Можно представить радость Пресвятой Богородицы, св.Марии Магдалины, апостолов, учеников, когда они узнали, что Иисус Христос воскрес. И каждый верующий, только придя к вере и впервые вливая свой голос в ликующий хор голосов, в едином порыве восклицающий на слова священнослужителя «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», переживает радость непередаваемую. Но время идёт. На следующий год мы вновь празднуем Пасху, и на следующий, и на следующий... И чувство радости и ликования притупляется, пасхальная радость становится обыденной. Как сохранить в себе то первое чувство ликования от того, что Сын Божий воскрес? И возможно ли из года в год праздновать Пасху с тем же накалом чувств, чтобы это событие вселенского масштаба не затеняла обрядовость, мол, в этот день нужно сделать то-то, сходить в храм, помолиться и то-то съесть?! Размышляет настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир СОРОКИН.
- Сегодня это действительно вопрос принципиальный и важный для
нормальной духовной жизни. К Пасхе надо серьёзно готовиться весь год -
как к рождению ребёнка в семье, и не важно, какой он по счёту, это
всегда радостно и значимо. Год от года радость и ликование пасхальные
должны в нас только возрастать. Мы взрослеем, мудреем и начинаем
осознавать всю важность этого события для человечества. Вот я вырос в
старообрядческой деревне, дед мой был репрессирован, время было
безбожное - послевоенная разруха, неусыпный контроль уполномоченных за
священством и верующими, - но церковь в нашей деревне была и Пасху мы
отмечали всей деревней. Понимаете, всем миром, а не каждый в замкнутом
мирке своей квартиры, чуждый всему, что остаётся за её стенами. Ведь что
такое деревня? Деревня - это уже община, крепкая, спаянная, где люди
хорошо знают друг друга и привыкли вместе радость справлять и вместе
горе горевать. Так было... Сейчас и в деревнях уже другие порядки, многие
деревни вовсе вымерли, а про города и говорить нечего.
Вот я каждый год наблюдаю интересную картину: Великая Суббота - день
скорби и плача, нужно молиться неусыпно, слёзно, покаянно, а люди -
весёлые, смеющиеся, спешат святить куличи, яйца и прочие вкусные утехи
грешного живота. Освятили - и домой, какая служба, какая молитва, какое
покаяние?! Слышу, шепчутся: «Ну, теперь скорей домой, а в 12 и
разговляться можно». А в нашей деревне, помнится, в Великую Субботу
вообще запрещено было святить куличи. Всё было настроено на молитву,
даже паникадила накрывали чёрным. Вся деревня молилась, и только часа в
три ночи, когда заканчивалась пасхальная служба, все со своими узелками
с разговлением становились вокруг храма. И батюшка проходил трижды:
один раз благословляет всех крестом, второй раз благословляет с пением и
только на третий раз окропляет яства святой водой, читает молитвы и
благословляет праздничную трапезу. После этого считалось, что праздник
начался по-настоящему. Все христосовались: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», ибо сказано: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18,20).
Домой возвращались на заре, наблюдая, как всходит и играет радужными
лучами солнце. Грудь распирала ликующая радость: «Христос воскрес!»
Недаром ведь Христа называют Солнцем, - Солнцем правды. Вот когда
солнце сияет на небесах, люди ясно видят свой путь, и каждый делает
свою работу, и распознают полезную вещь от вредной. Так же и душа,
которую просветит Солнце правды Христос, ясно видит всю суетность мира,
познаёт добро и зло, различает путь, ведущий к спасению, и путь,
увлекающий к погибели.
Что
происходит ныне? Разве могу я сегодня сказать: «Братья и сёстры, мы не
будем в Великую Субботу святить куличи, а только после службы
воскресной». Да меня просто не поймут... Конечно, люди старались,
трудились на кухне, и приятно видеть, что приходят бабушки, мамы, а
ребятишки несут раскрашенные ими яйца и куличики, посыпанные их рукой
цветными крошками... Всё славно, умилительно, чувствуется радостный
настрой в людях, но всё это преждевременно, опережает события:
Воскресение Господа нашего Иисуса Христа важнее куличей и прочих
вкусностей. Пасха - результат многодневного постового труда, восхождение
на некую духовную гору, когда люди постились, совершали добрые дела,
каялись в грехах, обуздывали свои страсти. Ради чего? - Ради Христа,
Который, «смертию смерть поправ», вернул нам радость общения с Богом, подарил жизнь вечную.
Но, освятив в Великую Субботу куличи, народ расходится по домам с
чувством исполненного долга. Кто-то, конечно, вернётся на службу
позднее, но потом всё равно затворится в своей квартире. Но многие на
службу не придут - а зачем? Куличи освятили, праздник уже наступил.
Накрывают стол, включают телевизор - там Святейший Патриарх в храме
Христа Спасителя служит, не какой-нибудь рядовой батюшка. Некоторые
идут дальше - первый же возглас Святейшего «Христос воскресе!»
служит им сигналом к началу разговления. Пусть там Патриарх себе
служит, а они - за стол. И пасхальная служба превращается для них в
реалити-шоу. Таким образом нас отучают духовно трудиться, мы уже не
паства, не прихожане, не верующие, не делатели, мы - зрители. Другие
молятся, а мы одобрительно и благосклонно наблюдаем. А при ответном
единодушном выдохе молящихся: «Воистину воскресе!» иные звонко
сдвигают бокалы с шампанским и пьют за Воскресшего Христа. Дикость!
Это что - Новый год, что ли?! Или новый православный обычай такой? И
что настораживает и безпокоит: Пасху берут нашу, православную, а
вставляют туда новогоднюю систему развлечений. Это язычество в худшей
форме, это кощунство. Это и есть секуляризация, т. е. обмирщение,
вторжение безбожных обычаев в христианский уклад жизни. На Западе давно
всё обмирщено. В Англии теперь уже судят тех, кто носит крестик на
работе, могут и посадить. И до нас этот закон докатится, если в Англии
эксперимент даст «хорошие плоды».
Поэтому нам в современных городских условиях тем более надо
стремиться, чтобы человек был в общине, в храме, чтобы знал, что он не
одинок, что здесь есть его единоверцы, единомышленники. Это даёт
чувство уверенности и защищённости. Это сделать не так-то просто. Вот
возьмём наш Князь-Владимирский собор - нам есть где молиться, но нет
места, где мы можем собраться всей общиной, попить чаю с куличом,
обсудить новости, проблемы, да просто поговорить по душам. И такое
положение у многих городских храмов - ведь после революции у Церкви
были отняты социальные помещения - церковно-приходские дома, богадельни,
сиротские приюты, работные дома, да и землица вокруг церквей сильно
урезана, и построили бы богаделенку, ан негде. Наш собор нашёл выход из
положения - арендуем зал Дворца спорта «Юбилейный», и все, кто у нас
был на пасхальном богослужении, приходят туда со своим разговением,
выкладывают всё на общие столы, вместе молятся, разговляются, общаются.
Ведь Пасха предполагает: «Друг друга обымем, рцем братие и возрадуемся». Пасхальную радость надо непременно с кем-то разделить.
Недавно Путин во время встречи с Патриархом сделал интересное
заявление, что религиозные организации должны иметь равные права с
бюджетными. Этим заявлением он признал, что мы, верующие люди, всё-таки
находимся в изоляции, отделены от государства по Конституции, нам не
всё позволено. Ну что ж, поживём - увидим, выполнит ли он свои
обещания, будет ли Церковь иметь равные права и возможности со
светскими организациями.
Что нам нужно? Возле каждого храма, даже самой маленькой церквушки,
обязательно должны быть церковные дома, где можно вместе собраться. А
ещё представьте, если бы возле каждого храма(!) была богаделенка на
10-15 человек - разве плохо? Проблема одиноких стариков, ветеранов
войны и бомжей была бы решена. Ну что, наши прихожанки не забежали бы в
богадельню - помыть, покормить, сварить, укол сделать, по душам
поговорить? Обязательно нашли бы свободный часок за послушание. А
польза от такого общения была бы и старикам, которым есть что
рассказать, и прихожанам, особенно молодёжи, которым пригодился бы их
духовный и жизненный опыт. А ещё нужны молодёжные клубы, свои
больнички, мастерские. Всё до революции было, всё отобрали -
специально, чтобы разобщить. Мы сейчас только молиться вместе можем
собраться, а потом - по домам, по клеткам, каждый сам по себе, к своему
телевизору, своему столу... И пасхальная радость после молитвы в храме
сводится к тому, чтобы поесть крашеных яиц да кусок кулича. Разве в этом
смысл Воскресения Христова?! Для этого Спаситель принимал крестные
муки?! Убивается пасхальный внутренний дух.
Ещё новое веяние - модные ныне великопостные концерты: мол,
возрождение забытых исторических традиций. Какие концерты? Великий пост
идёт! До революции даже театры закрывались по всей России. А уж
монахам и белому священству тем более не до концертов было - в храмах, в
монастырях Бога славили, а не на концертных подмостках. Великий пост в
шоу превращают! Вот передо мною программка великопостных концертов,
читаю: «Санкт-Петербургская филармония. Седмица первая Великого поста.
Чтение Великого канона Андрея Критского. Стихи покаянные и духовные,
богослужебные песнопения Великого поста. Регент - монахиня Иулиания
(Денисова), Свято-Елисаветинский монастырь (Минск)». Да нешто Великий
канон Андрея Критского со сцены Филармонии читать надо?! И это делает
монахиня в понедельник Великого поста, вечером... И как после этого Пасху
воспринимать серьёзно, а не как театральное действо? Далее читаем:
«СПб Филармония. Седмица четвёртая Великого поста, Крестопоклонная...
Солист - Игорь Бутман». А не в храме ли в это время верующий должен
быть? И на всё это благословение священноначалия есть...
Помню, когда я был студентом Духовной академии, к нам приходили
студенты Ленинградского университета - химики, физики, философы,
говорили: «Что вы здесь делаете? Наука скоро изобретёт таблетки от
веры, всех излечим. Из Церкви уберём в концертные залы музыку,
традиции, обряды... Посадим людей в уютные кресла, будем им петь, в том
числе и духовную музыку, и они будут аплодировать и деньги за это
платить. Церкви опустеют». Так всё и происходит ныне, и делается многое
нашими же руками. Будет так продолжаться - мы исчезнем как православный
народ.
- Если бы Христос не воскрес, а просто оставил Своё учение...
Неужели Его учение - светлое, живительное, доброе, любвеобильное - не
нашло бы своих учеников, последователей?
- Если бы Христос не воскрес, не было бы и нашей веры. А учение... оно
было бы одним из многих философских, нравственных или социальных
движений. Какое-то время оно существовало бы наравне с
социально-освободительными движениями - для евреев тех времён это был
очень важный вопрос, - но недолго. «А как же Христова заповедь любви?» -
спросите вы. - Прекрасная идея:
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя»
(Мф.22,39). В советское время тоже об этом думали, вы не первая
задаётесь этим вопросом. Был такой фильм, я помню, Черкасов там играет:
«Всё остаётся людям». Священник спорит с коммунистом, который говорит,
что вот, мол, мы отвергли Бога, отвергли вашего Христа, но построили
ведь хорошее общество. На что священник отвечает, что без живительного
света Бога какое-то время это всё, конечно, продержится, но потом
зачахнет, как бы искусственно это ни подпитывали. И коммунист ответил,
что единственное, чем вы нас покоряете, чем живёте и с чем нам трудно
бороться - это ваша вера в вечную жизнь, в воскресение. Это то, чему
нам нечего противопоставить. Что касается нравственного и морального, у
нас с этим дела обстоят не хуже. Но когда вы говорите человеку: мол,
если есть у тебя Пасха при жизни, ты и там будешь со Господом, - против
этого никакая социальная, нравственная или философская система не
могут бороться.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Записала Ирина РУБЦОВА