Сергей, трудник санкт-петербургского Успенского подворья Оптиной пустыни, когда-то был начальником охраны у друга-олигарха. Они жили в Москве - торговали нефтью. У Сергея было трое детей от двух бывших жен. Он покупал квартиры, машины, дома - и все было хорошо. Однажды из любопытства Сергей даже зашел в церковь - исповедался и причастился. После причастия диакон сказал ему:
- Ты смотри, аккуратней, а то ведь благодать-то тебя раздавит...
- С чего же это она меня раздавит?
Но «диакон оказался прав», вспоминал потом Сергей, - и вправду раздавила: через месяц денег у него стало в два раза больше, а смысла жизни - в два раза меньше. И ведь все вроде по-прежнему хорошо: в правой руке - чемодан с долларами, в левой - девочка нетяжелого поведения. А вот посередине - в сердце - пустота. И вопрос: «Зачем все это?».
Но благодать продолжала действовать - и вдруг у Сергея начались проблемы то ли с законом, то ли с конкурентами, то ли и с тем, и с другим... Понадобилось спрятаться и залечь на дно. Друзья тайно отправили Сергея из Москвы в Санкт-Петербург. Умирая от безделья в чужом городе, Сергей однажды, с сослуживцем из ВДВ, забрел в храм Успения Богородицы подворья Оптиной пустыни, где и увидел впервые игумена Ростислава, настоятеля...
- Батюшка, хотите я Вам храм построю? - сказал Сергей. - Какой нужно? Хотите - белокаменный?
Игумен Ростислав с любопытством осмотрел неожиданного гостя и ответил вопросом на
Настоятель игумен Ростислав благословил строительство гостиницы на территории загородного хозяйства подворья. Название гостинице дали соответствующее - «Благое место».вопрос:
- Ты, я вижу, поработать хочешь? Есть у нас хозяйство за городом, там - коровник. За коровами убирать некому... Вот туда на месяцок я бы тебя взял.
«Я поехал и через месяц - прозрел», - вспоминает Сергей. С тех пор он так и трудится на подворье - занимается любой работой, которую поручает игумен Ростислав. Его Сергей называет коротко - отец:
- Отец меня вымолил. И до сих пор вымаливает.
Проведя месяц в коровнике, Сергей вернулся в Москву, взял восемь белых листов бумаги, поставил внизу каждого свою подпись и вызвал своего юриста:
- У меня одно условие - чтобы никто не мог лишить меня родительских прав. Больше мне ничего не надо. Оставшиеся деньги и имущество - всё - пускай берут жены и делят поровну. Я уезжаю жить на подворье.
Жены удивились, но поделили все мирно - не только не перессорились, но даже подружились. Стали крестными у детей друг друга. Живут в соседних подъездах, вместе празднуют дни рождения. И то и дело звонят на подворье: «Сереж, помолись о маме, она приболела».
- Я живу в чуде, - говорит Сергей. - Я понимаю это. То, как сейчас идет моя жизнь и жизнь моих близких, - такого в природе не бывает. Не должно быть. Но оно есть.
Чтобы жизнь на подворье была настоящей, люди очень хотят трудиться - они на то и трудники. Из этого вырастает бурная деятельность - в том числе на собственной сыроварне.
Сергей не получает на подворье зарплату и говорит:
- Слава Богу. Я впервые в жизни чувствую себя свободным.
...Своя история, подобная этой, есть у каждого второго трудника подворья Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге. Нет, не каждый из них в прошлом был олигархом, но каждый прошел через свой условный коровник, то есть вдруг на себе испытал, что такое - ежеминутное хождение перед Богом. А раз испытав, уже не готов был променять это ни на что другое. Все эти люди уцепились за подворье, как за спасательный круг. И чтобы жизнь на подворье была настоящей, они очень хотят трудиться - они на то и трудники. Из этого вырастает вся бурная деятельность, которая сегодня здесь развернута: и автопарк из нескольких тракторов и экскаваторов, на которых часто работает сам игумен Ростислав, и коровы, и собственная сыроварня, и собственная пасека, и своя гостиница, и даже несколько страусов, которые живут в отдельном хлеву и знакомство с которыми - главное мирское развлечение для гостей и паломников. Внешне все это было бы похоже на обыкновенную и вполне успешную ферму, если бы не один принципиальный момент: в центре этой фермы - храм преподобного Амвросия Оптинского. Все строится и вертится вокруг него. Загородное хозяйство Успенского подворья - слаженно работающий организм. А любой организм жив лишь тогда, когда живо его сердце.
На стенах храма преподобного Амвросия Оптинского - роспись художника Александра Ищенко.
Возможно, самый маленький обитатель подворья.
Отважный отец Рафаил в гостях у страуса. «Бэтмены бывают разные», - комментирует фотографию настоятель подворья отец Ростислав.
Игумен Ростислав - о еноте: «Жажда познания вселенной за территорией клетки непреодолима».
Осень в окрестностях Санкт-Петербурга.
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) молится в нижнем приделе храма Амвросия Оптинского.
Фото из архива Успенского подворья.Автор: МАЦАН Константин
http://www.foma.ru/razdal-dengi-ushel-v-monastyir.html