150 лет назад - 8 сентября 1862 года - в Великом Новгороде был открыт памятник «Тысячелетие России». Другого такого монумента в мире нет. Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии. Посвящен не одному человеку, а всему народу. Как создавался памятник и как относились к нему люди в разные эпохи - в конце XIX века, после революции, в годы войны? Какие исторические реалии нашей страны скрываются за историей его создания и самим внешним обликом? Почему одни персонажи на нем изображены, а другие - казалось бы, не менее достойные - нет? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, журнал «Фома» в своем материале собрал воедино множество разрозненных фактов - и подлинных, и полуанекдотичных.
Композиционно памятник состоит из трех ярусов. Это символизирует триаду «православие, самодержавие, народность».
Верхний ярус. Православие
Группа состоит из двух фигур - Россия и ангел. Ангел осеняет Россию крестом. Их подножием служит шар - держава. Надпись на шаре: «Свершившемуся тысячелетию Российского Государства в благополучное царствование Императора Александра II, лета 1862».
Средний ярус. Шесть эпох государства Российского
Символизирует «самодержавие». Вокруг шара-державы - семнадцать трехметровых фигур. Они составляют шесть скульптурных композиций. В центре каждой - государь, олицетворяющий свою эпоху:
Рюрик - основание государства Российского в 862 году.
Святой равноапостольный князь Владимир - крещение Руси в 988 году.
Святой великий князь Дмитрий Донской - освобождение от татаро-монгольского ига в 1380 году.
Иван III - основание самодержавного царства Русского в 1491 году.
Михаил Романов - восстановление самодержавия в 1613 году.
Петр I - основание Российской империи.
Неслучайно и то, в каком направлении обращены взгляды государственных деятелей. Князь Владимир смотрит в сторону Византии: оттуда он принес на Русь христианство. Петр I - на основанный им Петербург. Михаил Романов - на запад: туда русские прогнали польских и шведских интервентов. Князь Дмитрий Донской - на Орду: туда ушли побежденные монголы. Иван III - на Москву, прежнюю столицу (ведь когда устанавливался памятник, столицей был Петербург). А вот Рюрик... Он должен был бы смотреть на Новгород, куда его призвали княжить. Но в Новгороде-то он и стоит, так что его взгляд устремлен на второй по значению древнерусский город - Киев.
Нижний ярус. Выдающиеся персонажи русской истории
Изначально планировалось, что горельеф (третий ярус) будет сюжетно повторять второй: шесть медальонов, на которых шесть эпох российского государства должны были быть изображены более развернуто - и отражать участие в жизни страны народа, таким образом завершая триаду «народностью». Однако произошло вот что. За нижний ярус памятника отвечал скульптор Петр Клодт - известнейший мастер своего времени. Работая над памятником, он оказался в подчинении у своего вчерашнего ученика - юного художника Микешина, автора монумента. Когда Клодт впервые показал Микешину и императору Александру II эскизы своих барельефов для памятника, оба сразу поняли: не то! Оказалось, Клодт просто повторил сюжеты второго яруса, ни капли их не разработав. Микешин решил, что Клодт, не желая быть в подчинении у своего вчерашнего ученика, намеренно саботировал заказ или отнесся к нему спустя рукава. В реальности же Клодт - блестящий анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге - просто растерялся перед непривычной для него задачей: сочинять сюжет из русской истории... Принимать эскизы Клодта было невозможно, заново объяснять ему задачу - нелепо. Надо было что-то срочно решать. И тогда Микешин от безысходности сказал императору первое, что пришло в голову: «Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России». Идею приняли. Так памятник превратился в летопись России в лицах и обрел свою главную изюминку - 109 фигур выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:
Просветители
31 фигура, например, святые Кирилл и Мефодий, святой Сергий Радонежский и другие.
Государственные люди
26 фигур, например, Ярослав Мудрый, императрица Екатерина II и другие.
Военные деятели и герои
36 фигур, например, Михаил Кутузов, Богдан Хмельницкий и другие
Писатели и художники
16 фигур, например, Ломоносов, Пушкин и другие.
10 часто задаваемых вопросов о памятнике
1. Почему датой открытия памятника и, соответственно, торжеством в честь тысячелетия России стало именно 8 сентября?
На эту дату приходилось сразу три других важных события: годовщина Куликовской битвы, день рождения наследника престола цесаревича Николая, а также православный праздник Рождества Богородицы, которую в народе считали заступницей и покровительницей России. Дата 8 сентября позволяла объединить светский и церковный праздники.
2. Почему памятник установили в Новгороде?
В окружении императора Александра II удивлялись: какой смысл ставить столь важный памятник в провинциальном городе, где его будут видеть лишь местные обыватели? Уникальная дата требовала столичного размаха. К тому же устойчивая ассоциация с Новгородом - это новгородское вече, республиканские традиции. Вдруг решение расположить памятник именно здесь будет воспринято как сигнал в сложное для страны время? Ведь еще свежа память о восстании декабристов, а все царствование Николая I прошло под флагом борьбы с инакомыслием. И все же Александр II поддержал кандидатуру Новгорода: державность, по мнению императора, не противоречит гражданским свободам. В их соединении царь видел цивилизованное будущее российского государства. Поэтому некоторые историки называют новгородский монумент «памятником великим реформам Александра II».
3. Почему автором памятника стал не скульптор, а художник?
Михаил Микешин был блестящим выпускником Академии художеств в Санкт-Петербурге. Его дипломную работу, на которой были изображены конные гренадеры, купил сам император Николай I. Микешин вот-вот должен был отправиться на шестилетнюю стажировку в Италию.
О конкурсе на возведение памятника Михаил Микешин и его друг, не слишком удачливый скульптор Иван Шредер, прочитали в газете, обедая в кафе. Решили дерзнуть и на утро следующего дня показать друг другу свои идеи. Шредер ничего не придумал и признал свое поражение, сказав, что готов работать по эскизам Микешина. А у Микешина сразу же родилось художественное решение - трехъярусный памятник, в основе композиции которого - держава. Тут как раз на руку сыграло то, что Микешин по специальности был художником-живописцем. Будь он профессиональным скульптором, его мысль неизбежно вращалась бы вокруг стандартных для скульптуры того времени образов: фигур, статуй, конных групп, колонн и т. д. И это неминуемо разошлось бы с главным условием конкурса: изобразить тысячелетнюю историю России в развитии. Может быть, эта задача была под силу только такому, как Микешин, - дилетанту в скульптуре, не скованному академическими канонами и оттого готовому к любым оригинальным решениям.
Когда, по задумке Микешина, трехъярусную державу обступили фигуры людей - исторических персонажей - силуэт памятника стал напоминать шапку Мономаха (символ монаршей власти) и одновременно колокол (намек на вечевой колокол Новгородской республики). Микешин сразу понял, что это - удача: истинное художественное решение всегда несет в себе внутренний конфликт.
4. За что критиковали проект памятника?
В журнале «Русский вестник» вышла статья, автор которой подписался одной буквой «О». Он назвал памятник Микешина «пестрой игрушкой». Особенно его возмутило то, что фигуры памятника стоят задом к державе. В ответной статье Микешин в шутку написал, что готов согласиться и расположить фигуры задом к публике.
5. Кто работал над памятником?
Основными авторами памятника считаются художник Михаил Микешин и его друзья: архитектор Виктор Гартман и скульптор Иван Шредер. Последний своими руками сделал львиную долю заказа. Но в реальности сделать такую работу втроем до конца было невозможно. Задумка - огромная. А сроки - меньше трех лет. Для сравнения: над «Медным всадником» скульптор Фальконе работал двадцать лет. А тут, кроме гигантской державы с шестью сюжетными композициями на втором ярусе, нужно было создать и отлить сто девять человеческих фигур для нижнего яруса. Для решения задачи был создан целый творческий коллектив, куда вошли самые знаменитые скульпторы того времени. Пикантность ситуации заключалось в том, что, по поручению императора, руководил коллективом двадцатилетний юнец Микешин - их вчерашний ученик в Академии художеств.
6. Насколько дорогим был памятник?
Строительство памятника обошлось в 500 000 рублей. Сто пятьдесят тысяч из них - пожертвования населения. Остальное дала казна. Сумма не маленькая, но и не умопомрачительная для своего времени: полмиллиона рублей тогда стоил хороший особняк в Санкт-Петербурге.
7. Как cложилась дальнейшая судьба авторов памятника?
Дружба художника Михаила Микешина и скульптора Ивана Шредера не выдержала испытания славой. Они вместе работали над памятником, и их заслуги были вполне соизмеримы. Да, задумка и общее руководство Микешина, но львиную долю монумента своими руками лепил Иван Шредер! И тем не менее слава, как невеста, ушла от него к Микешину. То, что государь назначил им обоим пожизненную пенсию в 1200 рублей, не утешало. К Микешину отныне приклеился титул «лейб-мастер монументальных дел». Иностранные награды и заказы сыпались на него как из рога изобилия. Микешин разбогател, и даже однажды пустился в финансовую авантюру, после которой не только лишился всех своих денег, но и остался должен казне 80 тысяч рублей. Отчаявшись, Микешин попросил о помощи самого императора. Александр II любил художника, поэтому заплатил за него долг, но взял слово с этих пор заниматься только искусством. Очень быстро Микешин стал желанным гостем во всех салонах и собраниях. Он был любимцем женщин. Писатель Николай Лесков даже изобразил Микешина в своем романе «Островитяне» в образе художника-сердцееда Истомина.
Михаил Микешин скончался в 1896 году. К этому времени он стал уже мэтром, признанным маститым художником. Его друзья рассказывали, что он умер так, как хотел умереть, - внезапный сердечный приступ сразил его во время работы.
8. Что уберегло памятник от сноса после 1917 года?
Как ни парадоксально - антирелигиозная кампания. Конечно же, после революции отношение к памятнику стало резко негативным. В столичной прессе его называли «художественно и политически оскорбительным». Новгородские чиновники говорили: «Сколько цветметалла пропадает, давно пора в переплавку». «Вину» памятника отягчало то, что его изобразили на денежных купюрах, выпущенных в Крыму правительством Врангеля. Массовым тиражом вышла брошюра под заглавием «Памятник тысячелетию самодержавного гнета». Монумент точно снесли бы уже в первые послереволюционные месяцы, если бы все силы властей не были брошены на только что начавшееся разграбление богатейшей новгородской епархии. Вес только золотых и серебряных изделий, вывезенных спецвагоном из Новгорода, составил более десяти тонн. Проблема памятника отошла на второй план. Монумент уцелел, но в дни коммунистических праздников его стали закрывать фанерными щитами, расписанными революционными лозунгами, - и посреди новгородского Кремля как будто вырастал стог сена.
9. Что было с памятником во время войны?
В августе 1941 года немецкие пехотные дивизии заняли Новгород. А в январе 1944 года военный комендант Новгорода генерал фон Герцог решил сделать из памятника военный трофей. Ничего другого в городе уже просто не было: церковная утварь, иконы, бронзовые ворота, золоченые листы куполов - все это было уже вывезено. Фон Герцог решил отправить памятник в город своей юности - Инстенбург, где в то время был бургомистром друг детства генерала. Трудности с транспортировкой фон Герцога не смущали. Уже на следующий день инженерная рота прокладывала специальную узкоколейную железную дорогу от Кремля до вокзала, а другая группа занималась демонтажом. Памятник успели разобрать лишь наполовину и уже собирались начать погрузку - когда 20 января началась артподготовка, русские прорвали фронт в двух местах, и очень быстро солдаты 221-й стрелковой дивизии выгнали немцев из Новгорода.
10. Почему «идеологически опасный» памятник все же восстановили?
Не просто восстановили - за него взялись в числе первых объектов разоренного Новгорода. Дело в том, что отношение к памятнику во время войны переменилось вслед за переменой отношения к великим историческим и военным деятелем царской России, которые могли бы служить объединяющими народ символами. Снова в чести оказались изображенные на памятнике Суворов, Кутузов, Румянцев, Багратион, Нахимов и др. Памятник заново открыли еще до окончания войны - 2 ноября 1944 года. Конечно, восемь работяг-реставраторов, которые голыми руками работали над памятником, не могли воссоздать его в первоначальном виде - какие-то детали были испорчены, какие-то - утеряны. Технологически требовалась очень скрупулезная реставрация. Поэтому в своем первозданном виде памятник предстал перед публикой только после масштабных восстановительных работ в 1995 году.
Как выбирали персонажей для памятника
Кого изображать на горельефе в числе выдающихся деятелей России? Этот вопрос оказался одним из самых сложных. По двум причинам.
Первая: как выбрать сотню «самых достойных» исторических фигур из периода в несколько веков? Автор памятника Михаил Микешин понимал, что одному ему с такой задачей не справиться. Он обратился к самым видным людям России - авторитетным ученым, историкам, писателям - с одной и той же просьбой: помочь с выбором фигур для горельефа. Микешин написал Соловьеву, Бестужеву-Рюмину, Гончарову, Тургеневу и многим другим. Откликнулись все. Так появились «четверги у Микешина»: каждую неделю весь цвет русской культуры собирался в Академии художеств, чтобы до хрипоты спорить о достоинствах тех или иных «выдающихся деятелей». Эти споры много дали Микешину, но и в каком-то смысле осложнили задачу: слишком полярны были мнения. Окончательный выбор все равно был за автором. И он нашел, возможно, единственно верный выход: выбирать не столько разумом, сколько сердцем. Что-то внутри подсказывало ему, почему на памятнике нужна Марфа Борецкая, но не нужен Иван Грозный, нужен Пушкин, но не нужен Белинский и т. д. Микешин отдавал предпочтение людям созидающего начала, тем, кто любил Россию в себе, а не себя в России.
Ангел и Россия. Первоначально планировалось изобразить двух ангелов. Но потом у художника Михаила Микешина родился образ России в виде коленопреклоненной женщины в национальном костюме.
Второй причиной, затруднявшей выбор персонажей для третьего яруса, была политическая конъюнктура: изобразить человека на памятнике означало публично признать его заслуги. И здесь сталкивались интересы представителей разных общественных слоев. Дискуссии не утихали ни в правительстве, когда шло согласование фигур третьего яруса, ни в обществе, когда проект памятника был опубликован.
Фигуры Гоголя, Лермонтова, Пушкина и Державина облачены в римские тоги. Почему? Они - классики литературы. Пушкин стоит рядом с Лермонтовым и Гоголем и кажется выше них ростом, хотя в жизни он был ниже. Это сделано специально: изменены положения тел Гоголя и Лермонтова, они стоят в наклоненной позе, чтобы Пушкин - «наше все» - над ними возвышался. Это в какой-то степени отражает и отношение публики к этим писателям во второй половине XIX века. Книгочеи того времени были в недоумении. Пушкин - еще куда ни шло. Но Гоголь, Лермонтов - кто это такие? Да, модные однодневки, но зачем они нужны на памятнике? То ли дело Сумароков, Тредиаковский, Херасков - почему их не изобразили?
За то, чтобы на памятнике появился Гоголь, художнику Микешину пришлось побороться. В утвержденном правительством финальном списке Гоголя не было. Однако Микешин на свой страх и риск распорядился подготовить две дополнительные фигуры: Гоголя и... Тараса Шевченко, другого украинского автора, к тому же горячо любимого друга Микешина. Когда о таком «самоволии» художника узнали, разразился скандал. Тогда Микешин обратился с письмом лично к императору Александру II. Несколько длинных и подробных абзацев, написанных убедительным эмоциональным языком, он посвятил Шевченко, доказывая его значение для российской литературы. Про Гоголя же написал один абзац: «Заслуга же Гоголя и его влияние на современную отечественную литературу так велики, что говорить за него я считаю лишним». Император утвердил Гоголя, но не принял Шевченко. Есть версия о том, что Александру II, видимо, было просто некогда читать длинное письмо целиком, поэтому все, что касалось Шевченко, он просто пропустил.
На памятнике нет Ивана Грозного. Фигуры его первой супруги Анастасии Романовой и его помощников протопопа Сильвестра и окольничего Алексея Адашева - своего рода «замена», компромисс: совсем не отразить эпоху Ивана Грозного - неправильно, но еще более неправильно изображать в Новгороде царя, учинившего над городом в 1570 году чудовищную расправу: якобы за измену, а на самом деле для «законного» овладения богатствами самого богатого города Руси в период затратной Литовской войны, казнили новгородских купцов.
Фигура Марфы Борецкой, вопреки ожиданиям, не вызвала нареканий в правительстве. Она была женой боярина Дмитрия Борецкого и матерью Исаака Борецкого, оба - посадники Новгорода. Сама же Марфа опосредованно влияла на политику и общественную деятельность. Запечатлеть ее на памятнике означало отдать дань уважения новгородской истории. Кроме того, Александр II готовил реформу местного самоуправления, учреждение земств, а это также ассоциировалась с республиканскими традициями - с новгородским народным вечем.
Фигуру императора Николая I поместить на горельеф Микешину пришлось. Император Александр II прямо спросил художника: «А батюшка?» Микешин пытался объяснять, что, поскольку предыдущий государь умер всего лишь несколько лет назад, слишком рано изображать его на памятнике - ведь чтобы оценить результаты его правления, должно пройти время. По воспоминаниям самого Микешина, Александр II все понимал, не очень-то одобрял политическое наследие отца и не хотел видеть его фигуру на памятнике. Но немалая часть окружения царя считала иначе - и император решил уступить.
Часто вызывает недоумение, откуда на памятнике взялись фигуры литовских князей Гедимина, Витовта и Кейстута? Дело в том, что они боролись на стороне России против Польши, где в это время как раз начались антироссийские выступления националистов, мечтавших о независимости от Российской Империи. Кроме того, наличие этих фигур должно было подчеркнуть исконную принадлежность Литвы к русским землям.
После революции «памятник тысячелетию самодержавного гнета» клеймили за то, что он не отражает исторической действительности - ведь на нем нет изображений крестьян и рабочих. Исключения составляли Иван Сусанин и - с оговорками - сын крестьянина Михаил Ломоносов и сельский староста Козьма Минин. Но и те «запятнали» себя сотрудничеством с царским режимом.
Государственные люди:
1. Протопоп Сильвестр. 2. Анастасия Романова. 3. Окольничий Алексей
Адашев. 4. Патриарх Гермоген. 5. Отрок Михаил Романов. 6. Патриарх
Филарет. 7. Царь Алексей Михайлович. 8. Дипломат Ордын-Нащокин. 9.
Боярин Артамон Матвеев. 10. Петр Великий. 11. Князь Яков Долгорукий. 12.
Тайный советник Иван Бецкой. 13. Екатерина II. 14. Государственный
канцлер Безбородко. 15. Григорий Потемкин. 16. Государственный канцлер
князь Кочубей.
17. Александр I. 18. Граф Сперанский. 19. Генерал-фельдмаршал Воронцов. 20. Николай I.
1. Святослав Игоревич. 2. Мстислав Удалой. 3. Даниил Галицкий. 4. Александр Невский. 5. Князь Кейстут.
6. Дмитрий Донской. 7. Михаил Тверской. 8. Даниил Холмский. 9. Михаил
Воротынский. 10. Даниил Щеня. 11. Марфа Борецкая. 12. Ермак Тимофеевич.
13. Михаил Скопин-Шуйский. 14. Дмитрий Пожарский. 15. Авраамий Палицын.
16. Богдан Хмельницкий. 17. Кузьма Минин. 18. Иван Сусанин. 19. Борис
Шереметев. 20. Михаил Голицын. 21. Петр Салтыков. 22. Граф Бурхард
Миних. 23. Алексей Орлов. 24. Петр Румянцев. 25. Александр Суворов. 26.
Михаил Барклай-де-Толли. 27. Михаил Кутузов. 28. Адмирал Сенявин.
Просветители:
1. Святой Кирилл. 2. Святой Мефодий. 3. Княгиня Ольга. 4. Князь Владимир. 5. Святой Авраамий. 6. Антоний Печерский. 7. Феодосий Печерский. 8. Святой Кукша. 9. Нестор-летописец. 10. Кирилл Белозерский. 11. Стефан Пермский. 12. Алексий. митрополит Московский. 13. Сергий Радонежский. 14. Петр Могила. митрополит Киевский. 15. Иона. митрополит Киевский. 16. Святой Савватий. 17. Святой Зосима. 18. Максим Грек. 19. Гурий. архиепископ Казанский. 20. Константин Острожский. 21. Патриарх Никон. 22. Федор Ртищев. 23. Дмитрий. митрополит Ростовский. 24. Григорий Конисский. архиепископ Белорусский. 25. Феофан Прокопович. архиепископ Новгородский. 26. Платон. митрополит Московский. 27. Иннокентий. архиепископ Херсонский и Таврический.
Писатели и художники:
1. Михаил Ломоносов. 2. Денис Фонвизин. 3. Александр Кокоринов. 4. Гаврила Державин. 5. Федор Волков. 6. Николай Карамзин. 7. Иван Крылов. 8. Василий Жуковский. 9. Николай Гнедич. 10. Александр Грибоедов. 11. Михаил Лермонтов. 12. Александр Пушкин. 13. Николай Гоголь. 14. Михаил Глинка. 15. Карл Брюллов. 16. Дмитрий Бортнянский
Фото Владимира Ештокина
В статье использованы материалы книги Виктора Смирнова «Памятник государства Российского»,
издательство «Вече», 2008 г.
http://www.foma.ru/pamyatnik-%C2%ABtyisyacheletie-rossii.html