Барнаульская история

Как чиновники выполняют Закон о реституции церковного имущества

0
297
Время на чтение 4 минуты

Антицерковная пресса так часто повторяет штамп о "сращивании церкви и власти", что аудитория скоро разучится видеть за политическими агитками объективную реальность. А между тем, реальность эта живет как жила - за окнами редакций, чиновничьих кабинетов и залов суда. Новости о нарушении чиновниками разных уровней прав православных верующих появляются едва ли не ежедневно. Одна из последних таких историй случилась в Барнауле (Алтайский край).

Здание бывшей церковно-приходской школы в Барнауле

Здание бывшей церковно-приходской школы в Барнауле

Два года Барнаульская епархия добивалась возвращения ей церковных зданий в районе Старого Базара. На прилегающей территории Знаменского женского монастыря располагались два жилых дома по адресу: Базарный пер., 8 и Базарный пер., 10, Здания возводились на приходские средства и до революции принадлежали приходу Знаменской церкви. Эти сведения подтверждены документами архивного фонда "Барнаульская городская Дума" (архивная справка № 114 от 20.03.98 г.)

30 ноября 2010 года был принят Федеральный закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" за № 327. Согласно этому закону, бывшая церковная недвижимость подлежит возвращению во всех случаях кроме тех, когда помещения занимают учреждения социального значения. В последнем случае надо предоставить такому учреждению равноценное новое здание прежде, чем отчуждать старое. Вполне справедливо. Не хватает одной-единственной малости: чтобы правильный закон еще и выполнялся.

Здание бывшей церковно-приходской школы в Барнауле

Здание бывшей церковно-приходской школы в Барнауле 2

Между прочим, реституция бывшей собственности - и не только церковной - стала повсеместной практикой во всей Восточной Европе после падения коммунистических режимов. Но только не в России. У нас в 90-е вместо реституции прошла незаконная приватизация. Одним из аргументов в ее пользу служили соображения о том, что, мол, "бывшего собственника установить невозможно, претендентов много, всех не проверишь - значит, приватизируем".

Большевистский принцип экспроприации экспроприированного, заложенный в экономику новой России, сомнителен уже сам по себе. Но когда речь идет о церковной собственности, он становится попросту абсурдным. Ведь собственника религиозных зданий установить как раз очень легко, поскольку это не частное лицо. Но чиновники чаще всего глухи к доводам закона и здравого смысла. А "освоение" чужой недвижимости - перспектива куда более заманчивая, нежели возвращение ее владельцу за "спасибо". "Спасибо", как известно, на хлеб не намажешь... Именно поэтому власть на местах порой выделывает головокружительные пируэты, лишь бы не исполнять свой долг, предписанный ей законом.

Вот как развивались события в Барнауле. Осенью 2010-го года настоятельница Знаменского женского монастыря монахиня Клавдия (Кремлева) направляет письмо в администрацию Центрального района и в комитет по строительству и архитектуре Барнаула с просьбой возвратить монастырю жилые дома № 8 и № 10 по Базарному переулку. В ответ приходит "отписка", в которой районная администрация указывает на свою "некомпетентность" в данном вопросе. А комитет утверждает: дом № 8 в аварийном состоянии и будет снесен, а дом № 10 не является муниципальным. Тогда монастырь пишет губернатору края и получает копию "комитетского" ответа. А дальше события развиваются стремительно. Выясняется, что дом № 8 по пер. Базарному уже снесен, а правом на аренду оставшейся земли обладает тот, кто "помогал расселять и сносить".

В 2011-м году монастырь просит вернуть ему хотя бы дом № 10. Ссылаясь на то, что администрация Алтайского края САМА только составила "Перечень объектов недвижимости, ранее принадлежавших Русской Православной Церкви", в котором дом по адресу пер. Базарный, 10 обозначен как "Дом священника" (на самом деле это бывшая церковно-приходская школа). Но чиновники, не обращая внимания на собственный документ, требуют, чтобы монастырь "доказал конфессиональную принадлежность здания". Но соответствующие органы отказывают в выдаче справок и отвечают: "Ищите сами". Самостоятельные поиски в городских архивах невозможны, так как архивы БТИ и архитектуры города были уничтожены в пожарах 90-х годов. А дореволюционным документам чиновники не доверяют, потому что в них-де не содержатся словосочетания "Русская Православная Церковь" и "Московский Патриархат". Они словно напрочь забыли, что РПЦ является преемницей дореволюционной Российской православной Церкви.

Издевательство над обитательницами женского монастыря и здравым смыслом продолжается. Наконец в ответ на новую заявку барнаульская администрация сносит дом номер 10. Мол, не доставайся же ты никому.

По-видимому, чиновники решили: нет дома - нет проблемы. Вот только решение это уж очень напоминает практику первых лет советской власти, когда храмы и церковные здания попросту взрывали. Но если в те времена церковные объекты уничтожались под воздействием антирелигиозного фанатизма, то теперь все происходит куда тише и невиннее. Никто не проводит комсомольских собраний и не кричит на манер героя Ильфа и Петрова: "Эй, ты, божья корова! Почем опиум для народа?!". Просто тихо выписывают справки и подгоняют бульдозер.

По последним данным, сейчас в Базарном переулке идет межевание земельного участка, на котором раньше стоял злополучный 10-й дом. По непроверенным данным, на месте бывшей церковно-приходской школы появится бизнес-центр. Теперь мы догадываемся, зачем в ХХI веке сносят церковные здания.

http://www.religare.ru/2_97596_1_156.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Максим Сидельников
Новый Иерусалим должен быть восстановлен
"Восстановление Нового Иерусалима - святых мест в окрестностях монастырского комплекса в районе Истры - величайший долг Церкви"
29.09.2011
Все статьи Максим Сидельников
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06