Один день в мастерской «Палехский иконостас». Фоторепортаж

Один день в мастерской «Палехский иконостас». Фоторепортаж
В 1924 году в городе Палех Ивановской области основали Палехская артель древней живописи. О том, как делают иконостасы, читайте и смотрите в материале Владимира Ештокина и Константина Мацана.

Что такое «хаканье»? Кто такие «личники» и чем они отличаются от «доличников»? Как на самом деле выглядит сусальное золото и что делает иконостас настоящим? Об этом и многом другом корреспондент «Фомы» узнал, когда провел один день в городе Палех с сотрудниками мастерской «Палехский иконостас».

В СЕДЛЕ

- Джип?!

Я искренне удивился. Большая серая иномарка совсем не вписывалась в уютный деревенский пейзаж поселка Палех. Душистый воздух, комары, низкие деревянные заборы, ни одной многоэтажки - и вдруг такой привет из мегаполиса...

Вообще-то самый популярный транспорт в Палехе - велосипеды. Они тут в основном еще советские, ритмично поскрипывающие, с тонкими рамами и колесами. Старичок в потертом пиджаке, трениках и домашних тапочках и бабушка с авоськой - даже эти палешане прекрасно чувствуют себя в седле, не говоря уж о молодежи. Оно и понятно: город маленький, его и пешком-то можно за полчаса пересечь, а если на машине, то за несколько минут.

Оказалось, что для хозяина этого джипа автомобиль - не роскошь, а необходимость.Анатолий Владимирович Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас», без остановок колесит по стране: его иконостасы стоят в храмах Минска, Москвы, Коломны, Нижнего Новгорода, Сарова, Ульяновска. За четырнадцать лет существования мастерской в ней разработали, построили и установили в храмах почти девяносто иконостасов. Это немало - учитывая то, что в мастерской не готовят типовых проектов «конвейером».

- Мы едем в храм, делаем замеры, параллельно изучаем архитектуру и историю храма, учитываем все, вплоть до того, как проходят батареи и вентиляция. Потом разрабатываем в деталях и до мелочей эскиз иконостаса, включая узор резьбы, и согласовываем с настоятелем храма, - рассказывает Анатолий Владимирович.

- И неужели ни разу не повторялись?

- Ни разу. Хотя сейчас в некоторых случаях мы предлагаем заказчикам использовать не новые, а уже созданные составные элементы: в этом случае и конечная цена иконостаса ниже. Это для многих важно, не все же могут позволить себе дорогой заказ...

Любой иконостас состоит из трех частей: собственно деревянное основание, резьба и иконы. Вот и курсирует Анатолий Владимирович в течение рабочего дня между тремя точками производства.

 

 

Руководитель мастерской Анатолий Влезько: «Когда освящают сделанный тобой иконостас, это огромная радость».

Работа над новым проектом в мастерской начинается с молебна.

ДЕВЯТЬ МЕТРОВ ПО ГОРИЗОНТАЛИ

Около входа в огромный ангар аккуратно сложены длинные доски. Видимо, недавно привезли. Из ангара доносится жужжание - работает техника. Внутри в воздухе стоит деревянная пыль, а пол густо усыпан стружкой. Посередине ангара лежит собранная деревянная конструкция, вокруг которой ходят рабочие с молотками и дрелями. Подумать только: через некоторое время эта конструкция «обрастет» резьбой, на месте пустот появятся иконы, а в самом центре - Царские врата, через которые смогут проходить только диаконы и священники...

В горизонтальном положении остов иконостаса кажется огромным.

- Девять метров. Небольшой, - комментирует Анатолий Владимирович.

Рядом я увидел нечто напоминающее небольшую беседку - метра два на два, в человеческий рост. Оказалось, это называется «сень». В нее должны будут поместить киот с чудотворной Жадовской иконой Божией Матери. Это заказ Жадовской пустыни в Ульяновске.

- Сама икона - старая и незатейливая, - говорит руководитель мастерской, - поэтому и киот для нее мы делаем очень простой. А вот сень строим роскошную, чтобы выразить то, как почитаем этот чудотворный образ.

Мастерская - самый крупный работодатель в Палехском районе. Здесь работают в основном жители окрестных деревень, около ста пятидесяти человек. 

В АЛТАРЬ С БУТЕРБРОДОМ

Потратив две минуты на дорогу, мы подъехали к другому ангару, цеху токарных работ. Внешне тут все было почти так же - шум, пыль, стружка. Только детали более мелкие. Здесь деревяшки превращались в заготовку изящной резьбы.

Анатолий Владимирович пожал руку каждому рабочему. В «Палехском иконостасе» работают в основном жители окрестных деревень, около ста пятидесяти человек. В этом плане мастерская - самый крупный работодатель в Палехском районе.

- Люди работают над иконостасом. Им вообще важно, что они делают его для храма? - спросил я Анатолия Владимировича.

- Разные есть люди. Однажды мы устанавливали иконостас, и один наш рабочий зашел в алтарь с бутербродом. Старосту чуть удар не хватил, ругаться начал. А этот рабочий просто не знал, что нельзя! Нецерковный человек был. Теперь вот узнал. В этом плане работа в нашей мастерской волей-неволей сотрудников просвещает...

 

 

...Через некоторое время деревянная конструкция «обрастет» резьбой, на месте пустот появятся иконы.

 

 

Медленно, сантиметр за сантиметром, изделие превращается из деревянного в золотое.

 ХАКАНЬЕ, ИЛИ ЗАЩИТА ОТ БАБУШЕК

У крыльца большого трехэтажного здания стояли велосипеды. Здесь штаб-квартира мастерской, цех иконописи и множество других цехов: сюда из предыдущего ангара попадает необтесанная деревянная заготовка, которая вскоре чудесным образом превратится в золотую.

- Что это Вы делаете? - спросил я девушку в цехе золочения.

- Хакаю...

Неблагозвучное слово «хакать» означает горячий выдох: это как зимой дуть на руки, чтобы их согреть. Получается очень похоже на «хххааа». Перед тем как положить кусочек сусального золота на покрытую лаком деревянную фигуру, девушка наклонялась к самому изделию и «хакала» на то место, которое собиралась золотить.

Сусальное золото напоминает тончайшую фольгу и хранится в виде листов размером с человеческую ладонь. Каждый лист девушка на моих глазах делила на несколько еще более маленьких кусочков, подцепляя один за другим кисточкой. Медленно, сантиметр за сантиметром, изделие превращалось из деревянного в золотое.

Есть и другой способ позолотить дерево. Деталь сначала покрывают серебром, а потом накладывают специальный лак, который имитирует цвет золота. Лак может быть разных оттенков - тогда и золото будет темнее или светлее. Но эта технология - более дорогая.

- Зачем же она тогда нужна, если это не золочение, а лишь имитация? - удивился я.

- Грубо говоря, это защита от церковных бабушек, - ответил Анатолий Владимирович. - Они обычно орудуют тряпками так усердно, что стирают сусальное золото до самого дерева. А лак, который нанесен на серебро, не сотрешь.

Сусальное золото напоминает тончайшую фольгу, поэтому с ним работают кисточкой.

 

 

«ЛИЧНИКИ» И «ДОЛИЧНИКИ»

Городские экскурсоводы рассказывают, что в иконописи жители Палеха начали преуспевать еще в XVII веке. Объяснить это можно тем, что город стоял вдали от больших дорог, новые веяния доходили сюда неспешно, в палешанах сам собой культивировался маниакальный консерватизм - и потому такое традиционное искусство, как иконопись, развивалось успешно.

Впрочем, накануне революции здесь появились мастера, которые осваивали новые темы в лаковой миниатюре. После революции палешанам уже ничего не оставалось, как искать иное применение своему ремеслу. Так постепенно стали появляться знаменитые расписанные шкатулки, броши, марочницы и табакерки - именно они и прославили Палех на весь мир. Школу палехской иконописи (слово иконопись, конечно же, не упоминалось) советская власть поддержала: лаковая миниатюра ценилась в Европе и приносила новому государству стабильный валютный доход. Только концепция управления промыслом была предложена новая. В частности, мастерам выдвинули требование сохранить художественный метод, но изменить тематику живописи в соответствии с существующей идеологией...

Но это все в прошлом. Сейчас, когда заходишь в цех иконописи, становится очевидно, что люди здесь занимаются делом церковным и богоугодным. В просторной светлой комнате за широкими столами работают двадцать пять художников. В основном это женщины. (Они в платках и длинных юбках, хотя никакой официальной инструкции, предписывающей соответствующий дресс-код, не существует). А вот мужичин всего трое. Как говорят, мужчины-художники предпочитают на заработки уезжать в другие города, а женщины остаются в Палехе с семьями.

Все художники здесь - выпускники Палехского художественного училища. Кстати, именно там Анатолий Владимирович Влезько познакомился со своей будущей супругой Натальей. Сегодня она - руководитель цеха иконописи мастерской «Палехский иконостас».

Я понаблюдал за работой. Иконы, написанные наполовину, выглядели более чем необычно: на них было прорисовано все, кроме открытых частей тела - лиц и рук, на месте которых оставались пустоты.

- Дело в том, что разные части иконы пишут разные художники, - объяснила Наталья, заметив мое недоумение.  - «Доличники» пишут все, что до лица. Лица рисуют «личники». Их труд более квалифицированный и выше оплачивается. Таких художников в нашей мастерской всего трое.

 

 

 

Разные части иконы пишут разные художники. «Доличники» пишут все, что до лица. Лица рисуют «личники».

 

 

IMG_9415

 

 

 

К этой внутренней терминологии быстро привыкаешь, потому что звучит она очень часто. При мне Наталья по телефону разговаривала с каким-то заказчиком:

- Не переживайте, к Вам приедет наш личник и все, что нужно, сделает...

Услышав разговор, Анатолий Владимирович поинтересовался, что случилось. Наталья ответила:

- Мы одного местночтимого святого изобразили темноволосым, а батюшка настаивает, что он должен быть седым.

- Ничего страшного, исправим, - согласился Анатолий Владимирович.

Мастерская «Палехский иконостас» начиналась как семейное предприятие. Под производство был выделен подвал собственного дома, а бухгалтерия располагалась в котельной.

- Сегодня мастерская разрослась, и нам, конечно же, немного не хватает семейности, - говорит руководитель. - Очень хочется, чтобы люди не только работали за зарплату, но еще и ощущали свою причастность к общему важному делу.

Вдруг Анатолий Владимирович о чем-то задумывается и добавляет:

- Понимаете, когда освящают сделанный тобой иконостас, это огромная радость. Смотришь на него - и узнаешь в нем каждый узор, каждую деталь. А потом бывает, через несколько лет приезжаешь в храм - и уже не узнаешь. Иконостас как будто становится другим. Цвет тот же, орнамент тот же - но что-то новое в нем появляется. И вот тогда понимаешь: «святым» иконостас делаешь не ты, а люди, которые потом перед ним молятся...

Один из самых памятных заказов мастерской - иконостас в храме преподобного Серафима Саровского в г. Саров.

Фотография предоставлена мастерской «Палехский иконостас»

фото Владимира Ештокина

МАЦАН Константин

http://foma.ru/odin-den-v-masterskoj-palexskij-ikonostas.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Константин Мацан:
Елизавета Федоровна: жизнь как «дорога, полная света»
В чем загадка красоты великой княгини? 1 ноября - её день рождения
01.11.2016
Игорь Кириллов: соль второго плана
О профессии диктора, тринадцати заповедях и Божьем даре
16.09.2014
Голос в храме
Интервью с Сергеем Волчковым - победителем шоу "Голос"
17.03.2014
Все статьи автора
Последние комментарии
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Владимир Петрович
09.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019