Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Как Бога не благодарить?

Елена  Балаян, Православие и современность

14.08.2012


Паломнические заметки из Пятигорска …

Где бы я ни была, куда бы ни ездила на отдых в отпускное время, мне всегда бывает очень отрадно посетить те или иные святые места, связанные с новой местностью. Какой бы светско-развлекательной или оздоровительной ни была поездка, это помогает придать ей в том числе и духовное измерение и вдали от дома помнить о Боге. На этот раз таким местом стал для меня Пятигорск. Я до сих пор жалею, что не удалось съездить в Ставрополь, где в эти дни пребывали мощи святителя Николая Чудотворца, зато выпала возможность посетить два местных монастыря - Свято-Успенский Второ­Афонский мужской на горе Бештау в Пятигорске и Свято-Георгиевский женский в районе Ессентуков. Оба монастыря произвели сильное впечатление, и хотя и были совершенно не похожи друг на друга, их образы остались в памяти надолго...

Второ-Афонский монастырь привлекал особенно. Если уж побывать на первом и единственном Афоне никогда не удастся, поскольку женщин туда не пускают, так хотя бы на втором, думалось мне. Тогда я еще не знала, почему этот монастырь связывают с именем Святой Горы. Его существование вообще стало для меня открытием. До этого мне приходилось слышать лишь о Новоафонском мужском монастыре, который находится в Абхазии. И даже однажды довелось там... заблудиться. То ли дело в потрясающей природе и виде на море, который открывается из монастыря, то ли в особой духовной атмосфере, которая, как мне показалось, там царит, а только уходить оттуда не хотелось. Часов с собой не было, сотового телефона тоже (в те годы он был еще слишком дорогим удовольствием). Так я потерялась во времени и пространстве. А когда очнулась, то пошла совсем не тем путем, которым надо было идти, чтобы попасть к автобусу. Как выяснилось, к монастырю вели две аллеи. Я не помню, как называется первая, по которой мы все шли и по которой надо было спуститься обратно. Но я очень хорошо запомнила, как называлась вторая - «Аллея грешников». На нее-то меня и потянуло. Что, в общем-то, глубоко симптоматично. В итоге к автобусу я не попала: он стоял совершенно в другом месте. Куда бежать, я не знала, и была в ужасной растерянности. Наобум остановила какую-то машину. Спасибо водителю, который догадался, что мой автобус, видимо, находится совсем на другой стоянке, и бесплатно подкинул меня к нему. Было очень стыдно перед группой, пришлось долго извиняться...

В этот раз история не то чтобы повторилась, но без искушений снова не обошлось. В пути наш дряхленький автобус сломался, и всех паломников высадили дожидаться его починки в лесу, рядом с санаторием «Машук», неподалеку от места дуэли Лермонтова. Было любопытно посмотреть, как по-разному ведут себя люди в такой нештатной ситуации. Кто-то, не прошло и пяти минут, принялся активно нервничать и требовать вернуть деньги, другие стали сокрушаться по поводу того, что поломка - нехорошая «примета» и лучше бы вернуться домой. Третьи - их было меньшинство - спокойно сидели в тенёчке и ждали. Лично я почему-то пребывала в уверенности, что вот сейчас я немного помолюсь тут на природе, под деревьями, и автобус тронется. Однако моя уверенность не оправдалась - через час стало ясно, что развалюха наша никуда не поедет: отказывают тормоза. И мы отправились восвояси - кто на такси, кто на местных маршрутках. Деньги нам вернули без проблем - не стоило и волноваться.

Но в душе почему-то поселилась тревога. Может, я недостойна того, чтобы ехать в монастырь? И Господь меня не пускает? Чувство это было неконструктивное и мира душе не приносило, а потому я решила его пересилить и после некоторых размышлений купила второй билет. «Пусть все будет, как Бог даст»,- подумала я...

Второ-Афонский монастырь находится высоко в горах. Устланная щебенкой вместо асфальта дорога петляет серпантином. Тут-то и стало ясно, что такой путь наша колымага, даже если бы ее починили, не осилила точно. Застряли бы мы в горах - это как минимум...

2: Пятигорский Провал. Эти воды в 1858 г. освятил святитель Игнатий (Брянчанинов)В дороге экскурсовод рассказала много интересного о Пятигорской и Черкесской епархии, на территории которой мы находились. Недавно она, как и наша, Саратовская, была преобразована в митрополию и тоже разделена на три части. С какой-то особой радостью я узнала, что в XIX веке ею руководил сам святитель Игнатий (Брянчанинов). В 1858 году он совершил Великое освящение вод - освятил знаменитый Пятигорский Провал на горе Машук. Это место хорошо известно всем по фильму «Двенадцать стульев». Помните, как Остап Бендер взимал с посетителей мзду «на капитальный ремонт Провала - чтобы не сильно проваливался...». Здесь ему ныне установлен забавный памятник, у которого люди фотографируются. При этом все почему-то трут бедному Остапу нос, отчего он блестит как начищенный самовар. Трудно сказать, с чем это связано: возможно, с тем, что товарищ О. Бендер сам долго всех водил за нос, и теперь у туристов возник такой вот обычай - тереть ему нос «на счастье». Впрочем, трут еще и билетики, которые он держит в руках...

Любопытно было побывать в этом месте. Хотя оно и не производит того грандиозного впечатления, какое рисовало воображение. Узкий подсвеченный лампочками туннель ведет к озеру, наполненному сероводородом, и от этого вода в нем выглядит ярко-бирюзовой. Если поднять голову вверх, то можно увидеть небо: когда-то участок горы провалился и образовал пещеру. Вот эти воды и освятил святитель Игнатий. В наши дни к этому месту от храма во имя четверодневного Лазаря, друга Божия, совершается ежегодный крестный ход...

...Но вот мы и на месте. 840 метров над уровнем моря. Кругом зеленый лес, а вид с горы такой, что дух захватывает. Экскурсовод рассказала: Второ-Афонским монастырь называется потому, что основали его русские монахи, жившие на Афоне. Настоятель русского Иоанно-Богословского скита Хиландарского монастыря иеросхимонах Герасим (Попов), который сам был родом с Кавказа, мечтал основать здесь обитель, по благочестию и уставу подобную афонскому монастырю. И вот 7 июля 1902 года он командировал в Россию двух братий - иеромонаха Иоанна и монаха Сергия. Он благословил их, напутствовал молитвами и дал задание подыскать подходящее место для монастыря и просить помощи у российской духовной и гражданской власти. Средства для жизни и для постройки монастыря они должны были найти сами.

Летом во Второ-Афонском монастыре служат Литургию под открытым небом на месте разрушенного, но пока не восстановленного храмаПрибыв в Россию, монахи расстались: отец Сергий, заболев, направился на Северный Кавказ лечиться минеральными водами, а иеромонах Иоанн поехал в Санкт-Петербург, а затем в Саратовскую губернию, откуда был родом. Здесь, на нашей земле, он сумел собрать недостающую сумму для устройства обители. Вот такие обнаруживаются у Второ-Афонского монастыря саратовский корни.

Есть еще один человек, который связывает Саратов с этой северокавказской обителью. Этот эпизод произошел в Февральскую революцию. Ночью 23 сентября 1905 года около десяти «борцов за свободу» с ружьями и револьверами ворвались в монастырь. Злоумышленники пытались проникнуть в настоятельскую келию и убили келейника настоятеля, 18-летнего послушника Дмитрия Лихолетова, выскочившего из соседней келии на защиту. Летопись свидетельствует, что послушник происходил из крестьян Саратовской губернии (Камышинский уезд, местечко Красный Яр). Он стал одним из первых российских страстотерпцев XX столетия.

При советской власти монастырь был разрушен, некоторые монахи были убиты. А возродился он лишь в 2001 году.

С тех пор прошло уже 11 лет, но обитель нельзя назвать благоустроенной. Здесь до сих пор нет водопровода и газа, и из-за высоты нет технической возможности их провести. Летом тут красиво, а зимой жить довольно тяжело. В горах холодно. Храм у братии всего один - Свято-Успенский, маленький. Да и братии здесь немного - всего пять монахов и несколько послушников. Зато братский корпус выстроен новый, добротный.

Есть еще один «храм»: он находится под открытым небом, прямо на полянке освящен алтарь - здесь когда-то находился разрушенный большевиками настоящий храм. Пока его не восстановили - не хватает средств. Их большую часть епархия направляет на обустройство женского Свято-Георгиевского монастыря. И это очень заметно - монастырь действительно процветает.

Свято-Георгиевский женский монастырьВыстроен замечательный белокаменный храм - Свято-Георгиевский. С колокольней. Внутри он оказался настолько красив, что вся наша группа ахнула. Изысканная роспись и потрясающий фон - цвета морской волны. Жаль, фотографировать нам внутри не разрешили: настоятельница не благословляет. И даже просьба, обращенная к сидевшей за свечным ящиком монахине, сделать одно фото для газеты этот запрет не сняла. «Матушка игуменья отсутствует, так что спросить разрешения нельзя»,- очень мягко сказала она.

И в том и в другом монастыре есть дети. Во Второ-Афонском в наш приезд был разбит настоящий детский лагерь. Дети бегали по лесу, жили в палатках, устроенных прямо посреди 150-летних дубов, привезенных когда-то с Афона. В Свято-Георгиевском монахини воспитывают девочек-сирот. Здесь тоже выстроен замечательный кирпичный корпус, есть свой источник, пасека, теплицы, большое хозяйство и все, что нужно для жизни. «Слушайте, может, нам здесь остаться?» - полушутя-полусерьезно спрашивали друг друга паломницы, щурясь на приветливом солнце и оглядывая ухоженную, в цветах, монастырскую территорию. А всего в обители подвизаются 20 сестер.

На обратном пути наш гид рассказывала нам «на десерт» истории чудесных исцелений. Все они были связаны именно с Второ-Афонским монастырем. Мне запомнилось две истории: о двух женщинах. Одна десять лет страдала алкоголизмом, у второй была опухоль на лице, и, по прогнозам врачей, жить ей оставалось недолго. После посещения обители обе страждущие, по своей вере и по молитвам братии, чудесным образом выздоровели. С обеими наш гид позднее встречалась: эти истории произошли именно в ее группе. Женщина не просто работает «монастырским» экскурсоводом. По всему было видно, что человек она церковный. Поэтому у меня ее рассказы сомнений не вызвали, а только укрепили в мысли, что для Бога нет ничего невозможного.

И еще думается в такие моменты: слава Богу, что Он позволяет нам вот так путешествовать, видеть интересные места, храмы, монастыри. Созерцать мир и его красоту. Ведь есть люди, которые этой возможности лишены просто по состоянию здоровья. И их мир ограничен рамками одной комнаты. Конечно, для верующего человека и это не трагедия: когда Господь рядом, нет нужды в перемене мест. И все же - как Бога за всё не благодарить? Когда думаешь обо всем этом, благодарность сама поселяется в сердце - естественно и непринужденно, наполняя его тем особым теплом, которое, наверное, и есть главный плод любой поездки.

Елена Балаян

Фото автора

Газета «Православная вера» № 15 (467), 2012 г.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=60941&Itemid=3



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме