Любить Родину, а не ее болезни

Новости Москвы 
0
266
Время на чтение 7 минут
Любить Родину, а не ее болезниПубликации Александра КАРЕВИНА всегда вызывают живое обсуждение как на сайте «2000», так и «заочное» - в редакционной почте. А последняя дискуссия Александра Семеновича с сочинителями университетского учебника «История украинского права» породила прямо-таки бурю страстей, выплеснувшихся на страницы не только нашего издания. В этом разноголосье восхищенных и возмущенных откликов мы обратили внимание на предложение читательницы из Львова Татьяны Григорьевны Саласиной: «Очень бы хотелось знать об Александре Семеновиче, какая у него профессия, какой вуз и факультет он закончил, где и кем работает, сколько ему лет».

«Я лишь против обожествления Тараса»

- Мне кажется, об авторе прежде всего должны говорить его тексты - статьи, книги... Но, если кому-то интересно... Мне 45 лет. Родился в Киеве. Закончил исторический факультет Киевского университета им. Тараса Шевченко. Кстати, новейшую историю стран Азии и Африки нам читал Сергей Александрович Кичигин, нынешний главный редактор «2000». После окончания вуза я остался в нем работать, заочно учился в аспирантуре. Написал диссертацию «Столыпинская аграрная реформа на Правобережной Украине». Но защищать не стал. Так получилось...

Никто меня не притеснял, никто не мешал. Я отказался от защиты сам. Просто не видел смысла: тратишь кучу сил, нервов, времени, денег, а в результате получаешь кандидатский диплом, который можешь повесить на стенку... Я лично знаю нескольких человек, успешно защитившихся, но так и не нашедших работу по специальности. Чтобы устроиться на хорошее место, нужны связи. У меня их не было. А без них никакой диплом не поможет.

Диплом сейчас даже показателем уровня знаний не является. Доказательством чему, помимо прочего, могут служить некоторые «герои» моих публикаций в «2000». Хотя, конечно, есть и настоящие специалисты. Но не от ученой степени это зависит. В тех же «2000» публикуются очень талантливые, но, насколько я знаю, «неостепененные» авторы, к материалам которых у историков претензий не возникает (разве что в несущественных частностях, по которым и академики порой к общему мнению не приходят).

- Не секрет, что ваши материалы воспринимаются на Украине, мягко говоря, неоднозначно. Не смущает большое количество непримиримых оппонентов?

- Это нормально! Сколько людей - столько и мнений. Кому-то могут не нравиться мои взгляды. Мне тоже чьи-то не нравятся... Только вот оппонент оппоненту рознь. Если человек аргументированно отстаивает свою точку зрения, противоположную твоей собственной, - это одно. Тут можно полемизировать, что-то доказывать.

А если твое мнение пытаются «опровегнуть» с помощью ругани, навешивания политических ярлыков, предъявления голословных обвинений - то какая уж тут полемика? Кое-кто из таких «оппонентов» пробовал уличить меня во лжи и фальсификациях. Занятие совершенно бесперспективное. От ошибок никто не застрахован, бывают они и у меня. Но никогда (подчеркиваю: никогда!) не прибегал я к сознательной лжи и фальсификациям. В отличие, между прочим, от некоторых моих обвинителей.

- Наряду с Олесем Бузиной вы числитесь у оппонирующей вам публики в главных шевченкофобах...

- Да никакой я не шевченкофоб! Тараса Шевченко считаю неплохим художником, одаренным (хоть и не гениальным!) поэтом. Как написал о нем в частном письме Иван Франко, «это просто средний поэт, которого совершенно незаслуженно тянут на пьедестал мирового гения». А вот человеком Тарас Григорьевич был, насколько можно судить, не очень хорошим.

Мой интерес к шевченковской теме возник в какой-то мере случайно - попалась дореволюционная книжка, где упоминалось о том, что из крепостных Тараса выкупила императрица Александра Федоровна, жена Николая I. В советское время этот факт особо не афишировали. Между тем Шевченко в своих стихах поносил императрицу. Учитывая вышеприведенную подробность биографии поэта, выглядит это не очень красиво. О чем я и написал в своей первой статье о нем. Она была опубликована в январе 1997 г. в газете «Киевские новости». Ну и сразу началась истерика: «Він зазіхнув на честь і гідність нашого великого Кобзаря!»

А я продолжал изучать биографию Тараса Григорьевича. И чем больше изучал, тем больше убеждался: иконописный «батько Тарас», чей образ нам навязан «шевченкознавцями», ничего общего с реальным Шевченко не имеет. Так появилась моя вторая статья на эту тему. Я долго не мог ее нигде опубликовать. Редакция «Киевских новостей» откровенно испугалась. Другие газеты тоже не решались. Напечатал статью только «Киевский телеграф» в мае 2003 г., через пять лет после ее написания. Потом вышло еще несколько статей. Никакой шевченкофобии там нет. Я всего лишь выступал против обожествления Тараса, против его культа.

«Русские нам не братья!»

- Как видно из ваших публикаций, вы сторонник немодной сегодня точки зрения о национальном единстве белорусов, великороссов и малороссов.

- Эта точка зрения стала «немодной» не сегодня, а 95 лет назад. Я тоже воспитывался в советское время под влиянием мифа о трех братских (но разных!) народах. И когда в начале 1990-х гг., уже после окончания университета, услышал впервые, что украинцы - часть русской нации, то, при всех своих антируховских настроениях, подумал: «Ну, это уже перебор! Это и есть великорусский шовинизм!»

Так я думал примерно до конца 1992 г., когда прочитал книгу замечательного русского историка Николая Ульянова «Происхождение украинского сепаратизма». Даже еще не саму книгу, а ее сокращенный вариант «Откуда пошло самостийничество?», вышедший как газетное приложение, кажется, к журналу «Москва». Там убедительно доказывалось: украинцы и великорусы - одна нация.

Я - историк. До тех пор я считал, что хорошо знаю историю. Но прочитанное для меня было внове. Я не меняю свои взгляды в соответствии с очередной прочитанной книгой или статьей, любую новую информацию стараюсь воспринимать критически. И я стал думать: что можно противопоставить Николаю Ульянову? Опровергнуть его утверждения с ходу не сумел. Пришлось взять тайм-аут. Я много думал над этим вопросом, рылся в научной литературе, но никаких контраргументов так и не нашел. И просто вынужден был признать его правоту. Впоследствии я продолжил изыскания на эту тему, и они только подтвердили вывод о русском (великорусско-малорусско-белорусском) национальном единстве.

Разумеется, между русскими Малой Руси (украинцами, малорусами) и русскими Великой Руси (великорусами) есть определенные этнографические отличия. Как и между представителями любой другой крупной нации. Например, между немцами Верхней и Нижней Германии или поляками Великой и Малой Польши, или французами Северной и Южной Франции, итальянцами севера и юга Италии и т. д. Причем, по данным науки (этнографии, истории, филологии, этнической психологии), разница между великорусами и малорусами на начало ХХ века была значительно меньшей, чем между теми же северными и южными французами, итальянцами, немцами... Другое дело, что в дальнейшем все они продолжали развиваться как единые нации.

Русских же после 1917 г. объявили тремя разными («братскими») народами. Объявили безапелляционно. Всякая дискуссия на сей счет была запрещена. Малорусов переименовали в украинцев, провели тотальную украинизацию. Вот теперь и «маємо те, що маємо». Но истина-то все равно остается истиной! Наши профессиональные «патриоты», «национально сознательные» деятели любят цитировать того же Шевченко: «Хто ми? Чиїх батьків діти?» и т. п. Ну так и разберитесь, чьих отцов вы дети! Может, тогда сообразите, что русофобия, старательно культивируемая сегодня в некоторых кругах, не просто глупа и вредна, она - противоестественна.

- Раз уж коррекция взглядов произошла после объявления независимости, то, если не секрет, как вы голосовали на референдуме 1 декабря 1991 года?

- Не секрет. Я голосовал против независимости. Не потому, что предвидел, в какую экономическую пропасть рухнет Украина (этого я как раз и не предвидел!), а потому, что был уверен: вместе с Россией Украине будет лучше, чем без нее.

- Уверен, что с тех пор вы не раз выслушивали упреки в отсутствии патриотизма.

- Конечно. Но они необоснованны. Просто есть Украина и есть украинство. Украина - моя Родина, которую я люблю. Но хотел бы напомнить написанные более ста лет назад слова выдающегося галичанина, видного общественного деятеля, депутата галицкого сейма Николая Антоневича, обращенные к «национально сознательным»: «Опомнитесь, голубчики! Любите Украину! Любите наш говор, наши песни, нашу историю! Но полюбите и всю Русь и не четвертуйте ее так немилосердно!»

Так вот: украинство - это стремление четвертовать Русь, оторвать от нее кусок (Украину). На этом стремлении к расчленению Руси построена вся так называемая украинская национальная идея. Это болезнь, которой, к сожалению, болеют сегодня многие. Нельзя любить болезнь своей Родины и вместе с тем оставаться патриотом. Это противоестественно!

- В последнем номере ушедшего года (№52 от 30 декабря 2011 г., стр. F2) мы писали о книге «Украинский язык. История становления и развития». Это по сути третье издание вашей работы «Русь нерусская», в середине двухтысячных взорвавшей антиоранжевый сегмент украинского интернета. Что-то новенькое из взрывоопасного появилось?

- В России готовится к выходу моя книга «Малоизвестная история Малой Руси», освещающая ряд страниц нашей истории. Почти написана еще одна - «Сумерки невежества», о захлестывающей нашу страну волне агрессивного незнания... Вообще материал собран еще на несколько книг. Одним словом, планов громадье. Проблема, как всегда, с их реализацией. Книгу ведь мало написать. Надо найти солидное издательство, которое выпустило бы ее. Буду искать.


http://2000.net.ua/2000/svoboda-slova/realii/79709
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Скворцов
Америка от пуританства до скотоложства
По дороге в Содом и Гоморру
23.02.2022
​​​​​​​Подводные скалы признания ДНР и ЛНР
Экспертное сообщество разделилось во мнениях
21.02.2022
​​​​​​​РПЦ в Африке: отсюда мы уже не уйдём
Но так ли эти позиции канонически сильны?
05.01.2022
Встретит ли Украина «агрессора» хлебом-солью
Киевские социологи представили очень любопытную статистику
26.12.2021
Все статьи Дмитрий Скворцов
Александр Каревин
Все статьи Александр Каревин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 15:21
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 15:13
Страх и подвиг
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 14:50
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 14:47
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Александр Волков
26.04.2024 14:29
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от E.O.
26.04.2024 14:04
Та самая проповедь за которую судят владыку
Новый комментарий от АБС
26.04.2024 13:14