Спасение Отечества не чудотворенье разве?

В начале октября на собрании православно-патриотической общественности, состоявшемся в столичном Центре славянской письменности и культуры в честь четырехсотлетия подвига ополчения, вновь зашла речь о канонизации нижегородских героев.

    Нужен особый подвиг

Собранием было принято соответствующее обращение на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и членов Священного синода Русской православной церкви. По мнению инициаторов, ратный и духовный подвиг Минина и Пожарского равнозначен деяниям святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского, и в этом смысле процесс не требует трудоемких обоснований.

Между тем вопрос канонизации Минина и Пожарского поднимался неоднократно, например еще к 300-летию ополчения. Были подготовлены все документы, но что-то помешало. Подъем патриотического самосознания по данному вопросу имел место потом в 2004 и в 2008 годах. А полтора года назад с инициативой канонизировать лидеров народного ополчения выступал Нижегородский общественный фонд памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая.

И все-таки, невзирая на все достоинства народных героев, они до сих пор не причислены к лику святых.

- Ни Нижегородская епархия на своем уровне, ни Синодальная комиссия по канонизации святых не занимаются вопросом канонизации Минина и Пожарского, - сообщил священник Василий Спирин, главный редактор средств массовой информации Нижегородской епархии. - Связано это прежде всего с тем, что для прославления человека как святого необходимо выполнение особых требований: глубокое народное почитание, которое должно начаться с момента смерти этого человека, также чудеса, которые происходили бы около его могилы, останков или по молитвам верующих к этому человеку. Кроме того, в жизни человека также должно быть нечто, что могло бы служить образцом христианской жизни. Безусловно, Минин - национальный герой, достойный почитания, признания и народной славы. Церковь нисколько не отрицает его значимости. Но этого недостаточно, чтобы стать святым, потому что нужен еще и особый подвиг христианской жизни, совершенно нетождественный политическому героизму. Иногда это совмещалось, и в русской истории есть полководцы, прославленные Церковью. Но в отношении Минина этот вопрос никогда не поднимался. Это образ, нужный Российскому государству, он стоит у истоков нашего национального самосознания. Но это не значит, что он должен быть вписан в святцы. Конечно, одно другого не исключает, равно как и не подразумевает, и в данном случае Минин остается для нас героем как простой человек. Действительно, вопрос канонизации время от времени поднимается в кругах, находящихся вблизи, у порога Церкви. Но истинно, глубоко воцерковленный человек понимает, что данная инициатива не вполне уместна. Требовать от Церкви прославить кого-либо нельзя. Церковь сама, соборным духом, поднимает насущные вопросы.

    Решать церкви

По сути дела, Василий Спирин повторил аргументы члена Синодальной комиссии по канонизации святых, профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова, который еще в прошлом году назвал эту инициативу сомнительной.

- Прежде всего потому, что для канонизации необходимы вполне определенные основания: наличие чудотворений, церковное почитание тех или иных умерших христиан. Ничего этого нет по отношению к Минину и Пожарскому, - заявил он.

Православно-патриотическая общественность в своем обращении к патриарху Кириллу чудотворением считает именно тот подвиг, который совершили наши земляки 400 лет назад. «Рискуя собственными жизнями и судьбами членов своих семей, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский чудесным образом в кратчайший срок сплотили народ, дабы изгнать иноверцев из Москвы, покончить с многолетней гибельной для веры и страны Смутой, восстановить государственность России», - сказано в послании.

Впрочем, решать вопрос о канонизации Минина и Пожарского придется самой РПЦ, живущей по своим канонам. Это в светском государстве еще могут прислушаться к голосу общественности.

Фото church.by
Коллаж Геннадия ВОЛОДИНА

http://www.nnews.nnov.ru/news/2012/10/04/frontpage/kanonizirovat-vdokhnovitelejj/

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий