Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Архиепископ со скальпелем

Людмила  Обуховская, Фонд "Русское единство"

30.04.2012

post thumbnail

Светом любви ко всему сущему, созданному Творцом, было озарено земное бытие святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, в миру - выдающегося хирурга, доктора медицинских наук, профессора Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, причисленного в 1996 году указом священного Синода к лику святых. 27 апреля Православная церковь праздновала 135-летие нашего знаменитого на весь мир земляка.

Служить бедным и страждущим

Это стало целью архиепископа, жизнь которого неразрывна с Крымом. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился в Керчи 27 апреля 1877 года в семье провизора. Юность его прошла в Киеве, куда семья вынуждена была переехать.

«На формирование веры юного Валентина повлияло посещение Киево-Печерской лавры, - считает автор жизнеописания святителя протодиакон Василий Марущак. - Бьющая здесь ключом церковная жизнь, обилие богомольцев, вереницей шедших на поклонение великим святыням, давали юноше богатую пищу для размышлений».

Одарённый способностями к рисованию, Валентин окончил параллельно с гимназией Киевское художественное училище и хотел поступать в Петербургскую академию художеств. Но потом признавался: «Во время вступительного экзамена тяжело задумался о том, правильный ли жизненный путь избираю... Недолгие колебания кончились тем, что я признал себя не вправе заниматься тем, чем мне нравится, и обязан заняться тем, что полезно для страдающих людей». Позже он напишет: «Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии». Профессия врача, которую Валентин получил в 25 лет, отвечала его стремлению «служить бедным и страждущим людям, всеми силами облегчать их страдания».

В марте 1917 года семья Войно-Ясенецких переехала из Киева в Ташкент, город с более благоприятным климатом для слабых лёгких супруги Валентина Феликсовича, у которой обнаружили туберкулёз. «Это совпало со временем, когда я при очень большом конкурсе получил приглашение в Ташкент на должность хирурга и главного врача большой городской больницы», - читаем в автобиографии святителя. В те годы начались его открытия в медицине. Он стал основоположником новых направлений в практике местной анестезии, делал блестящие операции.

Религиозное озарение испытал, прочитав слова Евангелия. Иисус, указывая ученикам на поля созревшей пшеницы, сказал им: «Жатвы много, а делателей мало. Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». Этот евангельский текст стал первым призывом Божиим на служение Спасителю.

В 1919 году Валентин Феликсович впервые был арестован по клеветническому доносу в пособничестве контрреволюционному мятежу, который в Ташкенте был жестоко подавлен, но расправы продолжались долго. Этот арест, к счастью, был недолгим. Выйдя на свободу, доктор узнал, что в городе есть церковное братство, и стал ходить на собрания верующих. В конце 1920 года Валентин Феликсович произнёс речь о положении дел в Ташкентской епархии, которая произвела большое впечатление на слушателей и на епископа Ташкентского и Туркестанского Иннокентия (в миру Пустынский). Он-то и благословил врача на служение Богу: «Доктор, вам надо быть священником!» Эти слова наш земляк воспринял как Божий призыв к служению и, ни минуты не размышляя, ответил: «Хорошо, владыка! Буду священником, если это угодно Богу!»

В 1921 году Войно-Ясенецкий был посвящён в сан диакона. А вскоре, в праздник Сретения Господня, рукоположён во иерея. Отец Валентин оставался главным хирургом ташкентской городской больницы. Врачебную практику совмещал с чтением лекций на медицинском факультете и священническим служением. Лекции профессор отец Валентин читал в рясе с крестом на груди.

В 1923 году находящийся в Ташкенте ссыльный епископ Андрей Уфимский (в миру князь Ухтомский) тайно постриг иерея Войно-Ясенецкого в монахи с именем святого апостола и евангелиста Луки, а епископ Волховский Даниил (Троицкий) и епископ Суздальский Василий (Зуммер), отбывавшие ссылку в городе Пенджикент, недалеко от Самарканда, провели хиротонию. 31 мая 1923 года монах Лука (Войно-Ясенецкий) был возведён в сан епископа и стал архиереем Лукой.

«Поп-контрреволюционер»

Государственное политическое управление (ГПУ), выдвинув новое ложное обвинение, на этот раз «в связях с оренбургскими контрреволюционными казаками на Урале» и в шпионаже «в пользу англичан через турецкую границу на Кавказе», отправило «политического преступника» в Москву. Но, к счастью, опять ненадолго. Вернувшемуся в Ташкент в конце января 1926 года правящему архиерею служить было негде: кафедральный Преображенский собор был разрушен. Валентин Феликсович принимал больных на дому, присутствовал на всех богослужениях в Сергиевском храме, стоя в алтаре вместе с митрополитом Арсением. Весной 1930 года власти намеревались снести и Сергиевский храм, чему пытался воспрепятствовать епископ Лука. За что был в очередной раз арестован и сослан в Сибирь на три года.

После освобождения был вынужден заниматься только врачебной деятельностью. В 1937 году началось массовое преследование духовенства, святитель Лука снова был арестован и брошен в тюремный застенок, где от него требовали признания в шпионаже, жестоко истязали. Признания не добились, но на три года в Сибирь сослали. В общей сложности выдающемуся богослову, медику пришлось провести в тюрьмах и ссылках одиннадцать лет.

Вернувшись в 1940-м в Ташкент, святитель, врач с началом Великой Отечественной войны стал консультантом госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. В 1943 году выдающийся хирург епископ Лука был награждён Сталинской премией I степени за монографию «Очерки гнойной хирургии».

«Я полюбил страдание»

Так озаглавил святитель автобиографию, надиктованную секретарю в последние годы жизни, которые провёл с мая 1946 года в родном Крыму после назначения архиепископом Симферопольским и Крымским. Врачевал тела и исцелял души. Архиепископ Лука принимал больных на дому, консультировал на медицинских консилиумах в военном госпитале, читал лекции в медицинском институте, публиковал новые работы по хирургической практике.

«Прихожане слушали проповеди владыки не только в воскресные и праздничные дни, но и в будни, после литургии, - свидетельствует в книге «Жизнеописание святого исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого)» протодиакон В. Марущак. - Его слово имело особенную силу и действенность... Удивительное дело: на святителе Христовом с буквальной точностью сбылись Господни слова: «Если Меня гнали, будут гнать и вас, если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше».

- Представление о жизни святителя Луки все имеют благодаря вышедшей в 1995 году автобиографии «Я полюбил страдание», - говорит известный крымский историк профессор ТНУ им. В. Вернадского Сергей Филимонов. - Ни слова о пребывании на крымской кафедре он в своих воспоминаниях не оставил. Задавшись вопросом, на основании каких документов можно проследить, чем он занимался на крымской кафедре в течение последних 15 лет жизни, с 1946-го по 1961 год, я обратился за помощью к протоиерею отцу Николаю Доненко, который занимается многие годы историей Крымской епархии. Оказалось, что в архиве епархии никаких документов не сохранилось. Руки мы не опустили, начали поиски.

Поиски привели к архивному фонду уполномоченного по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР по Крымской области - такая должность появилась в 1944 году.

- Долгое время архивный фонд уполномоченного был засекречен, а рассекретили его как раз в то время, когда мы начали вплотную заниматься изучением крымского периода жизни и служения святителя, - продолжает Сергей Борисович. - Выяснилось, что уполномоченный был обязан раз в квартал писать в обком партии, в ЦК, в МГБ отчёт о том, что за истекший период времени произошло в Крымской епархии. Мы обнаружили эти отчёты, содержащие колоссальной значимости информацию, в том числе и о каждой встрече, о каждом разговоре с архиепископом Лукой. Систематизировали документы и в 2004 году выпустили нашу совместную с отцом Николаем книгу «Секретно: архиепископ Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) под надзором партийно-советских органов».

На этом исследователи не остановились. И нашли документы, написанные рукой святителя Луки. Это годовые отчёты, которые он по настоянию уполномоченного посылал в патриархию. Копии оставались у уполномоченного и сохранились в архиве.

- Мы решили переиздать сборник в дополненном варианте, с этими отчётами, написанными Лукой, - продолжает С. Филимонов. - Когда расширенный вариант был уже подготовлен, отцу Николаю позвонили из главного управления Службы безопасности Украины в Крыму и сообщили об обнаруженных документах, касающихся Луки.

Оказывается, помимо уполномоченного за архиепископом Лукой следило и Министерство госбезопасности, в котором был отдел по церковной контрреволюции. Из этих документов видно, что слежка за архиепископом Лукой была постоянной. Он в них фигурирует под кличкой «Мракобес». Каждая его встреча запротоколирована в отчётах. И все они заканчиваются трафаретной фразой: «Разработку Луки ведём в направлении выявления его антисоветской деятельности и связей».

Сборник документов «Крымская епархия под началом святителя Луки (Войно-Ясенецкого)», подготовленный С. Филимоновым и отцом Н. Доненко, вышел в 2010 году. В 2011-м он издан в Москве для российского читателя с названием «Разработку Луки продолжаем».

Прославление в лике святого

Последнюю литургию архиепископ Лука отслужил на Рождество, последнюю проповедь произнёс на Прощёное воскресенье. Преставился святитель Божий утром, без четверти семь, 11 июня 1961 года, в день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших. Определением синода Украинской православной церкви от 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых. Позднее нетленные мощи святителя перенесли от церкви Всех Святых на старом симферопольском кладбище в Святотроицкий храм, где они пребывают по сей день в подаренной греческим архимандритом Нектарием серебряной раке, установленной в северном приделе.

Своей жизнью Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, автор 55 фундаментальных научных работ по хирургии и анатомии, соединил Божественное и земное, религию и медицину. В 1945-1947 годах владыка Лука работал над богословским трактатом «Дух, душа, тело», цель которого по замыслу автора - религиозное просвещение отпавших от веры. До недавнего времени книга существовала только лишь в рукописи. Впервые была издана в Крыму.

Память о святителе увековечена памятником в Симферополе, мемориальными досками на здании медицинского университета, на одной и старейших крымских христианских церквей - Керченском храме Иоанна Предтечи. На полуострове его именем названы несколько храмов. На территории Симферопольского женского Святотроицкого монастыря открыт музей, посвящённый земной жизни и служению архиепископа Луки.

Вторая городская больница Тамбова, где трудился доктор Войно-Ясенецкий в 1944 году,  названа его именем. При больнице создан музей, на её территории установлен памятник. В Покровской церкви Тамбова архиепископ Лука произнес свою первую проповедь.

В книге протодиакона В. Марущака «Жизнеописание святого исповедника Луки» в главе «Неиссякаемые чудеса святителя Луки» приводятся примеры исцеления тех, кто обращался за молитвенной помощью к нашему заступнику и ходатаю перед Богом.

___________

Фото - http://days.pravoslavie.ru/Images/im1888.htm; http://pravoslavie.od.ua/svyatitel-luka-uchenyy-medik-vf-voyno-yaseneckiy; http://orthodox1969.blogspot.com/2007_05_26_archive.html

http://rusedin.ru/2012/04/29/arxiepiskop-so-skalpelem/



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме