В январе 2011-го я предложил издать специальный том к 40-летию основания издательства писателей РСФСР «Современник». Необходимость в том существовала самая насущная, ибо после 1917 года более высокого уровня национальной деятельности по выпуску книг мастеров образного слова вообще не было. В обращении к будущему составителю книги я не случайно писал: «В аннотацию предлагаю внести фразу: «Настоящее издание приурочивается к 75-летию со дня рождения главного редактора издательства в 1970-1980 гг. Сорокина Валентина Васильевича, в те годы самого молодого в стране».
Таких счастливых фактов в деятельности новой структуры было множество. Так, средний возраст коллектива изначально составлял 26 лет. Когда я в 1976 году, прибыв с Крайнего Севера, начал трудиться в коллективе «Современника», в нем ежегодно выходило 350 наименований книг прозы, поэзии, литературной критики, из них 60 - по молодежной редакции, то есть никому не известных в масштабах всей России авторов.
К сожалению, из-за отсутствия финансирования, а скорее всего,
из-за изменившихся взглядов на отечественную литературу и в целом
культуру эта идея не была осуществлена. Однако ее на своем уровне
блестяще воплотил в жизнь Леонид Вьюнник - прекрасный поэт, один из
лучших редакторов и организаторов издательского процесса в названной
организации, самой любимой всеми писателями России 70-80-х лет минувшего
столетия. Небольшая книга воспоминаний Л. Вьюнника о ней - «томов
премногих тяжелей» всей либеральной клеветы на чудесную творческую жизнь
тех лет, неправомерно названных периодом «застоя».
Автор воспоминаний очень точно определяет значение
«Современника», сравнивая его с «Шинелью» Н. Гоголя, и заявляет: как из
нее, по известному выражению Ф. Достоевского, «вышли все» выдающиеся
писатели ХIХ века, «так и лучшие писатели второй половины ХХ века вышли
из шинели издательства «Современник»: В. Распутин, В. Крупин, Ю.
Кузнецов, А. Афанасьев, В. Личутин... А сколько просто хороших - несть им
числа...»
И это не голая риторика. Страницы книги Леонида Вьюнника и
другие неопровержимые факты, уже вошедшие в наиболее научно
проработанные энциклопедии, - тому убедительные доказательства. Новизна
была определяющим признаком в движении к читателю произведений
писателей-современников, проживающих в России. О том свидетельствуют
самые популярные серии «Новинки Современника» и «Первая книга в
столице».
Открыл ряд выдающихся авторов вскоре ставшей крупнейшей в СССР
«фирмы» такого содержания классик нашего века Михаил Шолохов. В новой
книгоиздательской организации примерно за 15 начальных лет, когда
директором ее являлся знаменитый есениновед Юрий Прокушев, были
опубликованы все гремевшие тогда «писатели-деревенщики». К уже
упомянутым можно добавить имена: Иван Акулов, Федор Абрамов, Василий
Белов, Борис Можаев, Борис Екимов, Виктор Лихоносов, Василий Шукшин...
Здесь выходили раскупаемые нарасхват книги Александра Твардовского,
Василия Федорова, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Роберта
Рождественского, Константина Федина, Анатолия Иванова, Константина
Воробьева, Владимира Чивилихина, Петра Проскурина, Владимира Тендрякова,
Анатолия Жукова, Эрнста Сафонова, Олега Куваева, Владимира Высоцкого и
др.
Автор книги «Мой «Современник», или Возвращение в молодость» с
глубочайшим проникновением и честностью рисует внутреннюю жизнь
издательства, создает выпуклые образы своих товарищей - творцов
интересных планов редподготовки и выпуска, переводящих рукопись в книгу.
Все они имели высокий уровень профессионализма, 17 являлись членами
Союза писателей СССР. Но важнее всего - в коллективе ценили порядочность
любого коллеги, автора. В этом отношении даваемые Леонидом Вьюнником
характеристики, «штрихи жизни» просто бесценны. Лично я, зная его
кристальную беспорочность, правдивость, принципиальность не по мелочам и
помня «современниковскую ситуацию» изнутри, верю своему старинному
собрату, как самому себе.
Воспоминания Леонида Вьюнника не зря имеют второй заголовок
«Возвращение в молодость». Издательская тема повенчана в книге с его
учебой в Ждановской мореходной школе после окончания сельской в
Харьковской области, а также с четырехлетней службой на кораблях
Северного флота, занятиями на заочном факультете Литинститута, трудом
слесаря в строительном управлении № 20 Мосстроя. Сопоставляя жизнь
страны периода своей юности с неузнаваемо изменившейся в последнем
двадцатилетии, он невольно многие факты «прогресса» подвергает критике,
ищет причины новых отрицательных явлений, на личном уровне обобщает
исторические ситуации:
«Как написал, так и написал. Так я думаю. Извините, если что не
так. По-моему, так думают многие, только не каждый это скажет, поэтому
мы и живем в самой богатой стране с самым нищим народом. Значит, судьба
такая. Допустили бесов в 17-м, допустили в 91-м. Теперь расплачиваемся»
(с. 116).
...Процитировал этот отрывок и просто поразился! - только сейчас
заметил, как мой собственный вывод о двух разгромах Родины в минувшем
столетии совпадает с этими словами Леонида Вьюнника. Я завершаю им свою
новую поэму «Завоеванные ярлыками», опубликованную в октябре с. г. на
сайте Региональной общественной организации «Бородино - 2012»:
Бредом сивой кобылы как стал
Мозг народа - интеллигенция?
Злоумышленник же, нагл и мал, -
Первой скрипкой, ввысь взмывши из геев!
«Мозг» - о стыд! - славил первым-то он
Верховенского* новых времен.
Что реальность, коль сказки о ней -
Слабой умственности обоснованность?!
Вновь орда пронеслась ахиней,
Словоблудьем разбиты мы снова.
Как коровьим слизнул языком
СССР ярлыковый погром.
Ах, не всмятку ли вновь сапоги?
Век, вторично крушил ты родное!
Вздором стал вроде уха ноги,
Просто галиматьей госразбоя!..
И, вчера лишь великий народ,
Под наклейкою «бывший» живет.
--------------
* Герой романа Ф. Достоевского «Бесы» - олицетворение революционных преступлений.
Русская литература всегда была совестью народа. Никогда не
являлась развлекаловкой, такой она стала при постписательском пополнении
ее рядов. Якобы мастерами слова становятся не просто окололитературные
личности, но даже вообще не существующие - виртуальные, лишь бы за
выписанный членский билет на такую «галочку» заплатили определенную
сумму. Есть случаи перерождения литературных репутаций, облучения
некоторых талантов радиацией коррупционно-бандитского ига. То, что в
честь 40-летия чудесного российского издательства художественной
литературы «Современник» вышла только одна небольшая книга о нем, причем
за счет автора, свидетельствует о коренной, прошу прощения, деградации
современной писательской жизни. Слава тебе, Леонид Иванович Вьюнник!
Владимир ФОМИЧЕВ