Православные храмы Клайпеды: рождается модель духовного и социального партнерства

0
274
Время на чтение 7 минут
post thumbnail

До Второй мировой войны в тогдашнем Мемеле (прежнее название Клайпеды), городе со стотысячным населением, была лишь небольшая (всего 30-40 человек) православная община. Редкие службы осуществлялись приезжими священниками Свято-Сергиевской церкви в Векшняй. Возродить после окончания войны приходскую жизнь в Клайпеде было поручено родившемуся и выросшему в Литве протоиерею Иоанну Левицкому, возглавлявшему в то время приходы соседней Кретинги и Тельшяй. В начале 1946 г. к православным верующим относили себя уже несколько сотен жителей Клайпеды, и, понятное дело, они нуждались в духовном окормлении, с нетерпением ожидая, когда же станут проводиться богослужения.

Отец Иоанн неоднократно обращался к властям с просьбой зарегистрировать православную общину, а также выделить помещения для отправления богослужений. В письме от 7 сентября 1945 г. уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Литовской ССР отец Иоанн указывал: «До войны в Мемеле была церковь (т.е. дом молитвы) по ул. Перкасу, №9. В годы войны церковь разрушена. Вещи церковные расхищены - на 71 тысячу рублей... В город уже приехали более ста русских семей, не считая военных и 9 тысяч душ портовых рабочих. Люди просят о богослужении. Им самим жить еще негде - все разрушено, а уже просят о богослужениях, чтобы вымолить у Господа помощи в их бедах... А между тем на углу улиц Покшто и Жарджю есть свободная немецкая кирха». На соответствующий запрос председатель Мемельского горисполкома Бергас заявил: «Если уполномоченный Линев даст письменное распоряжение, то помещение будет отведено и отремонтировано».

Религиозные потребности православных были удовлетворены, но лишь в той мере, в какой это могло допустить руководство атеистического государства. В 1947 г. все православные общины Советской Литвы должны были заново пройти государственную регистрацию. На общих собраниях приходов избирались «приходские двадцатки», утверждались ревизионные комиссии и кандидатуры церковных старост. Протоколы собраний отправлялись в Епархиальный совет, органам местной власти, уполномоченному по делам РПЦ - и по этим протоколам принимались соответствующие решения. На протоколе собрания общины, прошедшего в Клайпеде 26 января 1947 г., появилась резолюция заместителя председателя горисполкома: «Препятствий к передаче под церковь русской православной общине дома № 17 по улице Лепу (бывшая Интернациональная усыпальница) со стороны Клайпедского горисполкома не имеется».

Итак, власти разрешили православным пользоваться зданием на лютеранском кладбище. Еще полгода ушло на то, чтобы приспособить его для проведения богослужений. На конных повозках в Клайпеду привезли иконостас из закрытой властями православной церкви в латвийской Лиепае. Новый православный храм был освящен во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, его первым настоятелем был назначен священник Феодор Ракецкий. 28 декабря 1947 г. отец Феодор совершил в нем первое богослужение.

Церковь Всех Русских Святых (в наши дни)

Клайпедская община была в то время едва ли не самой крупной в республике - в ней состояло около 1000 человек. Естественно, за священником следили сотрудники МГБ. «Разработка» отца Феодора Ракецкого продолжалась более двух лет, после чего священника арестовали, и «особым совещанием» он был осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей «за антисоветскую агитацию и пропаганду». Настоятелем Всехсвятского храма стал протоиерей Николай Недвецкий, а отец Феодор вышел на свободу лишь после ХХ съезда КПСС, осудившего сталинские репрессии.

Долгие годы наряду с православными богослужениями во Всехсвятском храме совершались также лютеранские службы. С обретением Литвой независимости в Клайпеде было создано первое в новом государстве христианское просветительское общество «Слово» во главе с прихожанкой Всехсвятской церкви Ларисой Лукошявичене. Переоборудованный из евангелико-лютеранской кирхи православный храм на бывшем лютеранском кладбище к концу 1990-х годов уже не мог вместить всех верующих.

Интерьер Всехсвятской церкви

В 2000 г. в одном из «спальных» районов Клайпеды Смильтелес была заложена новая православная Покрово-Никольская церковь. Храм освящен в честь Покрова Божией Матери и во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского (покровителя путешествующих и мореплавателей), что для Клайпеды как единственного в Литве морского порта имеет особенное значение. Автором проекта храма стал пензенский архитектор Дмитрий Борунов (он же является автором проекта церкви во имя Иверской иконы Божией Матери в городе Паланга).

Покрово-Никольская церковь

Покрово-Никольская церковь состоит из двух приделов; больший придел (вмещающий до 500 человек) освящен в честь Покрова Богородицы, меньший - во имя святителя Николая. Оба придела создают впечатление двух отдельных храмов, вплотную приближенных друг к другу. Храм венчают два шлемовидных купола, форма которых напоминает шлем древнерусских воинов. Комплекс завершает колокольня с куполом, стоящая отдельно от храма. Основной иконостас храма выполнен в Пензе художниками мастерской «Дабор». Над иконостасами в обоих приделах церкви работали вильнюсский иконописец Владимир Подгорный и клайпедская художница Маргарита Артамонова. Примечательно, что она же является матушкой Маргаритой, женой настоятеля расположенного в основной школе имени Андрея Рублева храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии протоиерея Владимира Артамонова, который, в свою очередь, является не только директором школы, но и благочинным Клайпедского благочиния.

Колокольня при храме

Спонсорами храмового комплекса стали известные в Литве предприниматели Владимир Романов и Александр Попов. Еще один жертвователь Владимир Стефанов дал средства на купол колокольни, он же взял под опеку создание церковной библиотеки и воскресной школы для детей и взрослых. Сегодня Покрово-Никольская церковь по праву может считаться архитектурным украшением города, которым гордится православное население Клайпеды (до 25% жителей города составляют исповедующие преимущественно православие русские, украинцы и белорусы: по переписи населения 2001 г. - 21,3%, 2,4% и 1,9% соответственно).

Хотя уже несколько лет в городе действует Покрово-Никольский храм, прихожане посещают также церковь во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, разместившуюся в основной школе имени Андрея Рублева. Эта церковь действует в выходные и праздничные дни: по воскресеньям здесь собирается до ста человек, по праздникам - вдвое больше. Там же проходят уроки религии для учащихся этой и других школ города.

Храм во имя святых мучениц Веры, Надежды,
Любови и Софии при школе им. Андрея Рублева

Вначале между школой имени Рублева и церковным приходом Веры, Надежды, Любови и Софии был заключен договор об аренде помещений, который действовал десять лет. Затем, в 2004 г. школа подписала договор об аренде, но уже с обществом христианского просвещения «Слово»; этот договор перезаключается каждый учебный год. По словам директора школы и настоятеля храма Владимира Артамонова, на это было получено соответствующее разрешение отдела просвещения городского самоуправления Клайпеды.

Но хотя помещения сданы в аренду легально, церковная деятельность в них является не вполне законной, так как религиозные обряды в школе совершаться не могут. Некоторые родители учеников, не одобряющие самого факта наличия церкви в школе, обратились в мэрию с жалобами. С другой стороны, сторонники школьного храма говорят, что, во-первых, церковь находится не в школе, а при школе. Если кто-то не хочет отдавать своих детей именно в эту школу, то неподалеку (две-три автобусных остановки) есть другая русская школа.

Владимир Артамонов - директор школы им. Андрея Рублева и
настоятель храма во имя святых мучениц Веры,
Надежды, Любови и Софии

Вообще-то ничего плохого в том, что при учебном заведении имеется небольшой храм, нет, только, может, нравственность у здешних детей повыше, да наркоманов вокруг поменьше. Тем более что службы проводятся только в выходные и праздничные дни. А молодые родители - воинствующие атеисты - могут отказаться от посещения их детьми уроков религии. Зато в школе бережно относятся к искусству, проводят конкурсы, дети с удовольствием демонстрируют свои живописные работы. Так что, прежде чем возражать, иным родителям неплохо было бы взвесить все «за» и «против» такого соседства.

Да и сама церковь, хотя и небольшая, но внутри выглядит очень красиво, и отчего бы ребятишкам к красоте не приобщиться?..

Иконостас храма

По мнению мэра Клайпеды Витаутаса Грубляускаса, «такой случай - единственный во всей Литве. Духовное и социальное партнерство возможно, но эти отношения необходимо узаконить - и создать модель, которой в подобных ситуациях могли бы руководствоваться и другие учебные заведения и религиозные общества. Решение должен принять городской совет».

__________

Фото - В. Артамонова; http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=3474;

http://www.pokrov.lt/o-hrame/fotografii

http://rusedin.ru/2012/03/28/pravoslavnye-xramy-klajpedy-rozhdaetsya-model-duxovnogo-i-socialnogo-partnerstva/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владас Любартас
Все статьи Владас Любартас
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
26.04.2024 09:33
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44