Антицерковная пресса так часто повторяет штамп о "сращивании церкви и власти", что аудитория скоро разучится видеть за политическими агитками объективную реальность. А между тем, реальность эта живет как жила - за окнами редакций, чиновничьих кабинетов и залов суда. Новости о нарушении чиновниками разных уровней прав православных верующих появляются едва ли не ежедневно. Одна из последних таких историй случилась в Барнауле (Алтайский край).
Здание бывшей церковно-приходской школы в Барнауле |
30 ноября 2010 года был принят Федеральный закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" за № 327. Согласно этому закону, бывшая церковная недвижимость подлежит возвращению во всех случаях кроме тех, когда помещения занимают учреждения социального значения. В последнем случае надо предоставить такому учреждению равноценное новое здание прежде, чем отчуждать старое. Вполне справедливо. Не хватает одной-единственной малости: чтобы правильный закон еще и выполнялся.
Здание бывшей церковно-приходской школы в Барнауле 2 |
Большевистский принцип экспроприации экспроприированного, заложенный в экономику новой России, сомнителен уже сам по себе. Но когда речь идет о церковной собственности, он становится попросту абсурдным. Ведь собственника религиозных зданий установить как раз очень легко, поскольку это не частное лицо. Но чиновники чаще всего глухи к доводам закона и здравого смысла. А "освоение" чужой недвижимости - перспектива куда более заманчивая, нежели возвращение ее владельцу за "спасибо". "Спасибо", как известно, на хлеб не намажешь... Именно поэтому власть на местах порой выделывает головокружительные пируэты, лишь бы не исполнять свой долг, предписанный ей законом.
Вот как развивались события в Барнауле. Осенью 2010-го года настоятельница Знаменского женского монастыря монахиня Клавдия (Кремлева) направляет письмо в администрацию Центрального района и в комитет по строительству и архитектуре Барнаула с просьбой возвратить монастырю жилые дома № 8 и № 10 по Базарному переулку. В ответ приходит "отписка", в которой районная администрация указывает на свою "некомпетентность" в данном вопросе. А комитет утверждает: дом № 8 в аварийном состоянии и будет снесен, а дом № 10 не является муниципальным. Тогда монастырь пишет губернатору края и получает копию "комитетского" ответа. А дальше события развиваются стремительно. Выясняется, что дом № 8 по пер. Базарному уже снесен, а правом на аренду оставшейся земли обладает тот, кто "помогал расселять и сносить".
В 2011-м году монастырь просит вернуть ему хотя бы дом № 10. Ссылаясь на то, что администрация Алтайского края САМА только составила "Перечень объектов недвижимости, ранее принадлежавших Русской Православной Церкви", в котором дом по адресу пер. Базарный, 10 обозначен как "Дом священника" (на самом деле это бывшая церковно-приходская школа). Но чиновники, не обращая внимания на собственный документ, требуют, чтобы монастырь "доказал конфессиональную принадлежность здания". Но соответствующие органы отказывают в выдаче справок и отвечают: "Ищите сами". Самостоятельные поиски в городских архивах невозможны, так как архивы БТИ и архитектуры города были уничтожены в пожарах 90-х годов. А дореволюционным документам чиновники не доверяют, потому что в них-де не содержатся словосочетания "Русская Православная Церковь" и "Московский Патриархат". Они словно напрочь забыли, что РПЦ является преемницей дореволюционной Российской православной Церкви.
Издевательство над обитательницами женского монастыря и здравым смыслом продолжается. Наконец в ответ на новую заявку барнаульская администрация сносит дом номер 10. Мол, не доставайся же ты никому.
По-видимому, чиновники решили: нет дома - нет проблемы. Вот только решение это уж очень напоминает практику первых лет советской власти, когда храмы и церковные здания попросту взрывали. Но если в те времена церковные объекты уничтожались под воздействием антирелигиозного фанатизма, то теперь все происходит куда тише и невиннее. Никто не проводит комсомольских собраний и не кричит на манер героя Ильфа и Петрова: "Эй, ты, божья корова! Почем опиум для народа?!". Просто тихо выписывают справки и подгоняют бульдозер.
По последним данным, сейчас в Базарном переулке идет межевание земельного участка, на котором раньше стоял злополучный 10-й дом. По непроверенным данным, на месте бывшей церковно-приходской школы появится бизнес-центр. Теперь мы догадываемся, зачем в ХХI веке сносят церковные здания.