«...И смерти не будет уже» (Откр.21,4)
Для
внешнего человека нет более пугающего слова, чем «кладбище». А люди
православные... Нет, нельзя сказать, будто мы вовсе не боимся смерти:
положа руку на сердце, как бы мы ни храбрились, как бы ни уверяли,
что-де «смерть - это только переход», но когда судьба подводит к этому
переходу вплотную, мало кто остаётся невозмутимым. И всё-таки мы любим
гулять по кладбищам, мы любим дышать этим покоем, впитывать эту тишину...
Порою среди смиренных могилок Божие присутствие ощущается острее, чем в
ином храме...
В Петербурге много чудесных кладбищ, много славных могил, давно
ставших святынями для всей России. Одно из них - Волковское кладбище.
Освящённое останками блокадных мучеников, оно дорого сердцу всех,
любящих наш город. Но я сейчас говорю не об этих святых могилах, а
только об одном уголке Волковского кладбища - о Литераторских мостках.
Дух захватывает, когда попадаешь сюда! Как густо засеяна здесь земля
русской славой! Академик Павлов, Миклухо-Маклай, Тургенев, Блок,
Бехтерев, Гаврилин, Петров-Водкин, Ольга Берггольц... Вот они - все лежат
тут, рядом, на маленьком пятачке питерской холодной земли, и нет
никакой помпы, никаких фанфар - всё тихо, спокойно, мирно и смиренно,
как и положено быть на кладбище.
Ходишь от могилы к могиле, читаешь за одним громким именем другое - не
менее громкое, сравниваешь надгробия... Вот незатейливый памятник над
могилой Александра Блока - точно не надгробие, а верстовой столбик, -
скромная веха на пути в вечность. А вот пышный монумент поэту Апухтину -
очень красивый, но кто его, бедного, помнит сейчас? Поэт был неплохой,
очень неплохой, - но в России мало быть неплохим поэтом, здесь заметны
только гении... Всё же нельзя не помянуть Апухтина добрым словом:
душевный был стихотворец, и не без блеска. Помните, может быть, его
душераздирающий стих: «Всё васильки, васильки... Сколько их выросло в
поле!..» Этот стих написан от лица больного в психиатрической
лечебнице, в нём бред и кошмар перемежаются с ясными и нежными
воспоминаниями о днях юности... Прежде чтецы-декламаторы любили читать
его со сцены, поражая зрителей переходами от лирической напевности к
диким воплям безумца.
А вот и настоящий безумец - Всеволод Гаршин, простенькая его могилка...
Признаться, я был удивлён, что он, самоубийца, попал на православное
кладбище. Потом решил: видимо, самоубийство Гаршина было списано на
болезнь писателя и потому не сочтено грехом... Не много написал Гаршин за
свою недолгую и полную боли жизнь, но две его вещи будут жить, пока
жива русская литература: пронзительный рассказ «Красный цветок» и
скромная «Лягушка-путешественница» - сказка не хуже, а может быть, и
лучше самых знаменитых творений Андерсена.
Вот Иван Сергеевич Тургенев - как странно видеть его здесь, в Питере...
Что общего он имел с этим городом? Лежать бы ему в родных, мягких
орловских землях или, может быть, в любимом Париже - уж Париж-то был
ему роднее промозглого Петербурга. Неподалёку Иван Гончаров - его
могила на приволье, вокруг просторно, чисто, много воздуха... А вот
изумительный памятник над могилой Глеба Успенского - куда там Тургеневу
и Гончарову!.. Но и этого писателя имя тоже мало что говорит
сегодняшним людям... А жаль, жаль! Глеб Успенский, может быть, и не
лучший из наших литераторов, но читать его сегодня отнюдь не безполезно.
Один только рассказ «Выпрямила» чего стоит! Сколько в нём остроумия,
сколько метких слов о западной культуре, сколько мудрых раздумий - и с
Достоевским сравнить не стыдно!
...Пока не споткнёшься, не заметишь могильную плиту Помяловского. Вот уж
этого-то нам помнить просто необходимо! «Очерки бурсы» современным
православным людям нужно читать и перечитывать - и мирянам, и
священникам, - хотя бы для того, чтобы лучше понимать, почему в России
случилась революция и была ли она такой уж несправедливой. Или
небольшой рассказ «Вукол» - об отважном маленьком мальчике, нашедшем в
себе силы противостать наглости, хамству и жестокости взрослых дядей, -
прекрасный рассказ, благотворная и целительная встряска для души!
Бродишь и бродишь по Литераторским мосткам, и ноги сами не хотят
уходить отсюда... Вот чудно красивый памятник над могилами Дмитрия
Мамина-Сибиряка и его жены, вот благородно-сдержанный памятник
Крестовскому, автору «Петербургских тайн»... А вот и Салтыков-Щедрин...
Здравствуйте, Михаил Евграфович... Не объедешь на кривой кобыле этого
автора, а хотелось бы объехать, хотелось бы вовсе забыть его и не
вспоминать никогда. Страшный, больной, исходивший ядом человек, отец
современной «чернухи», русский писатель, чью безумную русофобию не
смогли перещеголять и деятели нашей эпохи... Но встретив его здесь, на
кладбище, не чувствуешь в себе желания ругаться и проклинать... Что ж,
есть в России и такие литераторы... На то и щука в море, чтоб карась не
дремал, - тот самый щедринский Карась-идеалист...
И довольно об этом. Подойдём лучше к могиле Ольги Берггольц - вот где
надгробье изумительное! Я сейчас не говорю о самой поэтессе: её поэзия -
особое явление в жизни великого города и так же неотъемлема от него,
как Александрийский столп или Ростральные колонны. Но вот надгробие:
сколько жизни, сколько надежды! Много писали об этом памятнике, на
котором поэтесса изображена на фоне огромного окна, - легко заметить,
что в оконную раму тайно вписан крест, да и само окно нельзя трактовать
иначе, как указание на иной мир, лучший мир, - окно, открытое в
небеса...
Удивительное ощущение не покидает вас, когда вы ходите по
Литераторским мосткам: великие имена, встречающиеся здесь на каждом
шагу, дышат таким смирением, скромностью и миром, что пропадает всякая
отчуждённость, всякая хрестоматийность. Ты стоишь лицом к лицу с
великими тружениками русского духа - и чувствуешь себя в кругу
родственников, в кругу старших братьев, любящих, понимающих, способных
помочь...
И не удивительно, что, встретив могилу человека, которого знал при
жизни, чувствуешь желание раскланяться с памятником, и невольно
произносишь вслух: «Здравствуйте, Андрей Юрьевич!» Такое было со мной у
могилы Андрея Толубеева. Встречался с ним за год до его смерти,
расспрашивал о том, как та или иная роль влияет на душу актёра. И
знаменитый артист размышлял, оценивал, судил свои роли - не для меня,
не для газеты, - в первую очередь для себя самого. Кстати, выглядел он
тогда хорошо - мне и в голову не приходило, что скоро его не станет... А
вот теперь иду по кладбищу, и встречаю его могилу, и пытаюсь понять:
как ему там? покойно ли спится? Литераторские мостки полны мира и покоя,
и могила Андрея Толубеева ничем не противоречит этой небесной тишине -
вокруг неё так же мирно и светло, как и повсюду здесь...
В России много святых, и они молятся за нас, русских. А здесь, на
Литераторских мостках, святых, наверное, нет. Нам самим нужно молиться
за этих людей, - и вместе с ними молиться. Тут, на кладбище, храм
Воскресения Словущего. Что бы нам, православным, не заходить в эту
церковь почаще да не писать поминания о наших учителях? Как ещё мы
можем сказать спасибо Блоку и Тургеневу, Гаршину и Гончарову?
Под сенью Воскресенского храма лежат они, ожидая, как и все, общего
воскресения... Но ведь они и не умирали: дела рук их живут; главное, что
было в их душах, лучшее, что в них было, живёт. На Литераторских
мостках слова «жизнь вечная» - это не пустой звук: сюда стоит прийти
хотя бы для того, чтобы ещё раз почувствовать человеческое безсмертие...
http://pravpiter.ru/