Урал и Сибирь - признанные опоры Российской державы не раз дарили нашему Отечеству уникальных личностей, которыми всегда была богата русская глубинка.
Такой уникальностью стал и сын курганского священника Николай Абрамов, родившийся 200 лет назад - 17 апреля 1812 г. Он был прямым потомком одного из десяти великорусских священников, присланных в Сибирь для распространения там христианства - дьякона Тобольской епархии из фамилии Поповых, переменившей её на Абрамовых (от ветхозаветного пророка Авраама). Его отец, человек уважаемый, помимо службы духовной, был преподавателем татарского языка. Наверное, поэтому сын, закончив Тобольскую семинарию, сам стал преподавать татарский язык сибирским недорослям в местном народном уездном училище, хотя великолепно владел и ивритом, и особенно латынью. Как лучшего ученика семинарии, ректор хотел послать Абрамова по окончании курса в духовную академию Санкт-Петербурга, но, не желая оставить мать-вдову без помощи, Николай отказался и был определен учителем во 2-й класс Тобольского духовного училища. Здесь он преподавал не только татарский язык, но и русский, латинский, арифметику.
Немереный интерес к истории проявился еще во время учебы и преподавательства, он заставлял Николая Абрамова заниматься нумизматикой, загонял в архивы бывшей столицы Сибири, где юноша работал не только часами и сутками, но годами, отдав этому занятию 8 лет своей жизни. Он обработал губернский, полицейский и семинарский архивы, а также хранилище бумаг при Софийском соборе и в Знаменском монастыре, собственноручно переписал Сибирскую летопись (около 480 листов), послав одну из копий в дар Императорскому Русскому географическому обществу.В 1841 г. Абрамов начинает публиковать свои исторические и этнографические статьи в «Журнале Министерства народного просвещения». Читателей живо заинтересовали его взгляды на местную топонимику в статье «Догадки о значении имён некоторых мест Тобольской губернии».
В 1849 г. пытливый исследователь переехал в Тюмень, где служил в должности смотрителя уездного училища. Во время «тюменского периода» известны его визиты в Березов, Ялуторовск, работа в Кондинском монастыре, воеводском архиве и успешные уговоры тюменцев открыть женское училище. Получив «за 20 лет учебной службы право на пенсию в 350 рублей в год», Абрамов определился столоначальником в I отдел Главного управления Западной Сибири в Омске.Через два года по приказу генерал-губернатора Западной Сибири Г.Х. Гасфорда была образована Семипалатинская область, Николая Алексеевича назначают советником нового областного правления, и он переезжает в Семипалатинск. Здесь он выполнял множество поручений - заведовал хозяйственным отделением, исполнял обязанности по судебным делам, во время отсутствия чинов исполнял обязанности вице-губернатора, председателя областного правления, был директором и членом нескольких комитетов и т.д.
На новом месте его ждали новые труды и открытия. Абрамов стал первым историографом Семипалатинска, написав массу статей и материалов: «Семь палат», давших название Семипалатинску, «Надмогильная пирамида в Киргизской степи» и других, опубликованных в «Тобольских губернских ведомостях». Абрамов первый исследовал и описал знаменитый казахский мавзолей-памятник Баян-сулу и Козы Корпеш, зафиксировал на бумаге легенды, связанные с культовыми героями Степи.
Затеяв работу над полной историей Семипалатинского края, Николай Алексеевич изучил и описал исторические события, связанные с нашествием джунгар, обстоятельно изучил их историю, а также историю основания Семипалатинска русскими людьми. Его книга-очерк «Областной город Семипалатинск» вызвала интерес не только в России, но и в Британии, где лондонский журнал Королевского географического общества взялся за перепечатку его работы в 1862 г.После такого успеха Н.А. Абрамов взялся за описание и исследование истории Усть-Каменогорска. В этот же период он активно работает над историей христианизации Сибири, пишет материалы о Православном просвещении.
Описывая Восточный Казахстан и его историю, Николай Алексеевич уделял особое внимание рекам Чу, Или, Лепсу, Аягуз, Каратал. По долгу службы он неоднократно ездил в Семиречье, где производил метеорологические наблюдения, работал над археологическим материалом, отыскивал следы древних сооружений. Он проявил достоинства подлинного энциклопедиста. Абрамов умел докопаться до истины, оттого в свое время его работы «Алматы или укрепление Верное с его окрестностями», «Торжественное открытие Капальского окружного приказа», «Город Капал с его округом» были столь известны и популярны.
Труды Абрамова были столь значительны с точки зрения исследования новых земель и их населения, что Императорское Русское географическое общество, действительным членом которого он состоял с 1858 г., дважды присуждало ему золотые медали. Скончался Н.А. Абрамов в 1870 г. в Семипалатинске - городе, которому он посвятил свою жизнь и свой научный талант..._____________
Фото - http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/195404/; http://900igr.net/kartinki/literatura/Dostoevskij-4/049-Semipalatinsk-vremen-Dostoevskogo.html и из архива автора
http://rusedin.ru/2012/05/06/semipalatinskij-biograf/comment-page-1/#comment-10534