И забастовки приватизируют?

Чиновники предлагают России «народный капитализм»

Новости Москвы 
0
126
Время на чтение 6 минут

По предприятиям страны прокатилась волна трудовых конфликтов, сопровождавшаяся забастовками, уличными акциями, взаимными угрозами работодателей и работников. Участники этих событий мало интересовались речами, произносимыми в высоких кабинетах... Однако власть вынуждена реагировать на растущее число конфликтов - даже в том случае, если сами трудящиеся не требуют ее немедленного вмешательства.

Во многих случаях, впрочем, требуют. Как, например, в Краснотурьинске, где под угрозой закрытия оказалось градообразующее предприятие.

Пока одни спасают свои рабочие места, другие требуют повышения зарплаты и лучших условий труда. В Калуге, где уже весной бастовали на заводе «Бентелер», свободным профсоюзом автомобилестроителей снова объявлена забастовочная готовность, теперь уже на «Фольксвагене». Возобновился конфликт и на уральской шахте «Красная шапочка». Там опять забастовали. Правда, на сей раз стачка прекратилась довольно быстро, когда администрация пообещала пойти на уступки.

Разногласия между работодателями и работниками, которые на протяжении некоторого времени казались если не разрешенными, то, по крайней мере, смягчившимися, вновь обострились. В конечном счете, трудовые отношения определяются соотношением сил между трудом и капиталом на уровне завода, города, страны. Кризис обнажает все конфликты, заставляя вырываться наружу противоречия, копившиеся иногда годами.

Вроде бы экономика России в первом полугодии чувствовала себя неплохо. Экономический рост продолжался даже на фоне падения цен на нефть. Одним из факторов рост оказались так называемые «популистские меры» правительства, принятые осенью 2011-го и в первом полугодии 2012-го. В преддверии выборов власти охотно раздавали обещания и выделяли деньги на социальные нужды, на увеличение зарплат, сдерживали повышение цен и воздерживались от приватизаций. Все эти решения оказались, если можно так выразиться, «непреднамеренно эффективными». Начальники думали не о росте производства или борьбе с кризисом, а о политике, о сохранении лояльности избирателей, особенно в провинции.

Надо было вбить клин между бунтующим столичным средним классом и рабочими «Уралвагонзавода». И получилось достаточно успешно, причем не только в плане политики, но и в плане экономики.

Протесты в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и нескольких других крупных городах вынудили власти пойти на «неправильные» - с точки зрения либеральной доктрины - действия, отступить от общих норм европейского антикризисного курса. Именно это вынужденное отступление от либеральной ортодоксии позволило нам поддержать рост в момент, когда страны еврозоны переживали спад.

Неудивительно, что либеральные экономисты реагировали на этот «популизм» дружными криками возмущения. Причем эксперты, причастные к власти, негодовали даже больше оппозиционеров. Всячески осуждая рост социальных обязательств правительства в начале года, либеральные экономисты не были в восторге и от замораживания цен естественных монополий, хотя это решение способствовало сдерживанию инфляции. Ведь именно рост цен на транспорт, электроэнергию, жилищно-коммунальные услуги разгоняет инфляцию быстрее всего.

Рост заработных плат, пенсий и социальных выплат при параллельном замораживании цен на «бытовые» расходы как раз и оказался стимулом роста. Если бы все цены росли одновременно, мы бы имели увеличение инфляции при довольно незначительном увеличении производства. Но поскольку цены на ЖКХ и транспорт в первом полугодии не выросли, у людей появилась возможность потратить деньги на различные товары и услуги. К тому же значительная часть выделенных средств попала в руки более бедной части населения и низших средних слоев. Именно эти категории покупателей в большей степени ориентированы на местные товары и услуги, меньше зависят от импорта.

Увы, стабилизировав политическую ситуацию к лету, власти решили, будто отпадает и необходимость в «популистских мерах».

Вступление России в ВТО демонстрирует совершенно иную логику развития, причем единственное, что может сейчас помочь находящимся под ударом отраслям - в частности, аграрному сектору - это постепенное снижение курса рубля.

Оно и происходит у нас на глазах. Нетрудно догадаться, что подобная политика усугубляет инфляцию. Цены на транспорт, электроэнергию и ЖКХ повышены, так что свободные средства, появившиеся у части населения в результате «популистских» социальных мер, будут в значительной степени поглощены монополиями.

На подходе целый ряд новых «подарков». Правительственные чиновники в очередной раз озаботились системой оплаты труда бюджетников, которую надо сделать более «рыночной», готовится и новый этап пенсионной реформы. Предложенные меры вызывают недоумение и страх даже у многих работников государственного аппарата, но творческий энтузиазм реформаторов неудержим. О ситуации в образовании и здравоохранении уже написано столько, что нет смысла повторяться.

Обратная корректировка курса, наблюдающаяся сейчас, ставит под удар достаточно хрупкое основание экономического роста. И если эта ситуация усугубится снижением цен на нефть, спада нам не избежать. Растущая социальная напряженность ни для кого не является уже секретом, но самое главное, что в числе бунтующих на сей раз оказываются те самые люди, что вполне искренне проголосовали за В. Путина весной, в надежде, что возвращение его в президентское кресло поможет предотвратить очередную волну либеральных «инноваций».

По ведомственной обязанности за социальный мир отвечают у нас сотрудники Федерации независимых профсоюзов России, которые не упустили возможности побороться за права трудящихся.

Председатель ФНПР Михаил Шмаков и депутат Андрей Исаев опубликовали в «Московских новостях» статью, где с рабочей прямотой объясняют нашему президенту, что «сегодня он фактически единственный из мировых лидеров, кто на деле обеспечивает баланс между демократической модернизацией и традиционными ценностями». Только он один может обеспечить социальную справедливость и спасти человечество через введение «народного капитализма».

Взывают они и к совести олигархов, от которых ждут оказания «благотворительной помощи спортивным командам, детским домам, культурным объектам, депрессивным территориям», причем делаться все это должно исключительно на добровольных началах, потому что - слушайте, слушайте! - «невложение этих средств должно рассматриваться как аморальное и неподдерживаемое обществом поведение». Восхищаясь столь изысканным стилем, читатель живо представляет себе угнетенного нравственными заботами олигарха, размышляющего на Рублевке перед завтраком о том, достаточно ли он пожертвовал детским домам и спортивным командам, чтобы получить общественное одобрение. О том, чтобы просто потребовать от бизнеса повысить зарплату работникам или пенсионные отчисления, либо о том, чтобы воспользоваться своим политическим влиянием для борьбы против коммерциализации медицины и образования, роста тарифов жилищно-коммунального хозяйства и цен на транспорт, глава ФНПР и депутат Государственной Думы даже не помышляют.

Понять А. Исаева и М. Шмакова можно. Трудно, конечно, сочетать в себе качества льстивых царедворцев и народных трибунов.

Как бывший историк, Андрей Исаев, разумеется, знает, что попытки введения народного капитализма предпринимались неоднократно. И неизменно проваливались с самыми плачевными последствиями для инициаторов подобных затей. Но ничего лучшего предложить, увы, не получается, поскольку невыполнима изначальная задача - уговорить высшее начальство совершить некие магические действия, которые позволили бы разом снять все проблемы, ничего не меняя.

Противодействие очередной волне либеральных реформ может быть эффективно лишь в форме практических действий, осуществляемых снизу активистами свободных профсоюзов и социальных движений. Эти протесты уже сегодня дают результаты. Власти начинают давить на собственников, требуя ограничить увольнение рабочих и закрытие предприятий. И если на фоне грозящего нам в конце года экономического спада массовое недовольство вырвется наружу организованными протестами, не исключено, что власти пойдут на очередное изменение политики, пытаясь как-то удержать экономику на плаву.

Беда лишь в том, что протесты могут быть в очередной раз политически приватизированы либеральной оппозицией - как случилось уже прошлой зимой.

Не дать этому случиться вновь - важнейшая общественная задача, решение которой зависит от уровня политической зрелости и организованности активистов свободных профсоюзов и социальных движений.

Борис Кагарлицкий - директор Института глобализации и социальных движений.

http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/i_zabastovki_privatizirujut_710.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Кагарлицкий
Все статьи Борис Кагарлицкий
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06