Украина тонет в пучине проблем - социально-экономических, политических, военных. А президент Петр Порошенко озабочен изменением ряда праздников и памятных дат. Еще в октябре прошлого года был издан его указ «О дне защитника Украины», которым был упразднен День защитника Отечества, отмечавшийся 23 февраля. Принятый на днях (5 марта) Верховной радой законопроект «О внесении изменения в статью 73 Кодекса законов о труде Украины (относительно установления праздничного дня - День защитника Украины)» установил 14 октября праздничным и выходным днем.
В пояснительной записке указано, что «14 октября также отмечается большой религиозный праздник - Покрова Пресвятой Богородицы". "Благодаря уважительному отношению украинского казачества за этим праздником закрепилось еще и второе название - Казацкая Покрова, а в сознании народа оно стало ассоциироваться с такими понятиями, как воинская честь, доблесть, мужество и рыцарство», - говорится в документе. Указывается, что с 1999 года 14 октября отмечается и как День украинского казачества.
В пояснительной записке также подчеркивается, что «в XX веке казацкие традиции продолжали борцы за независимость Украины - Армия Украинской Народной Республики и Украинская повстанческая армия», а в годы Второй мировой войны «много украинцев-солдат советской армии перед боем с нацистами обращались к Господу и Деве Марии с молитвой о спасении и победе».
Но общеизвестно, что основным мотивом узаконения этого дня в качестве Дня защитника Украины является официальная точка зрения о том, что в этот день в 1942 году была основана Украинская повстанческая армия (УПА). Хотя об УПА в пояснительной записке упоминалось как бы мимоходом. Мол, ее воины продолжали казацкие традиции.
Учитывая политику героизации бандеровской ОУН-УПА, проводимую в последнее время у нас в стране особенно энергично, можно предположить: здесь не просто совпадение. Да и украинский парламент, проголосовав за учреждение Дня защитника Украины, тут же весьма показательно почтил минутой молчания память главнокомандующего УПА Романа Шухевича.
А раз так, будет, наверное, не лишним напомнить о некоторых фактах украинской истории, чтоб знать, в память о каких «защитниках» новый военный праздник Украины назначен на день основания УПА - 14 октября.
* * *
Начнем с того, что никакими продолжателями казацких традиций вояки УПА не являлись. Хотя бы потому, что в Западной Украине казачества не существовало, а поддерживаемая бандеровцами греко-католическая (униатская) церковь являлась непримиримым врагом запорожских казаков.
Точно так же основание УПА вовсе не было приурочено к церковному и казацкому празднику Покрова. То, что сие бандеровское формирование якобы создали 14 октября 1942 года, - пропагандистский миф, сочиненный задним числом в 1947 году.
Объясняется все довольно легко. По окончании Второй мировой войны лидерам бандеровской ОУН требовалось оправдаться за сотрудничество с гитлеровской Германией. В частности, убедить всех, что УПА возникла еще до Сталинградской битвы. То есть до того момента, когда на горизонте стала явственно вырисовываться перспектива полной катастрофы гитлеровцев.
В действительности же УПА появилась на свет именно в связи с названной перспективой. О ее создании задумались в конце февраля 1943 года.
Среди украинских приспешников Гитлера царили тогда панические настроения. Поражение немцев под Сталинградом было впечатляющим. Красная армия стремительно продвигалась вперед. Началось освобождение Украины. Передовые части советских войск вышли к Днепру в районе Запорожья и Днепропетровска. Многим в Галиции казалось, что еще месяц-другой и фронт докатится до них.
Такую же возможность рассматривали и немцы. Оккупационные власти планировали заложить основу повстанческого движения, которое, в случае ухода германских войск, могло бы проводить диверсии в тылу наступающих советских войск. Собственно, эти планы и стали причиной организации УПА.
* * *
Поскольку в конце февраля и в марте 1943 года вермахту удалось стабилизировать обстановку на фронте и даже повести новое наступление, вновь заняв часть восточных областей УССР, времени для организации повстанческих отрядов оказалось достаточно. Немцы снабдили УПА оружием и боеприпасами, предоставили военных инструкторов.
Первоначальной задачей бандеровского войска стала борьба с советскими партизанами и поддержание «порядка» в тех местностях, контролировать которые гитлеровцы, вынужденные почти все свои силы бросить на фронт, уже не могли. Одновременно при попустительстве и подстрекательстве оккупационных властей УПА занялась этническими чистками, устроив массовую резню польского населения Волыни.
У нас сегодня много говорят о том, что бандеровцы будто бы вели «национально-освободительную борьбу», сражались «за свободу Украины, против всех ее врагов», в том числе и якобы против немецко-фашистских оккупантов. Такие утверждения опровергаются документально.
«О враждебности к немцам не может быть никакой речи, что подтверждает история, - говорил, например, в марте 1944 года член руководства ОУН(б) Иван Гриньох, командированный для поддержания контактов с оккупантами. - Украинский народ и бандеровские группы ясно показали, что они могут достичь своей самостоятельности только при помощи самой большой нации Европы. Сознавая это, украинский народ стал уже на стороне немцев в Первой мировой войне, позднее искал и нашел себе поддержку в Германии, учился для немецкой цели и, наконец, как в польско-германской, так и в германо-российской войне сделал свой вклад для Германии».
И далее представитель бандеровцев заверял нацистских хозяев: «В нелегальной работе строго предусмотрено: не действовать против Германии, но готовиться к решающей борьбе против русских».
Также и полевой командир УПА, известный под псевдонимом Вихор Омелян, подчеркивал: «Ведем борьбу с самым большим нашим врагом - большевистской Москвой и не желаем себе военных действий с вермахтом».
Бандеровцы действовали в тесном контакте с оккупационными властями. Это, конечно, не мешало высшим представителям немецкой администрации презрительно называть своих подручных «украинскими национальными бандами» (так, к примеру, отзывался о них рейхскомиссар Украины Эрих Кох). Тем не менее услугами банд нацисты пользовались, не смущаясь.
Что же касается «борьбы» УПА против немецких оккупантов, то велась она исключительно на словах. «Хотя контакты между немцами и ОУН-УПА имели конспиративный характер, они не были большой тайной как для советской стороны, так и для местного населения, - констатируется в итоговой публикации материалов рабочей группы историков при Правительственной комиссии Украины по изучению деятельности ОУН-УПА. - И это обстоятельство в определенной мере беспокоило бандеровское руководство».
Отсюда и антиоккупационные декларации УПА, и демонстративный запрет воякам УПА сотрудничать с гитлеровцами. «Это была лишь попытка маскировки того, что имело место фактически», - отмечается в указанной публикации историков, вышедшей в 2005 году, когда обслуживающих власть украинских исследователей уж никак невозможно было заподозрить в антибандеровских настроениях.
* * *
Вообще, пишущие на данную тему современные украинские авторы, если не желают явно грешить против истины, вынуждены всячески изворачиваться. Они пытаются выполнить соответствующий заказ властей, но при этом хотя бы отчасти соблюсти свою репутацию. Поэтому стараются выражаться деликатно, заявляя, что «противонемецкая борьба» для УПА «не являлась приоритетной» или что «действия ОУН и УПА на противонемецком фронте не сыграли заметной роли в освобождении территории Украины от немецких оккупантов».
Только вот такие «осторожные» мнения, содержащие хоть часть правды, высказываются в монографиях, выходящих, как правило, тиражом от ста до пятисот экземпляров. Широкая публика о них просто не знает. Зато мифы о «героической борьбе УПА за свободу Украины против Сталина и Гитлера» с помощью СМИ (прежде всего телевидения и радио) и школьных учебников вдалбливаются в головы многим миллионам людей. Да и большинство людей, подвизающихся на ниве исторической науки, о репутации не заботятся, давно скатившись до уровня отъявленных лгунов.
Разумеется, и после освобождения УССР (Украины) от немецко-фашистских захватчиков советской армией вояки УПА продолжили свою борьбу. Они стреляли в спины советских солдат (украинцев в том числе), совершали диверсии. А по завершении войны переключились на террор, убивая, прежде всего, украинцев из восточных областей УССР - специалистов (врачей, учителей и др.), направленных в Западную Украину для налаживания мирной жизни.
Убивали и западных украинцев, отважившихся не подчиняться директивам УПА. «ОУН должна действовать так, чтобы все, кто признал советскую власть, были уничтожены, - инструктировал своих боевиков командующий УПА Роман Шухевич (тот самый, память которого так трогательно чтут в нынешней Верховной раде). - Не запугивать, а физически уничтожать! Не нужно бояться, что люди проклянут нас за жестокость. Пусть из 40 миллионов украинского населения останется половина - ничего страшного в этом нет».
Так были ли вояки УПА защитниками Украины? Думается, в свете вышеприведенных фактов ответить на этот вопрос будет нетрудно. Только кто ныне на Украине знает факты и может дать верный ответ? Очень немногие.
http://odnarodyna.org/node/28522