Недалеко от Флоренции, среди тосканских холмов, усеянных кипарисами, раскинулась вилла Беллосгуардо, окруженная великолепным парком с причудливыми скульптурами. В 1906-м ее приобрел Энрико Карузо, который оставался здесь хозяином вплоть до своей смерти в 1921 году.
К моменту покупки виллы Карузо был уже всемирно известным певцом, кумиром публики Европы, Северной и Южной Америк. Он владел и другими виллами и домами, но именно с этим местом, находящимся рядом с маленьким городком Ластра-а-Синья, был связан особенно яркий и запоминающийся период его жизни, наполненный любовью, ревностью и болью измены.
После смерти певца вилла перешла его потомкам, затем поменяла несколько хозяев, и в 1995 году была куплена муниципалитетом Ластра-а-Синья.
Мэр городка Карло Наннетти захотел сделать виллу Карузо центром туристического притяжения и не побоялся вложить в проект немалые деньги, твердо веря в то, что «культура является нашим подлинным богатством, которое никакая глобализация не сможет разрушить».
В последнее время к судьбе и творчеству великого певца проявляется немалый интерес. Жизнь Энрико Карузо была яркой, насыщенной событиями и короткой. Он родился в 1873 году в бедной семье в Неаполе, начав певческую карьеру в церковном хоре и распевая с друзьями песни на улицах. Большой удачей для юного Карузо стала встреча с профессором пения Гульельмо Верджине, который не только занимался с ним вокалом, но и за свой счет устроил его в школу, чтобы дать Энрико общее образование.
Восхождение к славе Карузо, вопреки распространенному мнению, отнюдь не было быстрым и простым. Певец, с чьим именем впоследствии стали ассоциироваться красота и мощь человеческого голоса, познал и сомнения, и горечь поражений. Его дебют в Неаполе прошел безо всякого успеха, многие критики считали, что у него не тенор, а баритон, и он поет не свои партии. Забегая вперед, скажем, что родной город так и не признал своего сына. В 1901 году певец был освистан в театре Сан-Карло и поклялся перед статуей св. Януария, покровителя Неаполя, больше никогда не петь в нем.
Постепенно Карузо начинает выступать во многих итальянских городах, едет с гастролями в Египет, но настоящий успех к нему приходит в миланском театре Ла Скала, где он встречается с выдающимся дирижером Артуро Тосканини. Его приглашают европейские театры, в 1899-1900 годах Карузо с триумфом поет в России.
Он выступал в Петербурге зимой, и, несмотря на 36-градусный мороз, на улице после спектаклей его ожидала толпа восторженных поклонников.
В феврале 1901-го Карузо поет партию Фауста в Ла Скала в опере «Мефистофель» Арриго Бойто, возобновленной после почти двадцатилетнего перерыва. За дирижерским пультом стоит Артуро Тосканини, а партнером Карузо оказывается молодой Федор Шаляпин, который блестяще исполнил роль Мефистофеля. Это становится первым зарубежным выступлением русского баса, которое открыло для него двери театров всего мира. С Карузо его на долгие годы связали дружеские отношения, и они неоднократно выступали вместе.
В 1903 году неаполитанский певец завоевывает Америку и с огромным успехом много сезонов подряд поет на сцене нью-йоркского театра Метрополитен-опера. Его гонорары неуклонно растут, но он щедр и занимается огромной благотворительной деятельностью, не забывая помогать и своим соотечественникам, приехавшим в Америку в поисках фортуны. Одновременно он много записывает на пластинки не только отрывки из опер, но и любимые им неаполитанские песни.
Карузо был удивительной и многогранной личностью, напоминающей по масштабу своего дарования Шаляпина. Он был не только уникальным певцом, «со слезой в голосе», но и автором нескольких песен и книги «Как нужно петь», великолепным карикатуристом, акварелистом, скульптором. Все эти качества помогали ему создавать на сцене образы, которые глубоко проникали в сердца слушателей.
Ф.И. Шаляпин писал о своем выдающемся коллеге: «Карузо внес в оперный театр подлинную душу итальянских мастеров. Он достиг таких идеалов, каких не удавалось достичь ни одному певцу».
Карузо действительно обладал феноменальным голосом, позволявшим ему исполнять не только обширный теноровый репертуар, но и баритональные и даже басовые партии. Однако именно яркость его личности и широта культурных интересов позволили ему стать фигурой такого масштаба, интерес к которой не угасает до сих пор.
Певец находился на вершине успеха и славы, когда однажды, совершая прогулку среди долин и холмов Тосканы вместе со своей возлюбленной, певицей Адой Джакетти, увидел виллу Беллосгуардо и был очарован ею. С этим местом в дальнейшем в его сознании будет связан образ любимой женщины, матери его двоих сыновей Родольфо и Энрико-младшего. Карузо и Ада Джакетти познакомились на одном из совместных выступлений в 1897 году. Карузо без памяти влюбился в Аду, но она вначале не замечала его. Со временем, когда стала восходить звезда певца, она ответила на его любовь, оставив семью и соединившись с ним, но частые отлучки Карузо, его непрекращающиеся гастроли и ревность Ады к его мимолетным увлечениям охладили их отношения. Ада не только оставила его, сбежав с их личным шофером, но и подала на певца в суд, пытаясь добиться денежной компенсации.
Об этих счастливых и горестных моментах жизни великого Карузо теперь напоминают многочисленные фотографии на вилле Беллосгуардо, где в этом году открылся музей певца. Мы видим Карузо с Адой Джакетти и с сыновьями, затем вместе с адвокатами, которые защищали его в суде, а позже с новой семьей - женой Дороти и маленькой дочкой Глорией.
Особенно любопытна одна из ранних фотографий, на которой певец, не имея подходящей к случаю рубашки, обернут в занавес. На вилле выставлены личные вещи артиста, переданные Ассоциацией-музеем Энрико Карузо в Милане. Среди них - письма, открытки, которые великий тенор посылал близким из многочисленных турне, театральные костюмы, карикатуры...
Восстановлена спальня Карузо с подлинной мебелью и огромным чемоданом, с которым он путешествовал по всему миру. На комоде находится серебряный образок Помпейской Мадонны - к ее святилищу больной Карузо совершил свое последнее паломничество незадолго перед смертью. Интересна также обширная коллекция пластинок певца и старинных граммофонов.
В одной из витрин обращают на себя внимание пять серебряных столовых приборов - это все, что уцелело от великолепного набора из 250 предметов, подаренного Карузо после его выступления в России царем Николаем II.
«Русскую тему» продолжает изумительное скульптурное изображение певца в роли Дика Джонсона в опере «Девушка с Запада» Дж. Пуччини, принадлежащее Паоло Трубецкому. А копия известной картины Тадэ Стыка «Шаляпин, Руффо и Карузо» переносит нас в то время, когда за этих трех самых известных певцов мира боролись лучшие оперные театры.
Всю жизнь Энрико Карузо провел в разъездах и выступлениях, но умер в родном Неаполе. Ему было всего 48 лет. Его тело было забальзамировано и выставлено в хрустальном гробу в капелле кладбища Санта Мария дель Пьянто. В 1933 году гроб пришлось закрыть, но поток поклонников певца все равно не иссякал. Люди из разных стран приезжали в Неаполь, чтобы поклониться его праху. Кое-кто даже приносил с собой граммофон, чтобы еще раз насладиться его волшебным голосом. Теперь такую уникальную возможность дарит любителям музыки вилла Беллосгуардо.
http://www.stoletie.ru/kultura/enriko_karuzo_kak_nuzhno_pet_383.htm