Пионеринг: жизнь после смерти

0
357
Время на чтение 5 минут
В наши дни нередко заходят разговоры о том, что неплохо бы возродить в России массовую детскую организацию, наподобие пионерской. Идею эту, впрочем, многие принимают в штыки, потому что с пионерией у них ассоциируются формализм, обязаловка для детей и дополнительная нагрузка на школьных учителей. Люди вспоминают свое пионерское детство, и далеко не у всех эти воспоминания веселые и радужные. Причина понятна: кризис пионерского движения в СССР начался еще в 1930-х годах, а уж во второй половине прошлого века пионерская организация перестала быть организацией общественной - она превратилась в государственную систему внеурочного воспитания, большинство идей оказались пустыми декларациями, а пионерские отряды стали одновозрастными и отождествились со школьными классами.

Всё так, но большинство критиков пионерии и не подозревают, что пионерская организация не всегда была в том состоянии, в каком они ее застали. Мало кто интересуется историей пионеринга как педагогического метода, а между тем история эта очень интересна, причем не только в познавательном отношении, но и в практическом.

Многие слышали, что пионеры выросли из скаутов, но как это было конкретно, знают немногие. А дело было так: в 1922 году скаут-мастер Иннокентий Жуков предложил советской власти грандиозный проект общероссийской детской организации «пионерия», базировавшийся на воспитательной системе «пионеринг». Организация эта предполагалась добровольной, разновозрастной и внешкольной. Проект Жукова основывался на скаутской методике, но представлял собой более прогрессивную модель воспитательной системы. Однако - и это важно подчеркнуть! - Жуков не хотел делать пионерию политической организацией. В большей степени он стремился развивать гражданские свободы детей и поддержать право на счастливое детство.

Скаутинг привнес в жизнь российских детей патриотизм в высших, а порой и фанатичных проявлениях, романтику Природы с ее чарующими тайнами и загадками, рыцарское отношение к окружающему миру и другим людям, веру в добро как универсальную силу Вселенной. Пионеринг, обогащая скаутинг, смог пойти дальше, позволил запустить в массовом масштабе длительную игру и пробудил интерес к национальным традициям, культуре, родному языку, образованию, истории, интернационализму.

Новая модель была направлена на воспитание людей, преданных Родине, мыслящих нестандартно, инициативных, самостоятельных, благожелательно настроенных по отношению к людям других национальностей и разных сословий. Также она предполагала объединить в своих отрядах детей без половых, возрастных и финансовых ограничений.

У пионеринга были безусловно сильные стороны: пристальное изучение психологии, интересов и запросов подростков; правильное использование в низовых организациях детской инициативы; красочность и привлекательность церемоний и ритуалов; конкретность и понятность общих и частных целей, заданий, лозунгов, правил поведения; овладение различными практическими навыками; четкость организационной структуры; умелое использование склонности детей к коллективизму, к путешествиям, героическим подвигам и приключениям; применение живых форм работы и особенно игр.

Вместе с тем, пионерская организация 20-х годов творчески продолжила и развила лучшие наработки российского скаутинга, в результате чего смогла создать новую воспитательную систему. Воспитательная система «пионеринг» обогатилась эмоциональным идейным содержанием -- образами пионера и рыцаря; методами организации воспитания первопроходцев нового общества, обеспечивала ненавязчивую связь поколений, существенно сократив дистанцию между воспитателем и воспитанником. Именно метод помогал ребятам брать на себя посильные трудовые дела: обучение безграмотных людей, создание мастерских, благоустройство улиц, борьба с хулиганством и так далее.

Но довольно скоро руководить пионерским движением поручили комсомолу. Вот тогда-то и началось вырождение. Причем это не мои эмоциональные оценки, а вывод из научного анализа исторических документов. Произошла полная политизация пионерии. Идеи милосердной заботы об окружающих людях и о природе, совершение добрых дел по секрету, нравственная и религиозная составляющая - всё это было изжито. Метод «длительной игры», романтики походно-палаточного стиля жизни, а главное - «самодеятельных начал» был реорганизован в метод «зависимого подчинения».

Такова история вопроса. Но давайте вернемся в наши дни. Можно сколько угодно обличать язвы советской пионерии, но факт остается фактом: во все времена у детей была огромная личностная потребность в самореализации, и пионерская организация поначалу вполне ее удовлетворяла. Современным детям эта потребность свойственна ничуть не в меньшей степени. Они стихийно ищут какие-то объединения, а если не находят, то сами создают дворовые группы, подвальные клубы, субкультурные сообщества.

Поэтому в среде педагогов постоянно обсуждается идея некой единой организации, которая собрала бы вместе различные нынешние отряды, детские клубы, студии, помогала бы им выстраивать отношения с государственными органами, со СМИ. Все это предполагает некую общую идеологическую платформу, и закономерно возникает мысль о пионеринге. Всегда ведь легче пользоваться результатами уже наработанного опыта. Только вот сможет ли такого рода объединение сохранить свою самобытность, вести самостоятельный и независимый образ жизни - большой вопрос.

Я не готова дать общезначимый ответ - но могу сослаться на опыт нашего екатеринбургского отряда «Каравелла», существующего уже полвека. «Каравеллу» создал в 1961 году писатель Владислав Крапивин, и она была пионерским отрядом. Внешкольным, разновозрастным, не территориальным - но при этом именно пионерским. По-другому в те годы и не могло быть, иначенам не дали бы выжить. Вместе с тем пионерия не была для нас всего лишь маскировкой. Мы действительно брали из этого метода лучшее, отвергая искажения (увы, ставшие в масштабе СССР нормой). В отряде до сих пор бережно хранятся все символы и атрибуты нашего прошлого, в том числе и пионерские.

У многих, кто слышал о «Каравелле», она ассоциируются с романтикой, фехтованием, парусным спортом, киносъемкой, журналистикой. Но это лишь форма, а не суть. Суть же - это человеческие отношения, которые мы утверждаем в жизни. Это принципы добра, порядочности, чести, смелости, самостоятельности мышления, ответственности за тех, кто рядом, и за общее дело.

И эта наша суть полвека остается неизменной - хотя изменилась страна, изменилось ее политическое и экономическое устройство, исчезла общегосударственная идеология. За эти годы множество детей прошло через «Каравеллу» - сейчас они архитекторы, художники, писатели, музыканты, врачи, моряки, повара, учителя, бухгалтеры, бизнесмены, государственные деятели, военнослужащие... Но кем бы они ни были, какие бы посты ни занимали - они всегда помнят свое детство, неотъемлемой частью которой был отряд «Каравелла». Пионерский отряд.

Словом, наш опыт доказывает, что в пионеринге есть здоровое начало, что этот метод, очищенный от исторически обусловленных искажений, вполне применим и сейчас.

Лариса КРАПИВИНА,

командор отряда «Каравелла» МБОУ ДОД ЦВР ОД и ПК «Социум» г. Екатеринбург,

кандидат педагогических наук, педагог высшей категории

http://www.foma.ru/article/index.php?news=7529
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06