняла, что мне лучше с ними заговорить еще до того, как в меня полетят камни.

"Добрый вечер! Я журналист из России. Хочу понять, почему вы тут все разругались из-за этой елки", - сказала я. Иммигранты недоверчиво на меня посмотрели. И стали перешептываться.

"Никто не ругался. Елка здесь стояла на каждое Рождество и стоять будет", - сказал вдруг мужчина, по внешности очень похожий на египтянина.

"Но ведь мусульмане в администрации вашего района в целях экономии не захотели покупать елку в этом году. Даже несмотря на то, что она стоит всего 700 евро. Это ведь в 10 раз меньше, чем организация Курбан-байрама, который тут не так давно отмечался", - пришлось возразить мне.

Египтянин на мою реплику не отреагировал. Он лишь обратил мое внимание на то, что в их дворе живет много христиан. У них на балконах стоят украшенные елки. И в центре двора тоже много рождественских символов.

"Мы, мусульмане, не празднуем Рождество. Но все эти елки нам не мешают. Пусть стоят. Они даже красивые", - громким басом сказал высокий негр.

"Но если у вас тут нет ссор из-за елки, почему тогда произошло нападение на журналистов?" - спросила я, намекая на недавнюю историю, когда 25 человек в черных масках с криками "Неофашисты!" бросали камни в журналистов. Негр на мой вопрос отреагировал нервно, двинулся в мою сторону со словами: "Ты что, полиция? Это вообще не твое дело! И прекрати тут фотографировать!"

Поспешила убрать фотоаппарат. Коккедал явно не тот город, где имело смысл заявлять о журналистских правах на фотосъемку в публичном месте. К тому же было ясно, что разговор окончен. Хотелось сорваться с места и бежать прочь. Я ретировалась. Следом за мной пошел египтянин.

"Тут во всех дворах есть елки, даже несмотря на то, что здесь живет больше мусульман, чем христиан", - сказал он. Это была правда: в Коккедале проживает 60 процентов иммигрантов и только 40 процентов коренных датчан. Это район - своеобразное гетто для бедняков.

"Мы отсюда и не выезжаем никуда. Здесь все дешево: и жилье, и вода, и шаурма. Сходи в кафе у станции, сама увидишь", - сказал мне напоследок египтянин.

Но я пошла не на вокзал, а к дому, где живет бывший член администрации Коккедала 62-летняя Карин Леегард Хансен. Многие считают, что именно она заострила конфликт из-за елки. На собрании Карин проявила принципиальность, высказавшись против решения правления. Потом привлекла внимание СМИ к скандалу и в конце концов успешно собрала подписи о необходимости смены администрации района. То, что елка сейчас стоит в Коккедале, целиком заслуга Карин. Никто из других датчан не рискнул столь решительно отстаивать свои права на полноценный праздник.

Принципиальность обошлась Карин дорого. Хулиганы разбили окно в ее доме. Она получала угрозы и письма с требованием немедленно уехать из Коккедала. После посещения психоаналитика Карин приняла решение уехать из района, где прожила с мужем 29 лет. Сейчас ее дом выставлен на продажу. Разбитое окно вставлено. Но Карин здесь больше не живет. Очевидно, женщина не дождалась продажи жилища и уехала, опасаясь оставаться в районе, который контролируется не полицией и властями, а хулиганьем.

Карин на телефонные звонки не отвечала. Постояв у ее двери, я решила заглянуть в местное кафе. Внутри заведения я обнаружила того самого негра. Разговорились. "Ты обрати внимание, как датчане бросились отстаивать свои права на елку. Журналистов, политиков позвали на помощь. Демонстрации провели, администрацию поменяли. Это у них демократия. А когда мусульмане требуют не рисовать карикатур на Мухаммеда, это исламизм".

Я было подумала, что в окно Карин бросил камень именно этот человек, пока он не сказал: "Лично я не был против елки. Так решило правление. Голосование было демократичным".

В целом мой собеседник был прав. Прежняя администрация действовала в рамках закона, и все выглядит на первый взгляд вполне справедливо, если бы не один важный аспект. Датской культуре свойственно учитывать мнение меньшинства: в этой стране разрешены браки между секс-меньшинствами. Христиане оплачивают проведение праздников для мусульман. Условия в садах и школах таковы, что там не нарушаются права мусульманских детей. Поэтому можно представить, насколько были шокированы датчане, когда мусульманское большинство в Коккедале не захотело купить елку на Рождество, прекрасно осознавая, насколько она важна для датчан.

У меня был еще один вопрос к выходцам с арабского Востока и я решилась: "Вы говорите, что Рождество не празднуете. Но почему тогда иммигранты шлют прошения в местную церковь и просят дать им пособие на этот праздник? Как пишут в газетах, 90 процентов таких прошений приходит как раз от приезжих".

Но мой собеседник ничего об этом не знал. Все на самом деле предельно просто: администрация Коккедала хотела сэкономить на елке, не понимая, что теряет намного больше - доверие и терпение датчан.

До сих пор датское правительство заявляло, что не будет ограничивать миграцию. Националистическая Датская народная партия находится в оппозиции. Даже организация неофашистов публично не высказывала критики в адрес иммигрантов. И, как признались корреспонденту "РГ" датские политологи, конфликт вокруг елки не сможет всколыхнуть националистические настроения у датчан.

В потасовку с иммигрантами на окраинах Копенгагена вступают только некоторые датские байкеры. Но эти стычки так и останутся развлечением и не перерастут в истинный национализм.

Я вышла из кафе и отправилась на станцию, чтобы вернуться обратно в Копенгаген. Чувства были смешанными. Елка, вроде, на месте, где стояла десятилетиями на Рождество. А вот праздничного настроения нет. Ощущение, что теперь вокруг елки некое напряжение, даже страх. Похоже, именно такие же чувства испытывают и новые члены администрации Коккедала. До сих пор они не встретились ни с одним журналистом, не дали ни одного интервью, а вопросов много: что же происходит в Европе, когда даже из-за елки начинаются нешуточные баталии? Почему провалилась концепция мультикультурализма?

Описанная история настолько типична, что могла случиться в любом заселенном мигрантами с Ближнего Востока западноевропейском городе. Например в Брюсселе, где многие протестуют против решения мэрии заменить, чтобы не злить мигрантов, елку на арт-инсталляцию, похожую на рождественское дерево.

Для коренных жителей пришельцы - чужаки, а для мигрантов приютившие их страны не стали своими. Ни исторической, ни какой иной близости между двумя лагерями нет.

На станции я разговорилась с датскими полицейскими. Один из них сказал: "Рождество и Новый год в Коккедале пройдут как обычно. Но я думаю, что конфликт из-за елки не последний. Будут еще споры и по другим темам".

В поезде, следующем до Копенгагена, соседом оказался датчанин средних лет. И по теме елки ему было что рассказать: "Мы, датчане, допустили де-факто создание бедняцких, населенных иммигрантами, гетто. Коккедал - это наш Гарлем. И иммигранты там живут по своим, не датским законам. В этих кварталах правит хулиганье. Дело не в религии, ведь ислам предусматривает уважительное отношение к другим конфессиям. Да и неверующие в массе своей эти иммигранты. Им просто захотелось насолить нам, датчанам, за то, что мы их считаем жителями второго сорта".

Тем временем поезд прибыл в центр Копенгагена. Пассажиры, большей частью иммигранты, поспешили на работу, обслуживать коренных датчан. Зашла в кафе, где на входе меня встретил негр-официант. Я уселась за стойку, у которой работал бармен - коренной датчанин. Спросила его о елке и отношениях с коллегами-иммигрантами. "Это все политика. На нас это никак не влияет. Мы работаем вместе и чаевые делим одинаково", - ответил бармен.

Я пила кофе и размышляла, будут ли дети иммигрантов любить сказки Андерсена. И считать себя настоящими датчанами.

Комментарии

Кевин МаГвин, главный редактор газеты "Копенгаген Пост":

Конфликтные ситуации между датчанами и мусульманами будут происходить снова и снова. Притом в самое неожиданное время и в самых неожиданных местах. Тем не менее Дании ни в коем случае нельзя отказываться от идеи мультикультурализма. Нужно проявить терпение. Понятно, что те иммигранты, которые сейчас получили датское гражданство, не могут стать настоящими датчанами. А вот их дети уже смогут.

Третье поколение иммигрантов уже спокойно будет относиться к тому, что девочки учатся в университете и ездят на велосипеде. И уж тем более с большим пониманием будут относиться к религиозным праздникам христиан. Дания не выживет без иммигрантов. Демография начнет падать. Некому будет выполнять ту работу, которую датчане уже не хотят делать: чистить дворы, торговать в киосках или возить людей в автобусе. А датские компании, работающие на иностранных рынках, не смогут успешно функционировать без специалистов, иммигрировавших в Данию.

Карстен Фледелиус, профессор Копенгагенского университета:

- Конфликт вокруг елки был своеобразным тестом для датской демократии. И она его успешно прошла. Датчане законным путем переизбрали администрацию района и таким образом отстояли свое право на елку. Конфликт был преодолен демократическим путем. Но надо быть готовым к тому, что такие ситуации будут повторяться в будущем. Проблема заключается в том, что иммигранты концентрированно живут в бедных районах и кое-где начинают численно доминировать над датчанами. Однако в силу своих культурных отличий многие из них не понимают, что надо учитывать традиции страны, в которой живешь. Ведь мультикультурализм предполагает взаимное уважение, в том числе и в религиозных вопросах.

Насер Кадер, известный в Дании мусульманский политик, журналист:

- Я не верю в датский мультикультурализм. Он не может работать в стране на 90 процентов моноэтнической и монорелигиозной. Другие культуры и религии не могут выдержать тут никакой конкуренции. Но, с другой стороны, Дании жизненно необходимы иммигранты и она учится с ними жить. Все трудности и конфликты между датчанами и мусульманами еще впереди. Потому что, хоть люди физически и иммигрируют в Данию, их ментальность еще остается у них на родине. На то, чтобы переезд полностью состоялся, нужна целая жизнь.

Как вам это?

Владимир Черников, руководитель департамента СМИ и рекламы Москвы:

- Ужасная история. Лично я не могу представить Новый год без елки. И, слава богу, что у нас Новый год любят все, и он объединяет всех москвичей, независимо от национальности.

Владимир Зотов, префект Юго-Восточного округа:

- Ситуация Коккедала в Москве, к счастью, пока в принципе невозможна. Да, у нас на юго-востоке мигрантов очень много. Но большая часть их, независимо от того, легальные они или нелегальные, люди временные, а значит, не они определяют политику города. И большинство приезжих дают себе отчет в том, что правила, установленные здесь, надо соблюдать, иначе их могут выслать.

Владимир Винокур, художественный руководитель Государственного театра пародий:

- Датский инцидент - сигнал к мировому сообществу, что надо беречь и уважать друг друга. В мире и без того напряженная ситуация, провокации сейчас неуместны. Нужно уважать все конфессии, не важно состоит много или мало в каждой из них людей, беженцы и переселенцы это или коренное население.

Виктор Ерофеев, писатель:

- С большой грустью я узнал эту новость. Ведь для Дании, как и для других стран Европы, Рождество и Новый год - традиционные праздники, которым сотни лет. Зачем нарушать традиции? Чтобы вызвать неприятие между конфессиями? С другой стороны, подобный шаг отчасти связан с крайней политкорректностью, граничащей с извращением. Мол, не будем ставить ель, чтобы не нервировать и не нарушать правила мусульман, у них такой традиции нет. Такой посыл - это перегиб.

Лидия Графова, журналист-правозащитник:

- Конечно, отсутствие общей елки на площади грустновато. Но, наверное, каждый может устроить елку у себя дома, недаром же Новый год считается семейным праздником. Раз уж дали в Дании мигрантам гражданство, значит, надо подстраиваться друг к другу обеим сторонам. Тем более, там уже и администрация избрана из мигрантов. И тем не менее в городе идет нормальная социальная жизнь. Не елкой же единой измеряются отношения между национальностями! Наверное, жителям Коккедала стоило бы поменьше обращать внимание на эту колкую ситуацию или отнестись к ней с юмором.

Вячеслав Поставнин, президент фонда "Миграция ХХI век":

- Ситуация необычная, но и символичная. Она иллюстрирует процесс, происходящий сейчас во всем мире независимо от наших желаний - переселение народов. Трудно порой сказать, как вести себя в некоторых случаях. Праздновать все праздники - христианские, мусульманские, еврейские или отменить все? Никто этого сейчас не скажет. Только жизнь расставит все по местам.

Ирина Огилько, Любовь Проценко

http://www.rg.ru/2012/12/25/yolka-poln.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Надежда Ермолаева
Табу на Ивана
В Латвии запретят русские имена?
01.06.2016
Вазы вместо скульптур
В Вильнюсе снесли советские памятники из числа культурных ценностей Литвы
22.07.2015
Все статьи Надежда Ермолаева
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 06:22
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07