itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

А мiр еще так молод!..

0
410
Время на чтение 6 минут

- Вы говорите, что мiр одряхлел, что он близок к смерти, что он практически умер... А я с вами не соглашусь, - говорит мне протоиерей Феодор Гуряк, настоятель Благовещенского храма на Приморском проспекте, 79, преподаватель СПбДАиС, давний друг нашей газеты. - Взгляните на современную цивилизацию - неужели она похожа на старика, мудрого, всезнающего и в то же время немощного и малоподвижного? Не думаю... Нет, нынешний мiр бурлит, в нём бродят нерастраченные силы - и физические, и нравственные, совсем как у юноши... И силы эти не очень-то слушаются головы - в юности такое тоже бывает!.. Мiр занят поисками истины: взгляните, как жадно все ищут правды, справедливости! Не там ищут, где надо, но всё-таки ищут!.. Это тоже примета молодого возраста: подростков обычно очень волнует, что справедливо, а что нет, и они пытаются найти ответ самостоятельно и непременно наделают глупостей в своих поисках. Или взять современный атеизм: «Мы не признаём ваши авторитеты! Мы не хотим поклоняться идолам! Мы хотим свободы, - свободы мысли, свободы поведения!..» Не правда ли, узнаваемая картина: всякий, кто сталкивался с детьми, достигшими переходного возраста, отлично знает, что им очень свойственны подобные настроения. Это юность человечества, это незрелость, инфантильность, детскость: дети, подрастая, убегают от одних идолов и сами не замечают, как начинают поклоняться другим...

Словом, я считаю, что мiр наш очень-очень молод, что он только входит во взрослый ум, и руководство церковное, христианская благая весть ему весьма необходимы!.. А жизнь Церкви на земле - это непрерывное благовещение. Но, разумеется, наша весть, наша проповедь должна меняться от века к веку и от года к году. Мы должны помнить, что на дворе не девятнадцатый век, а двадцать первый, наши прихожане несколько отличаются от тех людей, что ходили в храмы во времена Пушкина и Достоевского...

- В чём же, по-вашему, особенность современной проповеди?

- Во-первых, я хочу сказать об особенностях внешних. Проповедь зависит от обстоятельств времени: нужно говорить на языке своего века. Я не призываю к профанации священного языка, языка наших богослужений, но паства должна понимать проповедника. И конечно, нужно пользоваться новыми средствами. Интернет? Прекрасно. И не стоит утверждать, что это сатанинское изобретение: внешний мiр так устроен - он может быть обращён и к добру, и ко злу. Поверьте, тут нет ничего нового, эта проблема стояла всегда: в первобытном мiре камень, лежащий на дороге, мог стать страшным орудием убийства, а мог стать полезным орудием труда. В этом смысле компьютер ничем не отличается от камня: на что он будет употреблён - это зависит от человеческого произволения.

Что же касается внутреннего содержания нашей вести мiру... Я уже говорил, что главная забота современного человечества - поиски свободы. Сколько на этом пути совершено нелепостей, ошибок и даже преступлений!.. Но для нас, православных христиан, очевидно, что стремление к свободе - это само по себе прекрасно! Человек рождён для свободы! И Господь всячески бережёт нашу свободу, ценит её едва ли не больше всего остального... Как сказал апостол Иаков, «кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот... блажен будет в своем действии». (Иак.1,25). Значит, задача Церкви не мешать поискам, а помогать им! Каким образом помогать? В первую очередь объяснять, что свобода существует двоякая: свобода выбора и свобода от зла. Свобода выбора - это только условие, а свобода от зла - цель. Свобода выбора была у человека, и до сих пор она не отнята, и слава Богу, что мы имеем возможность выбирать между одним и другим. Но окончательная свобода - бегство из рабства злу - может совершиться только вместе со Христом Господом. Сам человек не имеет в себе силы победить зло, как бы он ни гордился своей эрудицией, умом, образованностью, «продвинутостью», как сейчас модно выражаться... Мы заражены вирусом греха! В том-то и особенность православного самосознания: оно относится ко греху как к болезни. Мы заболели, а больной человек может ли пользоваться свободой? Его свобода - в пределах больничной палаты... Излечить нас может только Господь, и Он немедленно сделает это, как только мы обратимся к Нему. Почему же не раньше? Да именно потому, что Ему нужен наш свободный выбор, свободное решение. Как это сказано в Евангелии от Луки: «...пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него». (Лк.5,12-13). Вот она, наша благая весть мiру: «Только попроси свободы, и ты её немедленно получишь!»

- Вы говорите, что мiр молод, что мiр только начинает жить, а между тем общая тема сегодняшних околоцерковных разговоров: «Конец света приближается!» По-моему, в этом уверены большинство православных...

- Да, я оптимист. Хотя и люди порою гибнут и молодыми, так и не набравшись стариковской мудрости, - и всё же... Где-то у Святых Отцов - кажется, у Тертуллиана - сказано: «Мы трудимся и молимся для того, чтобы отодвинуть всеобщий конец». Понимаете: Церковь должна по возможности отодвигать конец света, а не пугать людей его приближением...

- А для чего же отодвигать? Ведь конец света - Пришествие Христа во славе... И зачем тянуть этот путь греха и боли, которым является человеческая история?

- Вы так считаете? А мне хочется, чтобы в Царствие Божие побольше людей попало. Я верю, что обителей у Отца Небесного много: хватит и на нас, и на многие поколения, которые придут нам на смену. Пусть рождаются новые и новые люди, пусть растут духовно, подрастают для Царствия Небесного - это же здорово! Не будем эгоистами, не будем брать пример с сектантов. Как они уверяют: «144 тысячи войдут в Рай - и сверх того ни одного человека!» Нужно быть благороднее. Нужно работать на то, чтобы отодвинуть конец. Милостив и благ Господь, Который даёт возможность духовного творчества, позволяет нам столько ошибок допустить - и не спешит наказывать за них. Это только мы нетерпимы к своим детям: «Да сколько можно тебе твердить одно и то же?!» - и сразу наказываем. А Господь не так... Господь даёт возможность и ошибиться, и исправить ошибку... Об этом тоже надо рассказать современному мiру, это тоже благая весть.

- Тогда у меня ещё один вопрос: возможно, мiр наш действительно ещё молод... Но вот наша Церковь скоро значительно помолодеет: не мне вам рассказывать, но сейчас в семинарию поступают юноши, едва окончившие школу, - в 21-22 года они закончат учёбу и придут в храмы уже батюшками... Не пошатнётся ли от этого авторитет Церкви? Ведь понятно, что священник, облечённый сединами, вызывает у прихожан куда больше и доверия, и почтения, чем молодой...

- Вы во многом правы. Мои сверстники приходили учиться, отслужив в армии, окончив светские вузы... Это были умудрённые жизненным опытом мужчины, у которых имелись жёны, дети, многие к тому времени получили учёные степени... Поступая в семинарию, они совершали акт гражданского мужества, сжигали за собой мосты, знали, что в «обычный», нецерковный мiр им уже не вернуться. Это был вызов. А сегодняшняя молодёжь поступает к нам просто как в один из вузов... Их мамы за ручку приводят. Хорошо это или плохо? Так Бог судил, и нам остаётся принимать Его волю. Видимо, в таком положении вещей есть свой смысл. Кое-что мы можем понять уже сейчас; посмотрите вокруг: «Жатвы много, а делателей мало» (Лк.10,2). Но делатели не спустятся с неба готовыми - многоопытными, многомудрыми... Мiр жаждет услышать благую весть, - современный мiр, такой непохожий на тот, в котором росли мы! Мы многое знаем, много понимаем, накопили большой опыт - и житейский, и духовный... Но, может быть, нам не дано найти всех тех слов, которые дойдут до сердца современного человека. Молодёжь - плоть от плоти нынешнего века, она лучше знает, как обратиться к своим сверстникам. А что касается опыта... Надо уважительнее относиться к своим прихожанам - и они с радостью поделятся с тобой всем, что накоплено в их сердцах... Я до сих пор не перестаю удивляться, какие сокровища духовные несёт наша паства: много лет люди живут Церковью, молятся, ищут волю Божию, - и многому, очень многому могут научить молодёжь.

Мы не можем бросить на произвол судьбы этот мiр: мы за него в ответе. Господь хочет, чтобы мы все пришли в познание истины, чтобы ничто из Его творения не погибло. Священник - будь он маститым старцем или только закончившим семинарию юношей - не является, так сказать, автономной личностью: он действует силой Христовой, лишь бы он сам этого не забывал. И мы стараемся, благовествуя Царство Божие, отвести мiр от разложения, от ада. Рая-то мы на земле не построим, но ада допустить не должны, должны благовествовать Царство Божие, которое есть главная ценность для всякой творческой, ищущей личности.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

http://pravpiter.ru/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Феодор Гуряк
Все статьи Священник Феодор Гуряк
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09