Если непосредственно, по-детски взирать на богослужебное действо из храма, может показаться, что, несмотря на свое подчиненное положение, диакон занимает отнюдь не менее значимое место, чем священник. Диакон постоянно появляется на солее; диакон совершает каждение; весь ход богослужения регулируется разнообразными диаконскими «сигналами»: Востаните! - «Встаньте!», Прóсти! - «Стойте прямо!», Вóнмем! - «Будем внимательны!» и т.п.
В двух словах
Все современные ектении произошли от одного единственного призыва, который и сегодня нередко раздается за богослужением: Господу помолимся! Этими двумя словами диакон приглашает верующих присоединиться к последующей молитве священника. На это приглашение люди отвечают двумя словами: Господи, помилуй!, помогающими настроиться на молитвенный лад.
К подобным немногословным ектениям относится приглашение склонить головы на время специальных молитв священника, которые так и называются «главопреклонными»: Главы наша Господеви приклоним! На этот призыв народ отвечает: Тебе, Господи! Или приглашение перед чтением Евангелия на утрени: И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия, Господа Бога молим! - «Помолимся также и о том, чтобы нам оказаться достойными слышания святого Евангелия!»
Наконец, перед исповеданием веры на Литургии, диакон призывает: Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы(«чтобы в единомыслии исповедать»)... а народ подхватывает: Отца и Сына и Святаго Духа - Троицу единосущную и нераздельную. Последнее приглашение служит также сигналом к началу «целования мира»: священнослужители в алтаре, а в древности - и все люди в храме, подходят друг ко другу и со словами Христос посреде нас! - И есть, и будет! целуютдругдруга в плечи. Молитва Евхаристии не может начаться без полного примирения каждого друг с другом.
«Миру мир!»
Из этих немногословных приглашений со временем выросли более пространные ектении, состоящие из нескольких - от 3 до 12 и более - прошений. В этих прошениях канонизируются (т. е. «упорядочиваются») темы нашей общей молитвы к Богу применительно к различным моментам службы.
В начальных разделах многих богослужений, например, вечерни, утрени и Литургии, полагается ектения «мирная», называемая так по теме первых трех прошений: Миром(«в умиротворенном состоянии») Господу помолимся! О свышнем («от Бога подаваемом») мире и спасении душ наших Господу помолимся! О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей (имеются в виду Поместные Православные Церкви) и соединении всех («единстве всех [христиан]») Господу помолимся!
После этих возвышенных обобщающих прошений следуют более конкретные просьбы: о данном храмеи его прихожанах; о церковных властях и всем клире; о гражданских властях и воинстве; о данном городе или деревне, всяком городе и стране и верою живущих в них. Нас призывают молиться даже о благорастворении воздухов (т. е. «о необходимом для хорошего урожая соотношении циклонов и антициклонов»), о изобилии плодов земных и о временех мирных - именно отсюда заимствовано выражение «мирные времена».
Особым прошением молятся о спасении («сохранении целыми и невредимыми») плавающих, т. е. идущих по морю на кораблях (основной, хотя и весьма опасный вид перемещения в границах Средиземноморской цивилизации), путешествующих, имеется в виду - сухопутно, недугующих («больных»), страждущих («испытывающих различные страдания») и плененных («находящихся в плену» - таковых тоже было немало при нередких военных действиях по границам Империи).
В славянской версии следующего прошения - о избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды - для одного греческого слова не нашлось соответствия. В оригинале смысл всего прошения таков: «О том, чтобы нам избавиться от всякого [внутреннего или внешнего] стеснения, [своей или чужой] раздражительности, [любого] риска и [какой бы то ни было] нужды».
К конечным разделам некоторых служб, например, вечерни и утрени, приурочена ектения «просительная», называемая так по окончанию шести ее прошений словами: у Господа просим! - «попросим у Господа!» На этот призыв мы отвечаем: Подай, Господи!При всем разнообразии этих шести прошений в пяти из них снова говорится о мире: мы испрашиваем мирного дня (на утрене) или вечера (на вечерне), мирного ангела-хранителя, мира миру (отсюда-то и происходит знаменитый лозунг борьбы за мир!), мирного остатка жизни, наконец, мирной кончины. Не упоминается мир только в покаянном прошении о прощении и оставлении грехов и прегрешений наших («снисхождении и [полном] прощении наших грехопадений и недостатков»).
Прилежное моление
Но собственно ектенией может называться только последний наиболее распространенный тип ектении - «сугубая». Дело в том, что словом «ектения» (греч. «прилежный») обозначается особый раздел службы - «прилежное (т. е. усиленное) моление» о ниспослании благодатной помощи и милости Божией на самих людей и на их дела. Прошения сугубой ектении - это не столько приглашение к молитве, сколько уже сама молитва. Каждое следующее прошение начинается со слов: еще молимся о... Причем количество прошений на сугубой ектении практически не ограничено: в зависимости от конкретной нужды могут быть дополнительно вставлены прошения о болящих, о путешествующих, об учащихся, о начале всякого доброго дела и т.п. К типу сугубой ектении нужно отнести и прошения на литии, и прошения в чине воздвижения Креста, и молитву на утрени Спаси, Боже, люди Твоя...(совпадает с первым прошением на литии).
Прошения прилежного моления сопровождаются столь же прилежными ответами народа - Господи, помилуй! повторяется 3, 12, 40, 50 и даже 100 раз. Этим выражается наибольшее напряжение молитвенных сил, к которому в наиболее ответственные моменты призывается вся Церковь. Чем усерднее мы участвуем в этом совместном усилии, тем скорее Господь ниспосылает Свои милости на всю Церковь христиан православных и на весь мир Его. Тем скорее мы достигаем благодатного состояния богосыновства, где нет вражды и злобы, а есть забота друг о друге и полное единство в Христовой любви.