На Украине в некоторых городах и на магистральных трассах стали появляться огромные плакаты с надписью: «Прости нас, Государь» (или: «Прости нас, наш Государь», «Прости меня, мой Государь!»). По поводу этих исповеднических слов на форумах в Интернете развернулись дискуссии, перепалки. Цена им, как правило, не велика, но разброс высказываний даёт представление о ширине спектра чувствований и знаний «вопроса» в обществе.
В известной мере «царский билборд» стал явлением социальным. Можно уверенно сказать - явление ширится...
Форум
На первом же открывшемся форуме читаем (орфография и синтаксис по возможности сохранены).
В Одессе
Йети: «а причем тут я например? я не трогал царя, богом клянусь! считают себя виновными - пожалуста, тока лично я тут не причем».
Юрий Евенко: «Быдло. Закомплексованое быдло, которое тащится от собственной греховности и пытается перенести это чувство вины на других (христианский принцип). Такими управлять легче».
По поводу «управлять легче» надо заметить справедливости ради, что в мире, подпавшем под «глобальное управление», православные христиане относятся как раз к тем, кем «управлять сложнее».
Но читаем дальше.
So Ten: «А билборды с надписью: "Прости нас, Адольф!" не планируются?»
Любитель Вафлей: «Никогда не понимал преклонения перед царями. Это унижение человеческого достоинства. Что они (монархи) сделали для народа, чтобы их любить? Только то, что родились в царской семье и жили на деньги народа. Канонизация вообще идиотизм и верх несправедливости. А кто канонизирует тысячи бедных крестьян, которых Николаша утопил в крови 9 января 1905 г.?»
Кто-то на подобное возражает.
Небритый Мужчина: «Это не его вина, скорее - его бремя, как минимум, он ни в кого не стрелял, думается, приказа стрелять не отдавал... Если принять во внимание, что поп Гапон был провокатором, то, соответственно, силовые структуры были провоцируемыми. Революционеры прекрасно знали тактику полицейских сил...»
Поискать далее, то вслед за «9 января» наверняка тут же будет предъявлена и иная либеральная ложь столетней давности - хоть о Распутине, хоть о «немке-шпионке».
Но есть мнения совершенно неподготовленных людей.
В Житомире
На одном из черкасских форумов (настолько в том городе были озадачены) предполагалось, что появившийся покаянный баннер - это хитроумная реклама известного в городе ресторана «Государь». Другой форумчанин вообразил, что это скрытая реклама некоей общественной организации «под выборы», кто-то готов был узреть в плакате рекламу водки, а также запоздалое слово коммунистов, ну и намёк оппозиционеров правящей Партии регионов на возможный финал.
Христианин Володимир в Черкасских СМИ развеял домыслы, сообщив, что это он со своими единомышленниками заказал баннер к 19 мая, ко дню рождения императора Николая ІІ. А теперь этот плакат размещён в новом месте, на выезде из города на киевском направлении, что приурочено ко дню 17 июля - дню убийства Царской Семьи. Плакат призван напомнить, что в 1613 году весь народ присягнул на верность избранному молодому царю Михаилу Фёдоровичу Романову и его потомкам, а измена клятве повлекла за собой неисчислимые бедствия, которые и поныне нас преследуют...
Действительно, стоит вспомнить, что в Соборной клятве - итоговом документе Земского собора 1613 года, говорится: «Целовали все Животворный Крест и обет дали, что за Великого Государя, Богом почтенного, - Богом избранного и Богом возлюбленного, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Русии Самодержца, и за Благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за Их Царские Дети, которых Им, Государям, впредь Бог даст, души свои и головы свои положити, и служити Им, Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами. Заповедано, чтобы Избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в своих делах перед единым Небесным Царем. И кто же пойдет против сего Соборного постановления - Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святыя Троицы...»
Мы помним, что в невообразимой Смуте начала XVII века, когда Европа уже полагала, что история Руси кончилась (да, тогда тоже так думали), Русь вымолила себе Царя и была спасена; её золотой век, оказалось, ещё впереди.
В Севастополе
Обсуждалась и обсуждается «царская тема» и на форумах более строгого уровня.
SOS: «...Не царь отрёкся от престола, но народ отвернулся от престола и предал Царя. Пожелала Русь в XX веке жить без царя - вольному воля. Дело адово одолело... Мы предали святого Царя. И нам каяться. Впрочем, иные учат: не в чем».
Василий: «Народ выстрадал многое и никого не предавал (предают у нас в России "сверху", а не "снизу") - около 2 млн. здоровых русских мужиков погибло в 1 МВ. Ответьте - за что они погибли? Ни один историк пока не ответил. А когда отчаявшийся народ устал просто так гибнуть и начал задаваться вполне резонными вопросами, требуя ответов на них - царь испугался и с легкостью отрекся от престола, надеясь скоротать свой век в комфортабельной Англии. Уже и чемоданы паковал. Не получилось».
В этих словах во всём передержка, а то и попросту выдуманная неправда. Но ничто - ни научные конференции, ни десятки и сотни статей и книг, ни высказывания опытных в духовной жизни людей, ничто не может вывести «Василия» из его убеждения, которые в нём насадились известным ветром. Вопрос, как очиститься от вражья насаждения, давшего в последнее время при болотной подпитке новые ядовитые цветы, остаётся открытым.
Святители
В одном из монастырей я видел удивительный памятник - «Меч покаяния». Это бронзовая стела - меч и щит. Название на ограничителе: «Меч покаяния». Над рукоятью, как бы в сиянии, лики святых и полководцев; на клинке бодрящие слова генералиссимуса Суворова: «Везде фронт!» А на щите высказывания двух наших Первоиерархов. Святитель Тихон: «...расстрелян бывший Государь Николай Александрович... Мы должны осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падёт и на нас, а не только на тех, кто совершил его...» Патриарх Алексий II: «Грех цареубийства народом нашим не раскаян... Мы призываем к покаянию весь наш народ».
Между этими согласными друг с другом словами патриархов - десятилетия нашей истории. Мнение о цареубийстве неслось к нам через самые непростые годы, в том числе и из Русского рассеяния.
Через 20 лет после кровавой бойни в Екатеринбурге Иоанн (Максимович), Шанхайский и Сан-Францисский Чудотворец, ныне уже прославленный всей Церковью Святитель, высказал своё основательное, глубокое мнение: «В грехе цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший Его унижение, арест и ссылку, оставив беззащитным в руках преступников, что уже само собою предопределяло конец. Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжелых грехов и возрождение ее возможно лишь после очищения от них. Однако до сих пор нет настоящего покаяния...» И ещё: «Покаяние наше должно быть полное, без всякого самооправдания, без оговорок, с осуждением себя и всего злого дела от самого его начала». Вслед Иоанном (Максимовичем) уже в другом поколении, другой наш выдающийся иерарх, писатель, богослов и историк, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) просто отвечал на вопрос о цареубийстве, для многих и поныне «непереносимо сложный»: «Вольно или невольно, сознательно или несознательно весь народ соучаствует в цареубийстве хотя бы тем, что попускает его, не стремясь загладить страшный грех богоотвержения покаянием и исправлением. И лишь затем, ввергнутый в пучину нестроений и мятежей, в страданиях и скорбях сознает, наконец, свою ошибку. В начале XVII столетия на это потребовалось восемь лет. В ХХ веке - на исходе уже восьмое десятилетие смуты...»
А ныне, заметим, уже и десятое.
Стоит вспомнить, что патриарх Алексий дважды произносил слова: «Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян». Слова эти содержатся в Посланиях патриарха и Синода к 75-летию и к 80-летию убиения императора Николая II и Его Семьи. Послание подписано всеми членами Священного Синода Русской Православной Церкви, в том числе митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром, патриаршим экзархом всея Белоруссии митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, председателем Отдела внешних церковных сношений митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом - нынешним Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
Тем не менее это высокое мнение не достаточно, судя по всему, известное людям, наследникам Святой Руси, всё время кто-то пытается опровергнуть. Вот и слышим глумливое: «А причем тут я, например? я не трогал царя...»
Сквозь камни
В материалах конференции «Православие и Россия в свете Апокалипсиса» (Москва, 2004) читаем такое здравое рассуждение: «Даже те, кто признаёт, что на русском народе лежит часть вины (грех попустительства, отступничества или клятвопреступления), видят в известных словах Святейшего Патриарха Алексия II какое-то противоречие, чего на самом деле нет. Из этих слов вовсе не следует, что русские непосредственно совершили цареубийство, да еще и ритуальное. Ведь попустители, отступники или клятвопреступники, как ни назови, способствовали произошедшему и потому, не являясь собственно цареубийцами, они все же причастны греху цареубийства. Это очевидная логика русского языка, различающего само событие и его причинно-следственные связи. В юриспруденции существует понятие "соучастие в преступлении" с разной, разумеется, ответственностью за разные степени соучастия...»
В нашей истории судьба раскаявшегося человека, конечно, далеко не единична. Известны и святые - раскаявшиеся разбойники. Здесь же мы вспомним лишь один очень яркий пример - судьбу Льва Александровича Тихомирова, члена Исполнительного комитета «Народной воли». После убийства императора Александра II, он, уехав заграницу, резко и до основания пересмотрел свои взгляды. Тихомирову дано было постичь всё безумие, всю катастрофичность революционных идей. Он написал покаянное письмо сыну убитого - императору Александру III и издал брошюру «Почему я перестал быть революционером» (на французском - для европейских ниспровергателей основ и на русском). Брошюра прогремела. Тихомиров был прощён. Вернувшись из политической эмиграции, он отправился в Петропавловский собор, в некрополь русских императоров, с покаянием поклониться могиле Александра II Николаевича Освободителя. В следующее царствование, при Николае II, Л.А.Тихомиров был соратником П.А. Столыпина; дни свои завершил в 1923 году в духовном центре Святой Руси - в Сергиевом Посаде, написав там выдающийся труд «Религиозно-философские основы истории» (до этого была его великая книга «Монархическая государственность» - труд, который непрочитанным лёг на полку)...
Путь Тихомирова открыт в той или иной мере каждому.
Примечательно, что Посланием 1998 года, фрагмент которого процитирован на «Мече покаяния», в наш лексикон было возвращено словосочетание «Святая Русь». Фраза звучит так: «Сегодня Полнота церковная неленостно подвизается, восстанавливая порушенные святыни, воссоздавая облик Святой Руси».
Внешне облик во многом восстановлен. Но призыв к покаянию - очевидно, что не исполнен. В 1998-м ещё не знали, что противоположная сторона, богоборческая, взялась накапливать силы, отыскивая инфернальные болота для своей подпитки.
«Царская тема» - общая для Русского мира, это одна из скреп. В храмах, которые на Украине находятся в юрисдикции Московского патриархата, всегда увидишь икону Царя-мученика и его Семьи; такова настроенность священства и прихожан. Даже если настроенность епископов иная, с автокефальным уклоном (что теперь, как известно, не диво), всё равно образ Государя присутствует в храмах: люди искренне почитают Царя. В культовых сооружениях раскольников этого нет. Таким образом, Царь продолжает объединять территории ныне разделённого Русского мира.
Появление покаянных баннеров на улицах и трассах Украины закономерно. Это реакция церковного люда на недостаточность информации по царской теме в широких СМИ. На современном телевидении, как мы знаем, сквозь адский хохот не расслышать и звука о совести, не разобрать и слога об исторической катастрофе, не взять в сердце и покаянного слова.
Царские билборды - это так возопили камни наших дорог.