Страна, бесспорно, сделала мощный рывок из отсталости и голода в направлении мирового лидерства. Наряду с прогрессом в экономике, науке и культуре всему миру видны и достижения нашего великого восточного соседа в области спорта.
Не стали исключением и нынешние Олимпийские игры в Лондоне, на которой китайцы собрали второй после американцев «урожай» -87 медалей, из них 38 - высшей пробы. Еще до начала соревнований руководство страны в лице члена Госсовета КНР Дай Бинго, твердо рассчитывая на успех, намекнуло согражданам, что «Олимпиада будет своеобразным и замечательным событием». Более откровенным был глава Международного олимпийского комитета Жак Рогге: «Китайская команда сможет прекрасно выступить». Оба оказались правы. А мы даже не смогли попасть в тройку самых успешных команд, пропустив вперед себя, помимо китайцев, еще и наших «геополитических друзей» - американцев вкупе с британцами. Это особенно обидно осознавать, помня, что в советское время наша страна была на недостижимой высоте в спорте.
В чем причина успехов спортсменов, выступающих под красным знаменем с пятью звездочками? Первое, что приходит на ум - это высокая мотивация, обусловленная беспрецедентно высокими темпами развития Китая в последние десятилетия. И главнейшим здесь является осознание жителями Поднебесной своей родины в качестве одного из главных субъектов мировой политики. Сейчас нет на планете ни одного региона, куда бы не стремился проникнуть Пекин. В этом списке - и бывшие республики нашей Средней Азии, и Латинская Америка, и Африка, и даже Антарктика и Арктика. На всех направлениях КНР активно оспаривает роль мирового гегемона у Соединенных Штатов.
Все это вызывает у китайцев законную гордость за свою страну, вот уже и в отношениях с Москвой они стараются играть роль «старшего брата».
На этом фоне китайским спортсменам и тренерам уже как-то не с руки уступать. Это и понятно - их не только не оценит собственное руководство, но и перестанут уважать свои же сограждане. Нечто подобное мы наблюдали у себя в советские времена.
Конечно, нельзя недооценивать роль психологического фактора. Но необходимо и вычленить главное - фундамент для развития физкультуры и спорта в любой стране создает успешное развитие экономики, именно оно позволяет обеспечить населению достойную и сытую жизнь. Имея нищее и голодное население, нет смысла даже пытаться вести селекцию спортсменов. Поэтому праотцом всех нынешних олимпийских наград Китая можно считать реформатора Дэн Сяопина. Мощная экономическая база позволила создать хорошо отлаженную систему подготовки спортсменов. Она, в чем-то копируя как нашу старую советскую, так и восточногерманскую, в чем-то серьезно расходясь с ними, позволила поставить в Китае подготовку спортсменов на недосягаемую сегодня для нас высоту.
Поговорим вначале о сходных моментах. Подобно бывшему СССР, практически вся Поднебесная охвачена сетью по большей части бесплатных спортивных секций и школ, где занимаются физкультурой и спортом в общей сложности около ста миллионов (!) представителей подрастающего поколения. Понятно, что без государственной поддержки здесь просто не обойтись.
Поворотным моментом в развитии спорта в Поднебесной стало принятие в 1988 году, в самый разгар успешных экономических преобразований, специальной программы.
На ее реализацию было ассигновано около 260 миллионов долларов - деньги, по тогдашним меркам, отнюдь не маленькие, и заработанные, к тому же, за счет использования дешевой рабочей силы и жестких условий труда в промышленности. Эти усилия не пропали даром: китайцы, заняв в 1988-м девятое место в общекомандном зачете на Олимпиаде в Сеуле, уже в 2004-м в Афинах были вторыми.
Как и в Советском Союзе, система управления спортивной отраслью централизована, всем руководит Главное государственное управление физической культуры и спорта КНР, в подчинении которого находятся провинциальные спортивные комитеты. Одна из задач этой строго иерархизированной машины - в подборе кандидатов для зачисления в спортивные интернаты закрытого типа. Мастеров высшей квалификации и резерва готовят в государственных спортивных центрах, школах и клубах. Венчают эту пирамиду спортивные центры в столице страны. Там проходят подготовку более половины китайских спортсменов. Один из таких центров - спортивная школа Сичихай, уровню которой завидуют белой завистью наши олимпийцы. В некоторых случаях, если традиции воспитания спортсменов наиболее сильны в каком-то определенном регионе, подобные центры действуют «на местах». Пекинские спортивные центры являются, по существу, сборными командами Китая и комплектуются в основном из числа отобранных в провинциальных центрах талантливых спортсменов. В принципе, что-то подобное было и у нас.
Однако на этом сходство по большому счету исчерпывается. Главная линия водораздела пролегает в подходах к финансированию развития спорта. Если в СССР речь шла о полном государственном обеспечении, то в современном Китае с его смешанной экономикой подобный подход не практикуется. Да, основная часть денег - около 70 процентов - по-прежнему поступает из государственной казны, примерно 20 и 10 процентов соответственно дают спонсоры и разного рода коммерческие проекты - реклама, лотереи. Как отмечают аналитики, степень негосударственного участия здесь будет расти - успешных людей все больше, да и государственный сектор в экономике станет постепенно сужаться. Он уже и сейчас занимает не более тридцати процентов в структуре ВВП государства.
Следующее различие - в подходах к вопросам воспитания смены. Нередко дети попадают в спортивные школы уже в возрасте четырех-семи лет. В подобных закрытых учебных заведениях будущих чемпионов ждет суровая школа жизни - ежедневные трехразовые, за исключением воскресенья, изматывающие тренировки, сочетающиеся с учебой по общеобразовательной программе, и все это на фоне строго расписанного режима дня. Конечно, многие воспитанники не выдерживают более чем суровых условий и отсеиваются. На Западе привычно упрекают китайцев в том, что методы воспитания, используемые в спортивных интернатах, чрезвычайно жестки, если не сказать жестоки. Мир обошли фото, на которых тренеры, стремясь выжать максимум возможного из юных спортсменов, заставляют их буквально корчиться от боли и плакать.
Особенно неистовствуют тайваньцы, стандартный рефрен звучит так: «Коммунистические бандиты издеваются над детьми, лучше бы они решали свои многочисленные социальные проблемы!».
Но кто сказал, что эти снимки сделаны именно в Китае? Все мы знаем, что Запад всегда отличался умением фальсифицировать предъявляемые «доказательства». Впрочем, даже если фотографии подлинные, стоит задуматься над тем, что порог чувствительности у маленьких детей намного ниже, нежели у взрослых. К тому же, к примеру, растяжка достигается, конечно, за счет болезненных упражнений, но ведь затем, после получения желаемого результата, человек боли ощущать уже не будет.
Практически никто не взглянул на проблему с другой стороны: для того, чтобы человек в подобном возрасте сумел посвятить себя целиком спорту, ему необходима адаптация к новым условиям жизни без родителей, что требует немалых усилий и специальных программ. Это также одно из ноу-хау китайской «спортивной отрасли», в СССР детей в столь юном возрасте в спортивные школы-интернаты не принимали. С контингентом постарше ведется определенная психологическая работа. Она включает в себя, помимо всего прочего, пропаганду идей величия великоханьской нации и внедрение в сознание людей понимания того, что путь развития страны, избранный Коммунистической партией Китая, является наиболее оптимальным. И если в отношении второго тезиса могут высказываться сомнения - многие молодые китайцы говорят о том, что нынешние достижения суть плоды отхода от коммунистической идеологии - то первый пункт «обжалованию не подлежит», китайцы воспринимали и воспринимают себя нацией номер один в мире. Все это не только становится составной частью мотивационного комплекса, но еще играет роль своеобразной прививки от соблазна польститься на жизнь в «западном раю».
Случаев бегства спортсменов Поднебесной «в страны великой демократии» еще не было, несмотря на то, что по другую сторону баррикад денег получают намного больше.
Учтем и следующее: в стране уделяют особое внимание развитию тех видов спорта, в которых китайцы традиционно сильны. Один из наглядных примеров - настольный теннис. После того, как пинг-понг был введен в число олимпийских дисциплин на играх в Сеуле в 1988-м, китайцы сумели завоевать 24 золотых медали из 28 разыгрывавшихся.
Еще один фактор - жесткая дисциплина внутри команды. Строгая иерархия, конечно, свойственна всякому восточному обществу, но в КНР она доведена до совершенства. Пропуск тренировок - по любым причинам - рассматривается как тягчайший проступок. В ходе зарубежных поездок спортсменам из Поднебесной предписывается не покидать без разрешения пределов расположения команды, организовывать неформальные мероприятия. Например, недавно китайская пловчиха была до крайности удивлена тем, что австралийские коллеги в ходе подготовки к международным состязаниям позволяли себе устраивать шумные вечеринки с поеданием большого количества барбекью.
Помогает спортсменам из Поднебесной держаться на высоте также и строгий контроль за питанием. Скажем, в начале года членам олимпийской сборной страны было запрещено употреблять в пищу мясо и птицу отечественного производства. Причина в том, что в нем обнаружили вещество, образующееся в результате скармливания домашним животным различных препаратов и гормонов. Вроде бы до Олимпиады было еще далеко, но, тем не менее, меры был приняты заранее. И, как оказалось, отнюдь не зря.
Все это хорошо согласуется с политикой полного запрещения допинга среди китайских спортсменов, не так давно в стране был принят драконовский закон на этот счет.
О серьезности намерений властей можно судить по высказыванию одного из спортивных чиновников страны: «Спортсмен, принимающий допинг, утрачивает спортивный дух».
На роли традиционной китайской медицины стоит остановиться отдельно. Очень многие говорят о том, что в Срединном государстве в рацион спортсменов вводят различные тонизирующие и ускоряющие усвоение белков вещества. В какой степени подобные утверждения соответствуют действительности, сказать трудно - настоящих специалистов по восточной медицине, кроме как собственно на Востоке, нет. Помимо различных снадобий, нельзя сбрасывать со счетов и китайский массаж, способный творить чудеса. Например, один наш специалист, побывавший в Китае, с нескрываемым восхищением рассказывал о том, что массажист из провинциального города сумел убрать ему за счет использования особой методики жировые опухоли - у нас для этого следует прооперироваться. С помощью китайского массажа можно лечить и другие болезни, например, искривление позвоночника. И это делают не какие-то светила медицины, а обычные массажисты. Поэтому можно не сомневаться, что китайские мастера, работающие при олимпийской сборной, творят чудеса.
...Да, на лондонской Олимпиаде китайцы выступили очень достойно.
А каких еще результатов можно было ждать от спортсменов великой и гордой державы с могучей экономикой? Именно поэтому их успехи вряд ли можно назвать сенсацией.
А слагаемые побед - чем-то из ряда вон выходящим. Все - в порядке вещей: патриотизм, строжайшая дисциплина и бесконечный труд.