О почитании ангелов

Параллельные» миры существуют!

Гипертрофированный интерес к теме инопланетных цивилизаций возник в безбожном ΧΧ столетии не только благодаря научно-техническому прорыву в космической сфере. В сильном искажении он отразил многовековой опыт человечества, подтверждающий существование особого, «параллельного» нашему, мира дỳхов, то есть существ бестелесных и, стало быть, вполне нематериальных, но при этом наделенных разумом и волей. Религиозному сознанию доступно даже различение этих духов на два лагеря - добрых и злых. Причем представители обоих лагерей периодически «вторгаются» в наш мир, принимая облик человека или каких-либо других существ, и приносят людям различные вести извне.

За эти вести все духи получили общее наименование «ангелов» (греч. «вестников»), поэтому в Священном Писании всегда конкретизируется, идет ли речь о святом Вестнике Божием («Ангел Господень») или о нечистом вестнике клеветника-диавола («ангел сатанин»). Из библейских же текстов мы узнаём о том, как Ангелы Божии служат делу нашего спасения, а ангелы тьмы способствуют нашей погибели. Как за судьбы целого мира, так и за каждую человеческую душу идет незримая оку духовная борьба, в которой Силы Небесные проявляют себя как наши защитники и руководители к добру, а силы бесовские выступают как искусители и подстрекатели ко злу. Но волевой выбор всегда остается за самим человеком.

Впрочем, здесь у христиан есть одно важное преимущество. В чине оглашения, который совершается перед таинством Крещения, священник, ссылаясь на уже совершенное Христом спасение мира, просит Сущего (самое главное наименование Бога по Ветхому Завету) приставить к человеку, отрекающемуся от рабства диаволу, Ангела светла, избавляюща его от всякаго навета сопротиволежащаго, от сретения с лукавым духом и от обманчивых мечтаний. Под кровом ангельских крыл христианину в известном смысле легче сделать правильный выбор: иногда достаточно прислушаться к голосу совести - не Ангел ли Хранитель подсказывает верный путь.

Яко на Небеси - и на земли

Почитание святых обязательно предполагает подражание по мере возможности их подвигу. Апостолов - апостольскому, исповедников - исповедническому, бессребреников - бессребреническому. Как же подражать святым Ангелам Божиим, о бытии которых мы знаем так немного? Как это ни удивительно, ответ на этот вопрос содержится в первой части самой главной молитвы христиан - Отче наш. В ней мы просим нашего Небесного Отца, чтобы и на земли («в нашем мире») святилось («было почтено как святое») Имя Его, как оно свято на Небеси, чтобы и на земли пришло Его Царство, как оно уже наступило на Небеси, чтобы и на земли свершилась Воля Его, как она уже свершилась на Небеси.

Поскольку очевидно, что небом здесь названо отнюдь не космическое пространство, а тот самый «горний», небесный мир Ангелов, значит, он и является тем образцом, на который нам надо равняться в нашей жизни. Если Ангелы раз и навсегда определились в своем отношении к Богу как Источнику всякой чистоты и святости, раз и навсегда признали над собою Его царскую власть, раз и навсегда подчинили свою волю Воле Творца, так же необходимо поступить и всем ученикам Христовым. Каждое наше слово и каждое наше дело должны быть посвящены Богу, совершены в Его святое Имя, подчинены Его Власти и согласованы с Его Волей, выраженной в заповедях Нового Завета.

Совершая Литургию, мы также постоянно сообразуемся с тем служением, которое совершается Ангелами в духовном измерении. Тройное «Свят», которое запечатлел пророк Исаия в видении Небесной Литургии (Ис. 6: 1-3), становится центральным песнопением как Литургии оглашенных - Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас, так и Литургии верных - Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Исполнь Небо и земля славы Твоея!.. В эти моменты, когда мы подражаем Ангелам, Церковь настоятельно призывает нас отложить всякое житейское попечение (см. публикацию Мы и Херувимы // «Нескучный сад», № ??? за ???? год).

Архангел Михаил на страже Святой Руси

Церковная история изобилует свидетельствами о том, что Ангелы активно участвуют в нашей жизни. Одно из чудес, связанное с Архистратигом Михаилом, вспоминается 19 сентября (по новому стилю). Там, на рубеже III и IV веков, Архангел защитил храм, посвященный его имени, от разрушения, задуманного язычниками для прекращения распространения христианства. Они соединили русла двух горных потоков, когда Главнокомандующий Небесными Силами, явившись, ударом в землю образовал расщелину (название места Хоны и означает «расщелины, воронки»), которая поглотила воду.

Тот же грозный Небесный Воевода, согласно Волоколамскому патерику, в 1239 году запретил монголо-татарскому хану Батыю идти на Великий Новгород. Лик Архангела захватчик узнал на фреске, когда вошел в мать русских городов Киев.

В тяжелые годы монгольского ига постепенно вызревает идея объединения нации вокруг Москвы. В 1333 году Великий князь Московский Иван Калита отстраивает собор Архангела Михаила в Кремле, ставший великокняжеской усыпальницей. Так он заручился незримой духовной поддержкой в своих добрых начинаниях, приведших в конце концов к свержению ига. А в 1365 году святитель Алексий, митрополит Киевский и Московский, фактический многолетний правитель Московского княжества, в память об исцелении ханши Тайдулы получивший в дар участок земли в Кремле, где располагался двор ордынских послов, основал на нем один из первых общежительных монастырей на Руси, посвятив его Чуду Архистратига Михаила. Очевидно, у святителя были веские основания благодарить Архангела за его заступничество.

Из этой череды фактов закономерно проистекает образ, родившийся в русском религиозном восприятии, в котором Архангел Михаил стоит во главе Благословенного воинства Небесного Царя. В ряду этих воинов, которых Архистратиг ведет по земному странствию к горнему Иерусалиму, стоят лучшие сыны русского народа, защитники Святой Руси.

О почитании ангелов

свящ. Михаил Асмус

«Параллельные» миры существуют!

Гипертрофированный интерес к теме инопланетных цивилизаций возник в безбожном ΧΧ столетии не только благодаря научно-техническому прорыву в космической сфере. В сильном искажении он отразил многовековой опыт человечества, подтверждающий существование особого, «параллельного» нашему, мира дỳхов, то есть существ бестелесных и, стало быть, вполне нематериальных, но при этом наделенных разумом и волей. Религиозному сознанию доступно даже различение этих духов на два лагеря - добрых и злых. Причем представители обоих лагерей периодически «вторгаются» в наш мир, принимая облик человека или каких-либо других существ, и приносят людям различные вести извне.

За эти вести все духи получили общее наименование «ангелов» (греч. «вестников»), поэтому в Священном Писании всегда конкретизируется, идет ли речь о святом Вестнике Божием («Ангел Господень») или о нечистом вестнике клеветника-диавола («ангел сатанин»). Из библейских же текстов мы узнаём о том, как Ангелы Божии служат делу нашего спасения, а ангелы тьмы способствуют нашей погибели. Как за судьбы целого мира, так и за каждую человеческую душу идет незримая оку духовная борьба, в которой Силы Небесные проявляют себя как наши защитники и руководители к добру, а силы бесовские выступают как искусители и подстрекатели ко злу. Но волевой выбор всегда остается за самим человеком.

Впрочем, здесь у христиан есть одно важное преимущество. В чине оглашения, который совершается перед таинством Крещения, священник, ссылаясь на уже совершенное Христом спасение мира, просит Сущего (самое главное наименование Бога по Ветхому Завету) приставить к человеку, отрекающемуся от рабства диаволу, Ангела светла, избавляюща его от всякаго навета сопротиволежащаго, от сретения с лукавым духом и от обманчивых мечтаний. Под кровом ангельских крыл христианину в известном смысле легче сделать правильный выбор: иногда достаточно прислушаться к голосу совести - не Ангел ли Хранитель подсказывает верный путь.

 

Яко на Небеси - и на земли

Почитание святых обязательно предполагает подражание по мере возможности их подвигу. Апостолов - апостольскому, исповедников - исповедническому, бессребреников - бессребреническому. Как же подражать святым Ангелам Божиим, о бытии которых мы знаем так немного? Как это ни удивительно, ответ на этот вопрос содержится в первой части самой главной молитвы христиан - Отче наш. В ней мы просим нашего Небесного Отца, чтобы и на земли («в нашем мире») святилось («было почтено как святое») Имя Его, как оно свято на Небеси, чтобы и на земли пришло Его Царство, как оно уже наступило на Небеси, чтобы и на земли свершилась Воля Его, как она уже свершилась на Небеси.

Поскольку очевидно, что небом здесь названо отнюдь не космическое пространство, а тот самый «горний», небесный мир Ангелов, значит, он и является тем образцом, на который нам надо равняться в нашей жизни. Если Ангелы раз и навсегда определились в своем отношении к Богу как Источнику всякой чистоты и святости, раз и навсегда признали над собою Его царскую власть, раз и навсегда подчинили свою волю Воле Творца, так же необходимо поступить и всем ученикам Христовым. Каждое наше слово и каждое наше дело должны быть посвящены Богу, совершены в Его святое Имя, подчинены Его Власти и согласованы с Его Волей, выраженной в заповедях Нового Завета.

Совершая Литургию, мы также постоянно сообразуемся с тем служением, которое совершается Ангелами в духовном измерении. Тройное «Свят», которое запечатлел пророк Исаия в видении Небесной Литургии (Ис. 6: 1-3), становится центральным песнопением как Литургии оглашенных - Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас, так и Литургии верных - Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Исполнь Небо и земля славы Твоея!.. В эти моменты, когда мы подражаем Ангелам, Церковь настоятельно призывает нас отложить всякое житейское попечение (см. публикацию Мы и Херувимы // «Нескучный сад», № ??? за ???? год).

Архангел Михаил на страже Святой Руси

Церковная история изобилует свидетельствами о том, что Ангелы активно участвуют в нашей жизни. Одно из чудес, связанное с Архистратигом Михаилом, вспоминается 19 сентября (по новому стилю). Там, на рубеже III и IV веков, Архангел защитил храм, посвященный его имени, от разрушения, задуманного язычниками для прекращения распространения христианства. Они соединили русла двух горных потоков, когда Главнокомандующий Небесными Силами, явившись, ударом в землю образовал расщелину (название места Хоны и означает «расщелины, воронки»), которая поглотила воду.

Тот же грозный Небесный Воевода, согласно Волоколамскому патерику, в 1239 году запретил монголо-татарскому хану Батыю идти на Великий Новгород. Лик Архангела захватчик узнал на фреске, когда вошел в мать русских городов Киев.

В тяжелые годы монгольского ига постепенно вызревает идея объединения нации вокруг Москвы. В 1333 году Великий князь Московский Иван Калита отстраивает собор Архангела Михаила в Кремле, ставший великокняжеской усыпальницей. Так он заручился незримой духовной поддержкой в своих добрых начинаниях, приведших в конце концов к свержению ига. А в 1365 году святитель Алексий, митрополит Киевский и Московский, фактический многолетний правитель Московского княжества, в память об исцелении ханши Тайдулы получивший в дар участок земли в Кремле, где располагался двор ордынских послов, основал на нем один из первых общежительных монастырей на Руси, посвятив его Чуду Архистратига Михаила. Очевидно, у святителя были веские основания благодарить Архангела за его заступничество.

Из этой череды фактов закономерно проистекает образ, родившийся в русском религиозном восприятии, в котором Архангел Михаил стоит во главе Благословенного воинства Небесного Царя. В ряду этих воинов, которых Архистратиг ведет по земному странствию к горнему Иерусалиму, стоят лучшие сыны русского народа, защитники Святой Руси.

http://www.portal-slovo.ru/theology/46026.php

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий