Через неделю после Троицы начинается Петров пост; он продолжается до 12 июля, до дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. К сожалению, многим нашим прихожанам Петров пост представляется второстепенным, необязательным; смысл его ясен не всем. Вопросы об этом православном посте мы адресовали протоиерею Димитрию Полохову, настоятелю храма в честь Казанской иконы Божией Матери, проректору Саратовской духовной семинарии по научно-богословской работе |
- Отец Димитрий, почему день памяти апостолов Петра и Павла предваряется постом? - Традиция поста, следующего за праздником Пятидесятницы, складывалась в первые века христианства, и тогда же возникла связь этой традиции с памятью святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Обоснование традиции мы находим и в Евангелии от Луки: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (5, 34-35). Совершилась Крестная смерть и Воскресение; совершилось Вознесение воскресшего Спасителя к Отцу; затем - сошествие Святого Духа на апостолов в Сионской горнице. Церковь родилась; но что далее? А далее - ее рост, ее распространение по земле, труд апостольский, и прежде всего - подвиг Симона Петра, которого именно Господь назвал Петром (камнем) и которому Он сказал: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18), и подвиг Павла - «апостола языков». «Деяния святых апостолов» убеждают нас в том, что для учеников Христовых пост был необходимым средством самоочищения и приготовления себя к миссии. Они постились для того, чтобы укрепиться, узнать волю Божию и исполнить ее. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию...(Деян. 13, 2-4). Апостольский пост сегодня для нас - это подражание апостолам. Вот что писал об этом посте святитель Лев Великий - папа Римский, живший в V веке: «После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа... ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего». Пост должен подготовить христианина к миссии. - Неужели каждый наш прихожанин призван к миссии, к подражанию апостолам? - ...Идите, научите все народы (Мф. 28, 19) - это относится не только к двенадцати ученикам Христовым. Миссия научать, приводить людей к Крещению, к Церкви - это задача каждого христианина. Апостольский пост дает нам повод вспомнить об этом Христовом благословении. В идеале он должен каждого христианина подвигать к апостольским трудам, к миссионерству. Другое дело - как понимать миссию. Многие почему-то склонны воспринимать ее на протестантский, американский лад: человек выходит на улицу и начинает что-то громко проповедовать или раздавать всем встречным какие-то книжки. Архимандрит Софроний (Сахаров) писал о том, что благовествовать мы должны - не от того, что мы умом постигли, а от того, что вошло в наше сердце, что стало нашим сокровищем, нашим духовным опытом, опытом веры. Его духовный отец, преподобный Силуан Афонский учил, что только своим умом мы не можем познать Бога, но если смирим себя, то будем знать Его. Если духовного опыта нет, наше слово будет лишено той евангельской соли (см.: Мф. 5, 13), которая только и может привести человека к вере. И наша проповедь будет восприниматься как экзальтированная, но пустая речь, и в конечном итоге это будет - подражание миссии, симуляция проповеди. А что такое духовный опыт? Это опыт борьбы с грехом, терпения, смирения, воздержания. Для этого и предназначен пост. - На практике это совсем не просто - сделать так, чтобы пост не сводился к ограничению в пище, чтобы он принес плод духовный. - Через пророка Исайю Господь ответил вопрошавшим: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтоб дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал...? Какой же пост избрал Бог? Читаем далее: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу... раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его... Тогда ты воззовешь, и Господь услышит... Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой (будет) как полдень... (Ис. 58, 2-10) В замечательных наставлениях преподобного Серафима Саровского есть такая мысль: лучший пост - это когда человек отдаст другому то, что хотел оставить себе. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что пост - это не только воздержание в пище, он должен быть постом очей наших, слуха, рук и языка. И многие святые отцы об этом писали: пост - это воздержание от зла. - Но ведь воздерживаться от зла необходимо не только в пост?.. - Конечно, но во время поста человек получает необходимый для этого опыт борьбы с собственным грехом, со страстями, которые в эти дни становятся особенно заметными. Воздержание в пище - не цель, а средство, необходимое, чтобы научиться самопреодолению - преодолению ветхого (или внешнего, по слову святителя Льва Великого) человека. Вот цель поста. Получив этот опыт, мы будем и в другое, не постное время знать свои немощи и подвизаться против них. - Апостольский пост заставляет нас задуматься о первоверховных апостолах - Петре и Павле. К сожалению, не всякий наш прихожанин хорошо ориентируется в Павловых посланиях, не каждый способен объяснить, в чем состоит подвиг Петра. Не считаете ли вы, что этот пост - лучшее время для чтения «Деяний» и апостольских писем? - Как священник и настоятель я знаю, что многие наши прихожане придерживаются давней благочестивой традиции и прочитывают за этот пост Новый Завет полностью. В пост недостаточно только воздерживаться от излишеств и от страстей, необходимо еще наполнять свою жизнь положительным содержанием. Противоборство страстям должно состоять в стяжании добродетелей, и человек при этом должен знать, к чему он стремится. Преподобный Серафим говорил, что наш ум должен плавать по волнам Нового Завета; во время поста это особенно ясно, и читать Евангелие и Апостол в пост особенно необходимо. Но намеренно выделять Послания Павла и Петра из цельного корпуса новозаветных книг, на мой взгляд, все же не стоит. Лучше регулярно читать Новый Завет подряд. И, как ни важно для нас это чтение, помнить: среди наших прихожан есть и такие, которые в силу недостатка образования мало что читали, однако у них есть чему поучиться. Кто-то из этих совсем простых церковных бабушек может оказаться миссионером не худшим, чем иной образованный человек. У них есть то, о чем мы с высоты своей образованности иногда забываем: страх Божий, благоговение, ревность о православной вере. Беседовала Марина Бирюкова Газета «Православная вера» № 11 (463) http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=60609&Itemid=3 |